Развитие в раннем детстве это что такое Развитие в раннем детстве: определение — Психология.НЭС
Развитие в подростковом и юношеском возрасте Развитие взрослых

Развитие в раннем детстве

Найдено 1 определение:

Развитие в раннем детстве

early childhood development) Детство - это период в развитии человека между младенчеством и взрослостью, определяемый на уровне культуры и, в ист. перспективе, являющийся относительно поздней соц. структурой. Лишь в последние 400 лет или около того идея детства стала неотъемлемой частью зап. культуры, с признанием этого особого соц. класса и особой фазы в возрастном развитии каждого человека. Французский историк Филипп Арьес анализирует возникновение этих идей в своей знаменитой книге, переведенной на английский иод названием "Века детства: соц. история жизни семьи" (Centuries of childhood: A social history of family life). Раннее детство как отдельный и знаменательный подпериод детства чаще всего включает месяцы и годы между младенчеством и школьным возрастом, или средним детством, т. е. продолжается от 2 до 5 лет. Эти дошкольные годы - время важных и сложных достижений и перестроек в поведении, и потому раннее детство занимает центральное место в большинстве теорий развития человека. Научение, перцепция, рассуждение, память и соц. отношения претерпевают важные изменения в раннем детстве. Овладение языком - одно из самых впечатляющих достижений раннего детства, в течение к-рого лепет младенца превращается в весьма сложную речь 5-летнего ребенка, уже готового вступить в мир за пределами семьи. Психоаналитически ориентированная возрастная психология отводит раннему детству роль критического периода в развитии, когда складываются осн. ориентации личности, к-рые сохраняются в детстве, юности и взрослости, формируя границы и оказывая давление на последующие изменения интрапсихической орг-ции, межличностные отношения и развитие Эго. Важные аспекты осознания себя как индивидуума и как представителя мужского/женского пола формируются именно в этом периоде развития. Теория психосексуального развития З. Фрейда, описывающая оральную, анальную и фаллическую (эдипову) фазы раннего детства, и теория психосоциального развития Э. Эриксона, описывающая задачи и кризисы раннего детства (доверие против недоверия, автономия против стыда и сомнения, инициатива против вины и трудолюбие против неполноценности), относятся к наиболее важным вкладам психоан. в понимание развития в раннем детстве. Когнитивные теории развития, разработанные швейцарским психологом Жаном Пиаже и его последователями, тж придают особое значение раннему детству как периоду, в к-ром ребенок делает важнейшие шаги в конструировании своей реальности и познании. Младенец на сенсомоторной стадии интеллекта приобретает и совершенствует знания о себе и мире посредством сложных циклов взаимодействий со средой, формирующих сенсорный и моторный опыт. В раннем детстве ребенок достигает стадии дооперационального мышления, а затем и мышления на уровне конкретных операций, - важных уровней символического и представляющего (representational) мышления как основы для классиф. и категоризации информ., а тж для понимания важных принципов устройства физ. и соц. мира. Такие великие педагоги и теоретики, как Ян Амос Коменский, Жан-Жак Руссо, Иоганн Генрих Песталоцци, Фридрих Фребель, Джон Дьюи, Мария Монтессори и Анна Фрейд, давно признавали важность обучения и развития в раннем детстве. Ясли, детские сады и программы раннего вмешательства типа Operation Headstart - все это совр. проявления понимания важности Р. р. д. не только педагогами и психологами, но тж политиками и гос. деятелями. См. также Детская психология, Развитие младенца, Неонатальное развитие Д. Л. Вертлиб
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Развитие в раннем детстве — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Развитие навыков социального взаимодействия в раннем детстве у типично развивающихся детей и у детей

Пинкус М.В.
В статье отражены результаты теоретического изучения особенностей развития навыков социального взаимодействия у типично развивающихся детей раннего возраста, сопоставленные с аналогичными данными исследований детей с расстройством аутистического спектра. Определены специфические особенности формирования процесса социального взаимодействия в раннем возрасте, выделены его основные функциональные компоненты.
Скачать PDF

Психологическое сопровождение развития ребенка на этапе раннего детства

Чернова Мария Александровна
В статье анализируется понятие «психологическое сопровождение», освещается проблема психологического сопровождения детей раннего возраста.
Скачать PDF

Становление «я» в раннем детстве как предпосылка формирования личности безопасного типа

Плаксина Ирина Вениаминовна
В статье представлен анализ становления «Я» в раннем возрасте, который особенно важен для образования целостной, психологически здоровой личности. В статье раскрыты психологические основания условий формирования личности безопасного типа.
Скачать PDF

Опыт психологической помощи в период кризисов раннего детства

Лебедева Екатерина Ивановна, Пинкевич Ольга Юрьевна
В статье приводятся анализ проблем, возникающих в период возрастных кризисов одного и трех лет, примеры конкретных проявлений данных кризисов и анализ причин их возникновения. Теоретической базой статьи являются теории развития Л.С.Выготского и Э.Эриксона. Представляет интерес конкретный пример психологической помощи детям от полутора до трех лет и их родителям в рамках программы Растем вместе! (авторы Н.Борисова, Е.Бондаренко, О. Пинкевич).
Скачать PDF

Раннее детство: кризис и его преодоление

Таирова Ленара Ришатовна
В статье рассматривается проблема кризиса раннего детского возраста. Раскрывается психологический характер реакций ребенка в кризисный период. Особое внимание уделяется сказкотерапии как перспективному проективному методу диагностики детских проблем. Сделан вывод о практической ценности психологической диагностики через сказку и необходимости освоения педагогами новых типов отношений для разрешения детского кризиса.
Скачать PDF

Содержательные характеристики личностного пространства на этапах раннего детства и детства

Кудусова Т.Х.
В статье дается краткий анализ теоретических взглядов зарубежных и отечественных психологов, социологов на тему личностного пространства человека. Описываются его основные содержательные особенности, которые «маркируют» или обозначают границу каждого возраста. Также в статье предпринята попытка теоретического выделения содержательных характеристик данного понятия на разных возрастных этапах (ранее детство, дошкольный, младший школьный, подростковый и юношеский возраст).
Скачать PDF

Проблема детства в раннем творчестве протоиерея В. В. Зеньковского (анализ его комментария к книге К

Суворкина Елена Николаевна
В статье анализируется комментарий В.В. Зеньковского к книге К. Гроса «Душевная жизнь ребенка» (1916), который опубликован в качестве введения. Значимость его рецензии-эссе определяется не столько замечаниями в адрес автора, сколько позицией самого философа-богослова по рассматриваемым вопросам. Это произведение следует расценивать как самостоятельное, не ограничиваясь рамками рецензированной книги. Настоящий анализ осуществляется в сопоставлении с результатами современного научного знания в данной области.
Скачать PDF

Социально-психологические свойства личности и уровни развития моральных суждений в ранней юности

Посаженникова Анна Олеговна
В статье рассматривается проблема развития уровней морального сознания в связи с социально-психологическими особенностями формирования личности в ранней юности. Анализируются теоретические подходы отечественных и зарубежных авторов к изучению различных аспектов морального сознания. Представлены результаты, полученные в ходе исследования уровней развития моральных суждений подростков. Показано наличие связи уровней развития моральных суждений с особенностями ценностно-мотивационной сферы у представителей исследуемых социальных групп. Описываются гендерные особенности становления моральных суждений.
Скачать PDF

Психическое развитие детей раннего возраста после оперативного вмешательства в период новорожденност

Аринцина Ирина Александровна
В статье приведены данные исследования психического развития 24 детей, перенесших оперативное вмешательство в период новорожденности, в сравнении с группой контроля из 31 ребенка, не имевших опыта операции и госпитализации. Показано, что на втором году жизни оперированные дети отстают по уровню развития от своих здоровых сверстников, а также имеют особенности взаимодействия с матерями.
Скачать PDF

Особенности развития субъектности в ранней юности

Бирюкова Л. А.
В статье представлены результаты исследования особенностей развития субъектности у старшеклассников. Проведен сравнительный анализ влияния разной структуры субъектности на психоэмоциональное состояние старшеклассников, их эмоциональное отношение к жизненным явлениям и понятиям.
Скачать PDF

Влияние обучения в школе раннего развития на нейропсихологический статус дошкольников

Сугробова Г.А.
Многочисленные исследования показали, что воздействие любых развивающих упражнений на организм ребенка (и на соответствующие психические функции) может иметь как положительные, так и отрицательные эффекты. Это будет зависеть и от характеристик самого воздействия, и от степени зрелости мозговых структур, от их готовности реагировать на развивающий фактор и реализовывать соответствующую функцию. Например, чтобы сформировалась речь, необходима морфологическая и функциональная зрелость артикуляционного аппарата, мозговых структур, обеспечивающих фонетикофонематическое восприятие. В противном случае мы наблюдаем нарушения произношения и, на фоне трудностей звукового анализа речи, нарушение мышления.
Скачать PDF

Основные направления развития личности в период ранней взрослости

Порхачева Л. В., Джус К. Я.
Скачать PDF

Похожие термины: