Рефлексы это что такое Рефлексы: определение — Психология.НЭС
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ Рефлексы бульбарные

Рефлексы

Найдено 17 определений термина Рефлексы

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Рефлексы

reflexes) Р. - это наименее сложная моторная реакция Ц. н. с. на сенсорный входной сигнал, осуществляемая с минимальной задержкой. Выражение Р. - непроизвольный, стереотипный акт, определяемый локусом и характером вызывающего его раздражителя. Тем не менее, над мн. Р. может осуществляться сознательный контроль. Р. могут вызываться стимуляцией любой сенсорной модальности. Р. очень много, и мы не будем приводить здесь их полный перечень. Вместо этого на неск. конкретных примерах мы проиллюстрируем те принципы, к-рые применимы ко всем Р. Простейшим рефлексом яв-ся миотатический рефлекс, или рефлекс растяжения мышцы. Этот рефлекс можно вызвать у любой скелетной мышцы, хотя самый известный его пример - коленный рефлекс. Анат. основу миотатического рефлекса составляет моносинаптическая (с одним синапсом) рефлекторная дуга. Она включает сенсорный концевой орган, сенсорное нервное волокно с его клеточным телом в ганглии заднего корешка, ?-мотонейрон, на к-ром сенсорный аксон образует синапс, и аксон этого ?-мотонейрона, возвращающийся к мышце, от к-рой приходит сенсорное волокно. Сенсорным концевым органом в рефлексе растяжения мышцы служит мышечное веретено. Мышечное веретено имеет мышечные окончания, наз. интрафузальными волокнами, и центральную, немышечную область, связанную с окончанием афферентного нерва. Интрафузальные волокна иннервируются ?-мотонейронами передних корешков спинного мозга. Высшие центры головного мозга могут оказывать влияние на рефлекс растяжения мышцы посредством модуляции активности ?-мотонейронов. Этот рефлекс вызывается растяжением мышцы, что приводит к увеличению длины мышечного веретена и, вследствие этого, к повышению частоты генерирования потенциала действия в сенсорном (афферентном) нервном волокне. Повышенная активность в афферентном волокне усиливает разряд целевого ?-мотонейрона, что вызывает сокращение экстрафузальных волокон мышцы, от к-рой приходит афферентный сигнал. Когда экстрафузальные волокна сокращаются, мышца укорачивается и активность в афферентных волокнах понижается. Существуют и более сложные рефлекторные дуги, включающие один или неск. вставочных нейронов между афферентной и эфферентной частями рефлекса. Примером простейшего полисинаптического (более чем с одним синапсом) рефлекса может служить сухожильный рефлекс. Сенсорный концевой орган - тельца Гольджи - находится в сухожилиях. Увеличение нагрузки на сухожилие, вызываемое обычно сокращением прикрепленной к нему мышцы, и есть возбуждающий раздражитель, к-рый приводит к растяжению телец Гольджи и возникновению в них импульсной активности, распростр. по соотв. афферентному волокну. Идущий от сухожильного сенсорного концевого органа афферент заканчивается на вставочном нейроне в спинном мозге. Этот вставочный нейрон оказывает тормозящее действие на ?-мотонейрон, понижая активность в его эфферентном аксоне. Поскольку этот аксон возвращается к мышце, прикрепленной к растянутому сухожилию, мышца расслабляется и нагрузка на сухожилие снижается. Рефлекс растяжения мышцы и сухожильный рефлекс работают во взаимодействии, обеспечивая базисный механизм быстрого регулирования степени сокращения мышцы. Эти Р. полезны для быстрых приспособлений к изменению положения ноги, когда чел. приходится идти по неровной почве. Разумеется, в локомоции участвуют и др. полисинаптические спинальные Р. Эти Р. включают гораздо больше вставочных нейронов в структуру рефлекторной дуги. Неврологическую основу этих сложных Р. образуют дивергентные (от одного нейрона к неск.) и конвергентные (от неск. нейронов к одному) связи вставочных нейронов. Пример действия этих Р. нам дает чел., наступающий босой ступней на острый предмет и рефлекторно отдергивающий пораненную ногу. Сенсорным входным сигналом здесь является боль. Болевые афферентные волокна идут в спинной мозг и образуют синапсы на вставочных нейронах. Нек-рые из этих вставочных нейронов возбуждают ?-мотонейроны, к-рые заставляют мышцы-сгибатели поврежденной ноги сокращаться, подтягивая ногу вверх, однако др. вставочные нейроны способствуют торможению мотонейронов, обслуживающих мышцы-разгибатели той же ноги. Это позволяет ноге подниматься быстро и плавно. Др. нейроны, получающие болевой входной сигнал, направляют аксоны через срединную линию спинного мозга, возбуждают мотонейроны разгибателей противоположной ноги и тормозят мотонейроны, иннервирующие ее сгибатели. Это приводит к тому, что неповрежденная нога обретает жесткость и обеспечивает опору в тот момент, когда пораненная нога отдергивается вверх. Вдобавок ко всему, вставочные нейроны тж ретранслируют информ. в верхние и нижние отделы спинного мозга, вызывая межсегментарные Р., к-рые координируют сокращение мышц туловища и верхних конечностей. Моносинаптические и полисинаптические спинномозговые Р. образуют базовый механизм поддержания и приспособления позы. Моторные системы головного мозга влияют на спинномозговые Р. через входные цепи, идущие к вставочным нейронам и ?-мотонейронам. Т. о., изменения спинномозговых Р. могут указывать на патологию в моторных системах головного мозга. Примером этого может служить гиперрефлексия, связанная с травмой латеральных спинномозговых двигательных путей или с повреждением моторных областей лобной доли. Существует ряд зрительных Р. В качестве примера можно назв. зрачковый рефлекс, проявляющийся в сужении зрачка в ответ на освещение глаза ярким светом. Для этого рефлекса необходимы интактные сетчатка, зрительный нерв, средний мозг и III пара черепных нервов, однако он не зависит от целостности ядер наружных коленчатых тел или зрительной коры. Р. тж могут вызываться стимуляцией сенсорного входа из внутренних органов. Барорецепторный рефлекс являет собой пример такого автономного рефлекса. Повышение кровяного давления растягивает рецепторы в крупных сосудах вблизи сердца. Это усиливает поток афферентных импульсов к ядрам одиночного пути продолговатого мозга. Нейроны в ядрах одиночного пути переключают импульсацию на двигательные ядра блуждающего нерва и передают в спинной мозг, вызывая понижение сердечного ритма и кровяного давления. Приобрести сознательный контроль над этим рефлексом очень трудно, однако на его основе можно выработать условный рефлекс, используя методику классического обусловливания. См. также Ацетилхолинестераза, Электростимуляция нервной системы, Эндорфины/энкефалины, Модели нейронных сетей, Нейромедиаторы, Сенсомоторные процессы М. Л. Вудрафф
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

РЕФЛЕКС

реакция на возбуждение рецепторов - опосредованная системой нервной закономерная ответная реакция организма на раздражитель. Обусловлена воздействием некоего определенного фактора внешней или внутренней среды на анализатор. Проявляется в сокращении мышц, выделении секреции. Принцип рефлекторный в деятельности мозга головного был сформулировал французский философ Р. Декарт, хотя сам термин вошел в науку позднее.

Проявление рефлексов неясно у простейших, максимально у кишечнополостных, среднее у червей и насекомых и понемногу сходит на нет у животных более высокой степени развития, однако даже у человека не исчезает полностью.

Различаются рефлексы безусловные и условные.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

РЕФЛЕКС

лат. reflexus - отражение) - опосредствованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

Рефлекс

В психологии термин имеет несколько значений, начиная от технического определения (врожденное поведение, проявляемое без сознательного усилия и не меняющееся в зависимости от ситуации), до неспецифических (акт, осуществляемый под воздействием «импульса»). В теории классического формирования условных рефлексов он определяется как «неусвоенная ассоциация между стимулами и соответствующими реакциями». Таким образом, слюноотделение при виде пищи является безусловным рефлексом.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

РЕФЛЕКС

jerk) - ответная реакция организма на то или иное воздействие, осуществляющаяся через нервную систему. Например, коленный рефлекс (knee jerk) (см. Рефлекс пателлярный) заключается в осуществлении резкого "подбрасывающего" движения ногой, возникающего в результате сокращения четырехглавой мышцы бедра в ответ на растяжение при постукивании по ее сухожилию. Определение этого, а также некоторых других рефлексов, таких как ахиллов и разгибательный локтевой рефлекс, позволяет контролировать состояние спинномозговых нервов, которые участвуют в осуществлении этих рефлексов.

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

РЕФЛЕКС

reflex) - ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляемые через нервную систему. Так болевой раздражитель (например, булавочный укол) приведет к возникновению рефлекса отдергивания пальца еще до того момента, как головной мозг отправит сообщение о необходимости участия в этом процессе мышц. См. Рефлекс условный, Рефлекс пателлярный. Рефлекс подошвенный.

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

Рефлекс

Словообразование. Происходит от лат. reflexus - отраженный.

Категория. Ответная реакция живого организма, обусловленная воздействием какого-либо определенного фактора внешней или внутренней среды на анализатор.

Специфика. Проявляется в сокращении мышц, выделении секреции и т.д.

Виды:

- условные рефлексы,

- безусловные рефлексы.

Источник: Психологический словарь

РЕФЛЕКС

1. Вообще — любая относительно простая, "механическая" реакция. Рефлексы обычно рассматриваются как специфически видовые, врожденные модели поведения, которые в значительной степени неподконтрольны воле и выбору и обнаруживают небольшую изменчивость от особи к особи. Это значение предпочтительно в специальной литературе. 2. Не приобретенная связь между реакцией и стимулом. Это значение просто расширяет первое включением в определение наличие стимула, вызывающего рефлекс. 3. Более метафорическое значение — любое не осознаваемое, импульсивное действие. Это значение значительно шире, чем предыдущие, хотя обычно оно не рекомендуется. Многие авторы употребляют взаимозаменяемо термины рефлекс и реакция, несмотря на тот факт, что термин реакция не несет никаких коннотаций специфически-видовых, врожденных качеств, имеющихся у понятия рефлекс (по крайней мере в его основном значении). Следовательно, многие составные термины употребляются в литературе с любым из этих двух общих названий; например, так называемая реакция испуга часто называется рефлексом испуга. См. реакция.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

РЕФЛЕКС

опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель. Рефлекторный принцип в деятельности мозга был сформулирован Р Декартом, хотя сам термин вошел в науку позже, в работах английского невролога Т Виллиса и чешского физиолога И Прохазки Р. делятся на безусловные и условные.

Источник: Словарь справочник по зоопсихологии (сравнительной психологии)

Рефлекс

от лат. reflexus - отраженный), опосредствованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель. Рефлекторный принцип в деятельности мозга был сформулирован Р. Декартом в первой половине XVII в., хотя сам термин Р. вошел в науку на столетие позже, после работ английского невролога Т. Виллиса и чешского физиолога И. Прохазки. Р. принято делить на безусловные и условные.

Источник: Словарь по истории психологии

Рефлекс

лат. refltxus – отражение). Реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы. Это явление изучал и описал французский философ, математик и физиолог Рене Декарт (R. Decartes, 1596–1650). Термин «рефлекс» был введен английским неврологом Т. Виллисом и чешским физиологом И. Прохазкой. Рефлексы могут быть физиологическими и патологическими, врожденными и приобретенными, по И.П. Павлову – безусловными и условными (см.), по В.М. Бехтереву – простыми и сочетательными.

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

РЕФЛЕКС

от лат. reflexus - отражение] - физиол. опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на те или иные воздействия (раздражители); различают безусловные Р. (врожденные) и условные Р. (приобретенные в процессе жизни). Разделение Р. на безусловные и условные введено И.П. Павловым (см. Рефлекс безусловный, Рефлекс условный)

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

РЕФЛЕКС

от лат. reflexus — отражение) — опосредствованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель. Р. делятся на безусловные (врожденные) и условные (приобретаемые организмом в течение индивидуальной жизни). Условные Р. могут исчезать и восстанавливаться; учение о них разработано и экспериментально обосновано И. П. Павловым. Он рассматривал высшую нервную деятельность как всецело рефлекторную в своей основе, регулирующую сложные взаимоотношения человека со средой и имеющую три тесно взаимодействующие инстанции, возрастающие по степени активности и эффективности: 1) сложные, специфические, жизненно важные безусловные Р.— пищевые, оборонительные и др.; 2) условные Р. в их огромном многообразии; 3) вторая сигнальная система — только человеку присущие, качественно специфические приобретенные Р., сигналом для которых служит слово.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Рефлекс

лат. reflexus – отражение) – 1. термин Р. Декарта, обозначает любую врожденную и относительно простуя реакцию организма на некий стимул, в значительной степени неподконтрольную воле и свободному выбору (безусловный рефлекс); 2. не приобретенная связь между реакцией и стимулом; 3. любое неосознаваемое, импульсивное действие; 4. приобретенная реакция организма на стимул (условный рефлекс), если этот стимул является хорошим прогностическим фактором в отношении безусловного стимула.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Рефлекс

Частный случай реакции – реакция животных, обладающих нервной системой. Он предполагает непременно понятие рефлекторной дуги, т.е. нервного пути, складывающегося из центральностремительного нерва, приносящего раздражение, нервной клетки в центральной системе, передающей это раздражение на центробежный нерв, и этого последнего, отводящего возбуждение в рабочий орган. Рефлекс – понятие узкофизиологическое. (1.1.2, 74 – 75) всякий первичный условный рефлекс возникает не иначе, как на основе безусловного рефлекса или инстинктивной, наследственной реакции. дрессировка не создает новых реакций у животного. Она только комбинирует врожденные реакции, а также замыкает новые условные связи между врожденными реакциями и между стимулами окружающей среды. (9.2, 24) Над первой и основной ступенью в развитии поведения возвышается вторая Это так называемая ступень дрессуры или условных рефлексов. Этот второй класс реакций отличается от предыдущего тем, что он не является наследственным, а возникает в процессе личного опыта животного. Все реакции этого класса являются результатами известной выучки, известной дрессировки, лично накопленного опыта. (9.1, 24) Если инстинкты служат средством приспособления к таким условиям среды, которые являются более или менее постоянными, закрепленными, устойчивыми, то условные рефлексы представляют собой гораздо более гибкий, тонкий и усовершенствованный механизм приспособления к среде, сущность которого заключается в том, что наследственные инстинктивные реакции приспосабливаются к индивидуальным, личным условиям существования данного животного. (9.1, 24 – 25) для психолога несомненно, что инстинкт первее рефлекса, что сам рефлекс должен быть понят, как остаточная часть инстинкта после расчленения его механизма; что так называемые рефлексы простейших суть для этих организмов и в условиях их жизни и структуры – инстинктивные реакции, целостные реакции поведения всего организма, по Вагнеру, а не частные реакции отправления того или другого органа. (13.1, 102) рефлекс зависит от поведения, а не поведение от рефлекса Этим и разрушается представление о поведении как цепи рефлексов. Рефлекс, взятый вне поведения, как целого, в составе которого он понимает смысл, как часть, оказывается просто абстракцией. (13.1, 103) См. Инстинкт, Опыт, Поведение, Реакция, Среда

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

рефлекс

(лат. reflexus – отражение) – закономерно возникающий ответ организма на раздражение. Р. делятся на две группы: безусловные – врожденные ответы организма на раздражители и условные – ответы организма на раздражители, формирующиеся в процессе деятельности в зависимости от ряда условий.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

рефлекс

(от лат. reflexus – повернутый назад, отраженный) – реакция организма, опосредованная центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме Рефлексы — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

«Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченова (в связи с 140-летием выхода в свет)

Ноздрачев А. Д., Пушкарев Ю. П.
Скачать PDF

Рефлексивная самодиагностика учебно-познавательного опыта студентов в «обогащающей модели» учебного

Кибальченко И.А.
Скачать PDF

Внутриличностная конфликтность как проблема научной рефлексии

Исаева Э.Г.
Скачать PDF

Психологическое содержание и смысловые аспекты рефлексии подростков

Титкова М.С.
В статье проанализированы научные взгляды на рефлексию и раскрывается ее психологическое содержание. Описанное в статье исследование позволило условно выделить смысловые аспекты рефлексивной активности подростков: эгоцентрический, эмотивный и когнитивный. В работе подробно раскрывается содержание смысловых аспектов рефлексии подростков и приводится их эмпирическое выражение.
Скачать PDF

Развитие рефлексивной позиции учащегося как стратегия предупреждения когнитивной депривации

Грязнова В.Ю.
Предметом статьи является развитие рефлексивной позиции учащегося как стратегия предупреждения когнитивной депривации.
Скачать PDF

Опыт философской рефлексии в психологической практике исследования представлений о поступке

Ильина О.И.
В статье рассматривается поступок человека как возможность становления его бытия и анализ философско-психологической программы актуализации представлений о поступке и способностей к поступку.
Скачать PDF

Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии

Дрепа Мария Ивановна
В статье дано понятие интернет-зависимости, раскрываются ее объекты, основные механизмы развития и признаки, описывается психологический портрет интернет-зависимой личности.
Скачать PDF

Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога

Пискунова Е. В.
В статье рассматривается сущность профессиональной педагогической рефлексии как необходимого компонента профессионально-педагогической деятельности и представляются основные подходы к исследованию профессиональной рефлексии педагога в отечественной и зарубежной педагогике. Предлагаются практические рекомендации к организации рефлексивной деятельности учителя и рефлексивного обучения в подготовке студентов педагогических вузов.In the article the phenomenon of the professional pedagogical reflection is considered as a necessary component of the pedagogical activity and approaches to the research of this phenomenon are presented. The recommendations to organization of pedagogical reflection of teachers and reflective learning of student teachers are offered.
Скачать PDF

Способы формирования рефлексии

Вартазарян К.А.
В статье представлены различные подходы к определению понятий «рефлексия» и «механизм рефлексии» зарубежных и отечественных философов и психологов, а также рассмотрены механизмы, запускающие рефлексию учащихся во время образовательного процесса.
Скачать PDF

Оценка информационно-психологического воздействия на студентов с различным уровнем рефлексивности

Ляшук А.В.
Скачать PDF

Рефлексивное «я» как условие самоидентификации человека

Денисова Ирина Валентиновна
В статье рассматриваются проблема человеческого «Я», фундаментальные вопросы «образа «Я». Автор обращает внимание на понимание «образа Я» как социальной установки, отмечает единство и множественность «Я», предлагает измерения «образа «Я».
Скачать PDF

Разработка рефлексивно-развивающей методики «Сказка-загадка». Все как у тебя»: проверка валидности

Кибальченко Ирина Александровна
В статье рассматривается процесс разработки и проверки валидности авторской рефлексивно-развивающей методики: «Сказка-загадка «Все как у тебя». Она предназначена для диагностики и развития рефлексии у дошкольников и младших школьников. В процедуре участвуют дети и взрослые члены семьи. Методика выявляет косвенные признаки отношений между детьми и другими членами семьи. В статье предлагается краткое описание методики и обзор основных результатов ее валидизации.
Скачать PDF