РЕАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
действительно существующее психическое, субъективное отражение; явления психики, сознания.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

РЕАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ
согласно З. Фрейду - особый тип реальности, в пределах коего различные силы, представления и фантазии играют роль действительных факторов психической жизни.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
PSYCHIC REALITY)
Фрейд использует этот термин для обозначения всего, что в психике субъекта приобретает силу внешней, объективной, или материальной реальности. В строгом смысле, термин относится к какому-либо бессознательному желанию и связанной с ним фантазии, но в расширительном употреблении психическая реальность может включать сознательные и бессознательные мысли, чувства, сновидения, фантазии, воспоминания и восприятия, безотносительно к их совместимости с внешней реальностью. В терминах психической реальности, на желание или фантазию можно реагировать так, как будто данное событие реально имело место, например, чувством вины и нарушением памяти.

Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006

Психическая реальность
Представителю позитивизма, человеку науки хорошо известно, что реальность является объектом меры; он знает со свойственным ему чувством юмора, добровольно доведенного до насмешки над самим собой, что «челюсти в одноименном фильме – не что иное, как протезы», и что «гигантский кальмар капитана Немо был разрезан на кусочки», что все то, что он представляет себе «двигающимся под водой», кромсающий краб или жалящий усач, несет опасность не настолько очевидную, насколько воображаемую… Однако даже если страх всего лишь воображаемый, от этого он меньше не становится. Случается, что даже умелого пловца, хорошо держащего «голову над водой», охватывает непреодолимая тревога, как только он отдает себе отчет в том, что не достает ногой до дна. В «психической реальности» именно реальность таит в себе загадку. Простота слов, смещая иерархию, установленную между реальным и воображаемым, обратно пропорциональна сложности ее понимания. Каким образом «безумная» реальность фантазма приводит к победе над реальностью разума? Достаточно вспомнить о членах комиссий различных психологических экспертиз, подтолкнувших правосудие к совершению непоправимых трагических ошибок, поскольку они были введены в заблуждение психической реальностью . Чем менее осознан фантазм, чем больше он бессознателен, тем больше он нас побуждает к тому или иному выбору или отказу, тем больше мы говорим и действуем под его влиянием, тем больше его реальность становится нашей реальностью, тем больше внутреннее подает команду внешнему, внутреннее приказывает внешнему . Бессознательные репрезентации подобны вещам, они, словно клубок желаний и тревог, принуждают материальную реальность принять их собственную реальность, по меньшей мере, везде, где это возможно; при психозе, где их успех грандиозен, они вообще сметают все на своем пути.

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

РЕАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ

Нем.: psychische Realit?t. - Франц.: r?alit? psychique. - Англ.: psychical reality. - Исп.: realidad psiquica. - Итал.: realt? psichica. - Португ.: realidade psiquica.
oТермин Фрейда, обозначающий в психике субъекта то, что обладает такой же связностью и сопротивляемостью, как и материальная действительность; таковы преимущественно бессознательные желания и связанные с ними фантазии.
o Психическая реальность для Фрейда - это не просто область психологии, упорядоченная как особого рода реальность и доступная научному исследованию: речь идет обо всем том, что представляется реальностью психике субъекта.
Идея психической реальности возникает в истории психоанализа вместе с отказом от теории соблазнения* и патогенной роли реальных детских травм или по крайней мере одновременно с ослаблением их значения. Даже фантазии, не основанные на реальных событиях, могут приводить к патогенным для субъекта последствиям, которые Фрейд поначалу связывал с "воспоминаниями": "Эти фантазии обладают психической реальностью, которая противоположна материальной реальности; в мире неврозов именно психическая реальность играет главную роль" (la).
Отношение между фантазией и событиями, которые могли стать его основой, требует теоретического объяснения (см.: Фантазия, фантазм), однако, замечает Фрейд, "вплоть до настоящего момента мы так и не можем сказать, судя по последствиям и результатам, какие события жизни ребенка порождены фантазиями, а какие - реальностью"(1Ь). Таким образом, психоаналитическое лечение исходит из предпосылки, что невротические симптомы основаны по меньшей мере на психической реальности и что в этом смысле невротик "..хотя бы в каком-то смысле должен быть прав"(2). Фрейд неоднократно подчеркивал, что даже те аффекты, которые кажутся совершенно немотивированными (например, чувство вины при неврозе навязчивости), на самом деле находят опору в психической реальности.
В общей форме невроз и тем более психоз характеризуются преобладанием психической реальности в жизни субъекта.
Идея психической реальности связана с фрейдовской гипотезой о бессознательных процессах, которые не только не позволяют дать отчет о внешней реальности, но замещают ее реальностью психической (3). В строгом смысле слова выражение "психическая реальность" обозначает бессознательное желание и связанные с ним фантазии. По поводу анализа сновидений Фрейд ставит вопрос: следует ли признать реальность бессознательных желаний? "Конечно, в отношении проходных мыслей или мыслей-связок ответ будет отрицательным. Однако относительно бессознательных желаний в собственном смысле слова приходится признать, что психическая реальность - это особая форма существования, которую не следует путать с материальной реальностью" (4, а).

Источник: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. 1996

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Psychic reality; Psychische Wirklichkeit) - одно из ключевых понятий в аналитической психологии; рассматривается как опыт, как образ и как сама природа и функция психического.
В качестве опыта или переживания психическая реальность включает в себя все, что кажется человеку реальным или содержащим в себе силу реальности. Согласно Юнгу, человек переживает жизнь и жизненные события прежде всего в категориях правды субъективного повествования, а не исторической истины (так называемый личный миф). Переживаемое как психическая реальность может быть и формой самовыражения. Ее иллюстрацией среди прочего является тенденция бессознательного персонифицировать свои содержания. Персонификация для Юнга была эмпирической демонстрацией психической реальности.
Существование мнений, верований, идей и фантазий не означает, что то, к чему они относятся, в точности совпадает с тем, на что они могут претендовать. Психическая реальность двух людей, например, будет заметно различаться. И иллюзорная система, психологически реальная, не будет обладать объективным статусом. Отношение психической реальности к гипотетической, внешней или объективной реальности является важным прежде всего с клинической точки зрения.
Во взглядах Юнга на психическую реальность как образ можно обнаружить известное их противопоставление позиции Фрейда, "чья идея о "психической реальности" никогда не ослабляла его веры в объективную реальность, которую можно открыть и затем измерить научными методами" (КСАП, с. 119). Согласно Юнгу, сознание имеет косвенную отраженную природу, опосредованную нервной системой и другими психосенсорными процессами, включая и психолингвистические. Переживания, скажем, возбуждения или боли, достигают нас во вторичной форме. Происходит немедленное конструирование образов, и как внешний, так и внутренний миры переживаются с помощью образной системы. Метафорическими образами являются также и сами понятия внутреннего и внешнего миров. Сам образ - это то, что непосредственно предъявляет себя сознанию. Мы осознаем свой опыт путем столкновения с его образом. Юнг пришел к выводу, что в силу своей образной композиции психическая реальность является единственной реальностью, которую мы можем переживать непосредственно.
В аспекте психической реальности, как обозначения природы и функции психического, последнее, согласно Юнгу, действует как промежуточный мир между физической и духовной сферами, способными к соприкосновению и смешению. Под "физическим" следует понимать как органические, так и неорганические аспекты материального мира. Психическое возникает, чтобы занять среднее положение между такими явлениями, как чувственные впечатления и растительная или минеральная жизнь, с одной стороны, а с другой - интеллектуальная и духовная способность к формированию и восприятию идей.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
сфера психического, в рамках которой происходят наиболее существенные и значимые для жизнедеятельности человека процессы и изменения, оказывающие воздействие на его мышление и поведение.
   З. Фрейд выступал против отождествления психики с сознанием. Он выдвинул идею о существовании бессознательного психического, с которым необходимо считаться при рассмотрении природы человека. Это бессознательное психическое составляет основу психической реальности, с которой имеет дело психоанализ.
   Бессознательное психическое являлось для З. Фрейда не меньшей реальностью, чем существующий внешний мир. Реальным признавалось нечто психическое, имеющее свою собственную природу, подчиняющееся особым закономерностям развития, не всегда имеющим аналог в мире физических явлений.
   Бессознательная деятельность человека находит свое выражение в различных формах. Она проявляется в ошибочных действиях (оговорки, описки, очитки, забывания, потеря предметов и др.), сновидениях, фантазиях, грезах, иллюзиях. Все это относится к сфере психической реальности, являющейся, по словам З. Фрейда, не менее важной для человека, чем окружающий его мир, физическая и материальная реальность.
Признание психической реальности в качестве существенной составной части жизни человека было сделано З. Фрейдом на основе клинической практики. На заре становления психоанализа он полагал, что психические расстройства связаны с мучительными переживаниями человеком определенных воспоминаний, а именно тех, которые соотносятся с травмирующими сценами, имевшими место в детстве и связанными с сексуальным соблазнением ребенка взрослыми, старшими детьми. Женщины-пациентки рассказывали З. Фрейду о том, что роль соблазнителя в детстве играли их отцы, дяди или старшие братья. На этом основании он пришел к заключению, что реальные сцены сексуального соблазнения в детстве являются источником возникновения более поздних неврозов.
   Однако впоследствии З. Фрейд понял, что пациентки ввели его в заблуждение. Никаких сцен сексуального соблазнения в детстве не было. Воспоминания о подобных сценах были не чем иным, как фантазиями, сочиненными самими пациентками. Уяснив для себя данное обстоятельство, З. Фрейд пришел к выводу, что невротические симптомы связаны не с действительными переживаниями, а с желательными фантазиями. По его собственным словам, «для невроза психическая реальность значит больше материальной».
   С точки зрения З. Фрейда, «бегство в болезнь» – это уход человека от окружающей его действительности в мир фантазий. В своих фантазиях невротик имеет дело не с материальной реальностью, а с такой, которая, будучи вымышленной, тем не менее оказывается реально значимой для него. В мире неврозов решающей является именно психическая реальность.
   Живя в мире фантазий, невротик не может соотнести свои мысли и действия с внешней реальностью. Он как бы отворачивается от внешней реальности, целиком погружается в психическую реальность, в им же созданные собственные фантазии. Преобладание фантазий и достижение ими всемогущества являются питательной почвой для развития невроза или психоза.
   Но у человека, как считал З. Фрейд, имеется возможность встать на путь возвращения от фантазии к реальности. Такая возможность реализуется, в частности, посредством искусства. В своей деятельности художник недалеко ушел от невротика. Как и невротик, он отворачивается от действительности и переносит весь свой интерес на созданные им образы своей фантазии. Однако в отличие от невротика художник обладает способностью придавать своим фантазиям такую форму, благодаря которой его фантазии теряют все слишком личное и становятся доступными для наслаждения других людей.
   Бессознательная деятельность человека находит свое выражение в фантазии, составляющей значительный пласт психической реальности. З. Фрейд сравнивал фантазию с заповедной пущей, где человек может наслаждаться своей свободой, не считаясь ни с какими нормами и запретами общества. По словам основателя психоанализа, в фантазии человеку удается попеременно быть то наслаждающимся животным, то разумным существом. Аналогичная картина имеет место не только в фантазии, но и в сновидении нормального человека.
   Таким образом, в психоанализе значительное внимание уделяется рассмотрению той роли, которую играет психическая реальность в жизни человека. Отсюда особый интерес к фантазиям и сновидениям, дающим возможность заглянуть в глубины психики человека и выявить его бессознательные влечения и желания.
   Психоаналитик не придает принципиального значения тому, связаны ли переживания человека с имевшими некогда место действительными событиями или они соотносятся с сюжетами, нашедшими свое отражение в фантазиях, сновидениях, грезах, иллюзиях. Для понимания разыгрывающихся в душе человека внутрипсихических конфликтов важно выявить элементы психической реальности, ставшие причиной их возникновения. Для успешного лечения нервных заболеваний необходимо довести до сознания пациента значение бессознательных тенденций, процессов и сил, составляющих содержание психической реальности и играющих предопределяющую роль в его жизни.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
(Psychic reality; Psychische Wirklichkeit). Ключевое понятие у Юнга, и можно по-разному смотреть на то, как он пришел к нему. П. Р. можно рассматривать как опыт, как образ и как саму природу и функцию психики (см. ОБЪЕКТИВНАЯ ПСИХИКА). В качестве опыта (переживания) П. Р. включает в себя все, что кажется человеку реальным или несет в себе силу реальности. Согласно Юнгу, человек переживает жизнь и жизненные события прежде всего в категориях правды субъективного повествования, а не исторической истины (так называемый личный миф). То, что переживается как П. Р., может быть формой самовыражения и, в конечном итоге, способствовать, по кибернетическому способу, приращению дополнительных уровней этой реальности. Специфической иллюстрацией этого оказывается тенденция бессознательного персонифицировать свои содержания (см. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ). Результирующие фигуры становятся реальными в том смысле, что они несут в себе эмоциональное воздействие на эго и подвергаются изменению и развитию. Персонификация для Юнга была эмпирической демонстрацией П. Р. Существование мнений, верований, идей и фантазий не означает, что то, к чему они относятся, в точности совпадает с тем, на что они могут претендовать. Напр., П. Р. любых двух людей будет заметно различаться. И иллюзорная система, психологически реальная, не будет обладать объективной законностью. Тем не менее это не то же самое, если сказать, что ничто существует или является истинным. При этом первом толковании (субъективном уровне реальности) отношение П. Р. к гипотетической внешней ли объективной реальности оказывается уместным скорее с клинической, нежели с теоретической, точки зрения. П. Р. как образ. Сегодня существует общее согласие, что структура мозга (его нейрофизиологический состав) и культурный контекст влияют на то, что воспринимается и, в еще большей степени, на интерпретации этих восприятий. Личные склонности, предубеждения и желания также играют свою роль в искажении воспринимаемого. Эти факторы делают условное различение между «реальностью» и «фантазией» весьма проблематичным. В этом вопросе Юнг опирается на платоновскую традицию идеалистической философии. Его также можно противопоставить Фрейду, чья идея о «психической реальности» никогда не ослабляла его веры в объективную реальность, которую можно открыть и затем измерить научными методами. Юнг был среди первых, кто указал, что все сознание имеет косвенную отраженную природу, опосредованную нервной системой и другими психосенсорными процессами, не говоря уже о лингвистических манипуляциях. Переживания, напр., боли или возбуждения, достигают нас во вторичной форме. В терминах Юнга происходит немедленное конструирование образов, и как внешний, так и внутренний мир переживаются с помощью образной системы (см. МЕТАФОРА). Понятия внутреннего и внешнего миров сами по себе также являются образами, используемыми здесь метафорически. Эти пространственные сущности не существуют иначе как допустимая П. Р. Здесь Юнг использует термин «образ» для обозначения отсутствия прямой связи между стимулом и опытом. Используя это слово таким способом, соматические проявления также можно рассматривать как образы наряду с целостным физическим миром, в том виде, в каком он переживается в сознании (см. ниже). Сам образ — это то, что непосредственно предъявляет себя сознанию. Другими словами, мы осознаем свой опыт путем столкновения с его образом. Эти аргументы привели Юнга к заключению, что из-а своей образной композиции П. Р. является единственной реальностью, которую мы можем переживать непосредственно, — взгляд, который помогает нам перейти к третьему способу рассмотрения П. Р. П. Р. как обозначение природы и функции психики. Согласно Юнгу, психика (и П. Р.) действует как промежуточный мир между физической и духовной сферами, способными соприкасаться и смешиваться (см. ДУХ). Здесь вторгаются проблемы перевода с немецкого и потому следует добавить, что «физическое» означает как органические, так и неорганические аспекты материального мира, а «духовное» включает развернутую мысль и познавательную способность. Это значит, что психическое возникает, чтобы занять ее среднее положение между такими явлениями, как чувственные впечатления и растительная или минеральная жизнь, с одной стороны, а с другой — интеллектуальная и духовная способность к формированию и восприятию идей (см. ФАНТАЗИЯ), о которой также говорится как о «третьем» факторе между интеллектом и материально чувственным миром). Принятие идеи П. Р. убеждает в несостоятельности простого представления о неотъемлемом конфликте между разумом и материей или духом и природой, в котором они представлены как совершенно различные. В качестве примера Юнг предложил сравнение между огнебоязнью и страхом перед привидениями. В терминах П. Р. огонь и привидения (явно совершенно различные) занимают идентичные позиции, воздействуя на психику одинаковым образом. Он с осторожностью указывает, что этот аргумент ничего не говорит о первичном происхождении материи (огня) или духа (привидения); это остается таким же неизвестным, как и прежде. Хотя Юнг не оспаривал тот факт, что последствия контакта с огнем обычно отличаются от контактов с привидениями, но все же в обоих случаях мы имеем дело с феноменом страха, который ведет нас к пониманию П. Р. Взгляд на П. Р., принимающий материю без различения ее органических и неорганических аспектов, является более обширным и исчерпывающим, чем юнговские гипотезы относительно психоидного бессознательного или синхронии. В первом случае ударение делается на частичном совпадении психологических и физиологических процессов. В последнем психика и неорганическая материя обсуждаются во взаимозапутанном виде. Хотя различение органического и неорганического следует подчеркнуть, но всеобъемлющую природу П. Р., рассмотренную в качестве метапсихологической категории, можно более точно сравнить с идеей unus mundus (см. МИР ЕДИНЫЙ).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
578.42 кб

Ментальные пространства как психическая реальность

Осорина Мария Владимировна
Данная статья посвящена обсуждению того, является ли понятие ментального пространства удачным теоретическим конструктом когнитивной лингвистики или оно отражает действительно существующие психические феномены, которые можно наблюд
Читать PDF
620.13 кб

«Критическая онтология» Н. Гартмана и психическая реальность

Пископпель Анатолий Альфредович
Н.
Читать PDF
1.25 мб

«Психическая реальность»: традиционная и гуманистическая точки зрения

В. Г. Морогин
Читать PDF
354.77 кб

Многоуровневый субъект жизни как основа психической реальности: к постановке проблемы

Шадрин Николай Семенович
В статье рассматривается понятие субъекта жизни. Выделяются его уровни (индивид, субъект и личность) и его базовые детерминанты (мотив, образ, общение и деятельность).
Читать PDF
210.38 кб

К проблеме «Метапонимания» психической реальности с позиций культурно-деятельностной психологии

Соколова Е. Е.
В статье с позиций культурно-деятельностной психологии рассматриваются логические основания «метапонимания» психической реальности. Показано, что намеченная Л.С.
Читать PDF
136.66 кб

Природная и психическая реальность в философии антропокосмизма: метафизическая эвристика постклассич

Аблеев Сергей Рифатович
Статья посвящена проблеме сложной онтологической структуры природной реальности.