Рационализация лечения Рациональная личность

Рационализм

Найдено 4 определения термина Рационализм

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Рационализм

rationalism) P. - филос. позиция, согласно к-рой решающая роль в установлении истины принадлежит разуму. Его можно противопоставить эмпиризму, считающему опыт необходимым условием приобретения знания. С т. зр. рационалиста, идеи носят врожденный характер, а с т. зр. эмпирика - они приобретаются. Влияние Р. на науку проявилось очень давно, оно заметно и в дедуктивной геометрии, созданной пифагорейцами, и в формализованных правилах логики Аристотеля. В наше время Р. сохраняет свое влияние в таких областях, как математика, и получил поддержку со стороны таких выдающихся мыслителей, как Жюль Анри Пуанкаре, к-рый утверждал, что понятие числа является чисто интуитивным и его невозможно постичь на эмпирической основе. Др. философы придерживаются более радикальных взглядов, полагая, что даже правила индуктивных наук базируются на рационалистических допущениях. Алфред Норт Уайтхед отмечал, что "весьма трудное дело - применение разума для выявления общих характеристик наблюдаемого случая, предъявленного нам для прямого познания, - является необходимым предварительным действием, если мы намерены подтвердить индукцию". Что же касается совр. науки, то чисто рационалистический подход к решению задач был разрушен двумя аргументами. Во-первых, история науки недвусмысленно свидетельствует о том, что научное занятие предполагает проведение наблюдений, прогнозирование и проверку того, насколько результаты согласуются с теорией. Очевидно, что наука не строго рациональна, а эмпирична - в той мере, в какой она зависит от накопления фактов. Следует признать, что огромное желание Декарта извлечь все знание из нескольких неопровержимых идей, оказалось несбыточным. Судя по всему, научный прогресс невозможен без эмпирической проверки и корректировки теорет. постулатов. Проверка истинности основана на очевидности, и в этом случае обращаются к фактам, а не к врожденному знанию. Законы должны быть подтверждены органами чувств, а не только разумом. Во-вторых, рационалистическая достоверность оказалась атакованной в своей собственной цитадели - математике, где Куртом Геделем было показано, что для несчетных множеств не может быть доказана логическая непротиворечивость. Иначе говоря, приходится признать невозможность гарантирования правил математики только на рациональной основе. Психология, в своем стремлении быть научной, воздерживалась от бескомпромиссных рационалистических трактовок, за исключением ее периферии, где религиозные и экзистенциальные допущения о природе чел. и о смысле жизни порой приобретали сильную рационалистическую окраску. Так, философия Сартра, осн. на строго логическом анализе последствий отношений между "в себе" и "для себя", возродила радикальные рационалистические представления. Исходя из некоторых не требующих доказательств, интуитивных соображений, Сартр прибег к дедукции, чтобы объяснить развитие личности и психопатологии индивидуума. Психологи старались подтверждать свои теории посредством наблюдения, используя данные как из интроспективных отчетов, так и из непосредственного наблюдения за внешними проявлениями поведения. Именно поэтому влияние Р. на совр. психологию обычно обнаруживается только в превращенной форме. Титченер, один из лидеров интроспекционизма, считал сознание "всего лишь общей суммой психических процессов, пережитых индивидуумом на протяжении всей его жизни". По Титченеру, изучать психологию - значит расспрашивать испытуемых о том, что происходит в их сознании в разных ситуациях и при разных условиях. Как и др. интроспекционисты, он верил в существование трех классов психич. элементов: ощущений, представлений и чувств. Это трехкомпонентное деление субъективного опыта, судя по всему, можно квалифицировать как логический вывод, сделанный на основе данных интроспекции. Др. примером влияния Р. на психол. теорию является мотивационный подход Маслоу, устанавливающий иерархию ценностей на основании посылки, суть к-рой заключается в том, что удовлетворение потребностей, занимающих более высокие позиции, возможно лишь после того, как будут удовлетворены потребности, располагающиеся на нижних ступенях иерархии. Складывается такое впечатление, что эта иерархия была создана интуитивно и пронизана Р. Ее создатель явно исходил из того, что любой разумный чел. согласится с подобной градацией людских потребностей. Влияние Р. можно обнаружить тж и в таком прозаическом занятии психологов, как конструирование личностных опросников. Буриш рассматривает три основные подхода к конструированию тестов: внешний (эмпирический, основанный на групповом критерии), индуктивный (внутренний, основанный на внутренней согласованности, пунктометрический) и дедуктивный (рациональный, интуитивный, теоретический). Дедуктивный, или рациональный метод, поддерживается психологами, "уверенными в возможности создания шкалы для любой личностной черты, имеющей название в обыденном языке". Иными словами, исходная посылка состоит в том, что, рассуждая логически, любой разумный разработчик теста сможет решить, какие именно вопросы нужно задать, чтобы наилучшим образом измерить данную особенность личности. Следует отметить, что рациональный анализ может быть также применен к тем сферам, к-рые обычно считаются выходящими за пределы научного исслед. Откуда мы знаем, что есть "добро" или что значит "этично"? Рационалист считает, что, по крайней мере, на некоторые вопросы, связанные с этикой или моральными ценностями, нельзя получить "научного ответа", но с филос. т. зр. они - тем не менее - имеют смысл. Напр., Джордж Э. Мур проводил границу между "добром как средством", подлежащим изучению научными методами, поскольку оно имеет последствия, и "добром как таковым", имеющим дело с понятиями, к-рые предельно просты и не могут быть определены операционально. Следовательно, рационалист считает, что когда речь идет об ответах на вопросы о внутренней ценности, разум берет первенство. См. также Методы эмпирического исследования, Эмпиризм, Логический позитивизм, Операционализм, Позитивизм Э. Вагнер
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

РАЦИОНАЛИЗМ

Любое из нескольких философских направлений, допускающих, что истина должна устанавливаться с помощью рассуждения, рационального мышления. Более старые формы рационализма (например, платонов, средневековый теологический) придерживаются той точки зрения, что окончательная истина может быть обнаружена только через рассуждение. Более современные направления (например, лингвистика Хомского) не настолько антиэмпиричны; рациональные выводы обычно рассматриваются как доступные для эмпирической демонстрации и проверки.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Рационализм

от лат. rationalis - разумный, ratio - разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм XVII-XVIII вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т.е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм - один из философских источников идеологии Просвещения.

Источник: Словарь по истории психологии

Рационализм

любое из ряда философских направлений, допускающих, что истина должна и может быть устанавлена лишь с помощью рассуждений, рационального мышления. Легко предположить, что такая позиция ныне сохранилась только в качестве психологической защиты у индивидов, несколько оторванных от реальности и полагающих, что логическое мышление есть главный довод в пользу истинности сделанных им выводов. Ср. Рационализация.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Показать все [+1] ↓

Найдено научных статей по теме — 2

Психоанализ Фрейда как рационалистическая концепция

Наумова Екатерина Игоревна
Основной тезис работы состоит в том, что психоаналитическая концепция Фрейда является продолжением рационалистической философии Декарта, что опровергает устоявшийся в области гуманитарного знания постулат о том, что психоанализ иррациональная концепция. В тексте рассматривается понятие децентрированного субъекта как основания неклассического идеала рациональности, о котором ведется речь в связи с открытием Фрейдом значения функции бессознательного для моделей познания в конце XIX начале XX века. Так же в статье проводится анализ связи «психического» и «политического» измерений субъективности в перспективе возможности осуществления свободного действия.
Скачать PDF

О взаимосвязи защитной рефлексии рационализации обстоятельствами матери и психологического благополу

Кананчук Лидия Александровна, Смолева Татьяна Октябриновна
В статье показана взаимосвязь защитной рефлексии рационализации обстоятельствами матери и психологического благополучия ребенка. Особое внимание уделяется особенностям детско-родительских отношений, обусловливаемых защитной рефлексией матери, способствующих проявлению определенных показателей психологического неблагополучия ребенка. В статье обращается внимание именно на то, в какой степени проявляется защитная рефлексия рационализации обстоятельствами матерей с проективностью характера. Научная новизна исследования состоит в том, в какой степени акцентуации характера самых близких для ребенка воспитывающих взрослых матерей, проявляющиеся в защитной рефлексии рационализации обстоятельствами и особенностях детско-родительских отношений, обусловливают показатели психологического неблагополучия детей. Актуальность представленного в статье содержания исследования определяется значимостью изучения данного аспекта в связи с необходимостью создания в семье и образовательном учреждении условий сохранения психологического благополучия ребенка. Базовое состояние доверия к миру, к себе и окружающим людям формируется у ребенка с раннего детства со значимыми воспитывающими взрослыми и в большей степени матерью. В исследовании нашло подтверждение предположение о том, что психологическое неблагополучие дошкольников, проявляющееся в форме неуверенности, агрессивности и повышенной импульсивности, имеет содержательное своеобразие в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах. Механизмом, запускающим психологическое неблагополучие ребенка, являются неконструктивные отношения с ребенком воспитывающего взрослого (в семье матери), обусловленные защитной (патогенной) рефлексией. Защитные стратегии поведения ребенка, выражающиеся в его осторожно-оборонительной или агрессивнонаступательной позиции, возникающие в ответ на неконструктивные отношения к нему взрослого, способствуют проявлению неуверенности, агрессивности, импульсивности, замкнутости и других индикаторов психологического неблагополучия развивающейся личности ребенка. Данные исследования подтвердили зависимость объема защитной рефлексии рационализации обстоятельствами матерей с высокими и низкими показателями проективности характера, проявления их в детско-родительских отношениях и влияния на психологическое благополучие детей.
Скачать PDF