Развитие психики в онтогенезе РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ

Развитие психики в филогенезе

Найдено 1 определение:

Развитие психики в филогенезе

Словообразование. Происходит от греч. рhyle - вид + genesis - происхождение.

Категория. Качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой.

Специфика. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно-исторической основе. Сама психика - как способность ощущения - возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к перцептивной и далее к интеллектуальной стадии и к формированию сознания. При этом сознание как особенность психики человека является продуктом общественно-исторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения.

Оцените определение:

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Понятие о сознании как высшем уровне развития психики

Корниенко А.Ф.
Показаны противоречивость и неудовлетворительность формулировок понятий «сознание» и «осознание» в работах классиков отечественной психологии и в современных публикациях, в которых предпринимаются попытки их переосмысления. Предлагаются авторские определения понятий «сознание», «осознание», «сознательное» и «бессознательное».
Скачать PDF

Модели психики и сознания как методологическая основа диагностики уровня их развития у спортсменов

Снетков Владимир Михайлович
Первостепенной задачей настоящей статьи является демонстрация конструктивности использования в спортивной психологии обобщающих научных определений как смысловых моделей таких сложных для восприятия и развития объектов как психика и сознание человека, которые в дальнейшем становятся методологической основой не только для обучения студентов, но и для их изучения и диагностики. Автор, исходя из энергоинформационной сути природы человека, как слабоструктурированной, открытой, психофизической системы, считает, что психика это врожденный, самонастраивающийся механизм и одновременно освоенный человеком инструмент его энерго-информационного взаимодействия с самим собой и текущей ситуацией в режиме «здесь и теперь», по принципу «стимул-реакция», а сознание человека это негэнтропийный, энергоинформационный механизм и одновременно вербально образный, полимодальный, развитый в социуме психический инструмент его адаптации, самоорганизации, познания и произвольного взаимодействия с самим собой, другими людьми и окружающим миром в режимах прошлого, настоящего и будущего времени. Субъектом психической деятельности автор рассматривает человека как духовно-нравственную индивидуальность способную к формированию собственной, уникальной психологической модели личности как социализированного и адекватного инструмента своего выживания и развития в существующих условиях.
Скачать PDF

Развитие адаптационных возможностей человека: эволюция психики

Любимова Ольга Марковна
Механизмы "психологической защиты" и "рефлексии" рассматриваются как эволюционные достижения, направленные на обеспечение возможности сознания реализовывать свои функции по адаптации индивида и преобразованию среды.
Скачать PDF

КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

Шемет Ирина Сергеевна
Скачать PDF

Эмоции, мотивация, потребностьв филогенезе психики и мозга

Вартанов А.В., Вартанова И.И.
Скачать PDF

Эволюция психических процессов как фактор перехода в филогенезе к стадии перцептивной психики

Тюлюпов Юрий Федорович
В результате анализа эволюционного развития психических процессов предложены структурно-технологические модели активной деятельности животных на низшем уровне развития перцептивной психики. Модели основаны на гипотезе о том, что одним из основных факторов перехода в филогенезе от стадии элементарной сенсорной психики к стадии перцептивной психики является формирование иерархической технологической структуры обработки информации.
Скачать PDF

Моделирование как универсальная способность живого и ее развитие в филогенезе

Громакова В.Г.
Автор статьи предлагает рассмотреть моделирование не только как способ научного познания, но и как ключевую функцию живого организма, обеспечивающую взаимодействие с окружающей средой и адаптацию. В качестве моделей представляются различные формы раздражимости. Анализируется развитие форм раздражимости в филогенезе. Обосновывается тезис о том, что развитие происходило в направлении формирования уровневой организации моделей реагирования, снижении вклада генетических детерминантов и увеличении роли внешних факторов и жизненного опыта в формировании нейро-моделей поведения, расширения степеней свободы. Модели регуляции поведения человека представляются трехуровневыми. По мере перехода от низшего безусловно-рефлекторного уровня к высшему сознательному возрастает значение социальной среды как действующего фактора моделирования. Но материальным носителем модели на индивидуальном уровне остаются нейрофизиологические структуры.
Скачать PDF

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ В ФИЛОГЕНЕЗЕ И ОНТОГЕНЕЗЕ

Степанов С.С.
Исследуется проблема периодизации развития общества и личности. Рассмотрение модели представлений об этапах развития общества позволяет выделять существенные моменты каждого этапа и конвертировать их в этапы развития личности. Выясняя принадлежность личности к определенной референтной группе, можно определить когнитивный возраст индивида, не опираясь на его биологический возраст.
Скачать PDF

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Скачать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Скачать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра

Богданова Валентина Николаевна
В статье предпринята попытка обоснования деятельности специалистов ППМС-центра в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития, рассмотрены наиболее эффективные формы такого сопровождения, включающие работу с детьми, родителями, педагогами в учреждениях различных типов и видов: школ, комплексов «детский сад начальная школа». Статья будет полезна учителям, воспитателям, специалистам коррекционно-развивающего обучения. The author of the paper makes an attempt to justify the activity of specialists in a centre for psychological, medical and social support of children with mental retardation. The paper covers the most effective forms of this support including the work with children, parents, teachers in institutions of various types: schools, "kindergarten primary school" complexes. The paper will be of use for teachers, tutors and specialists in correctional-developing training.
Скачать PDF

Педагогическая технология развития социально значимых качеств у студентов военной кафедры вуза в про

Панчишко О.С.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16