РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
— приписывание поведению субъекта оправдательных мотивов для обеспечения комфортного состояния.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003
Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Форма психологической защиты, при которой неприемлемые для морали действия индивид объясняет ложными мотивами, которые приветствуются в обществе. При этом сохраняется самоуважение, чувство самостоятельности, и не возникает тревога.
Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности
Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Категория. Форма психологической защиты.
Специфика. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит рациональное объяснение индивидом своих желаний и действий, которые в действительности обусловлены иррациональными влечениями, которые социально или личностно неприемлемы.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
защитный механизм сокрытия субьектом от своего сознания (путем самооправдания, придумыванием искусственных оправдательных причин) истинных мотивов, причин своих действий, поступков с целью обеспечения состояния психического комфорта, релаксации, сохранения чувства собственного достоинства, целостности своего "Я", предотвращения нежелательных психических состояний (чувства вины, стыда и т.д.). Р. направлена на сокрытие социально, личностно неприемлемых мотивов, потребностей (см. защита психическая, вытеснение).
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Термин, обозначающий процесс построения субъективно-рассудочных, сознательных объяснений отдельных собственных действий или установок, в основе которых лежат бессознательные, скрытые, неприемлемые для данного индивида мотивы. Хотя рационализация и не относится к какому-либо четко фиксированному механизму защиты, ее принято рассматривать в аспекте защит. Рационализация, кок правило, усиливает механизмы вытеснения. От интеллектуализации (то есть изоляции аффекта, при которой к сознанию допускается лишь потенциально объективируемое, осмысленное содержание) рационализация отличается отсутствием эмоциональных побуждений,
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Самые яркие феномены рационализации называются "кислым виноградом" и "сладким лимоном": первый известен по басне Крылова, второй имеет целью не столько дискредитацию недосягаемого, сколько преувеличение ценности того, что имеется - "синицы в руках".
2. Один из механизмов защитных - форма защиты психологической, характерная тем, что при ее действии происходит рациональное объяснение индивидом своих желаний и действий, кои в действительности обусловлены иррациональными влечениями, неприемлемыми личностно или социально. Обеспечивает маскировку, сокрытие от сознания истинных мыслей, чувств и мотивов действий, и тем самым - формулировку более приемлемых объяснений собственного поведения, обеспечение состояния внутреннего комфорта, связанного с желанием сохранить чувство собственного достоинства, самоуважение, предотвращение переживания вины или стыда.
Рационализация направлена на блокирование осознания тех мотивов, что выступают как социально неприемлемые или неодобряемые, или же индивидуально нежелательные, ввиду расхождения с Я-концепцией (несоответствия образу идеального Я), жизненными планами и конкретными целями деятельности.
Неосознаваемость мотивов, способных вызвать рационализацию, может детерминироваться не только социальной или личной неприемлемостью, но и внушением постгипнотическим, действиями в состоянии аффекта, и пр.
После совершения действия, детерминируемого неосознаваемыми мотивами разного рода, субъект рефлексивно анализирует свое поведение и ситуации, рационализирует происшедшее и приписывает своим поступкам более приемлемые причины (мотивировки), находя "защитные" объяснения.
Согласно З. Фрейду и его последователям, на ранних стадиях развития личности рационализация - эффективный механизм защитный. У взрослого человека активное использование процессов рационализации ведет к неадекватному контролю поведения, к отсутствию правильного понимания себя и мира.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Нем.: Rationalisierung. -Франц.: rationalisation. - Англ.: rationalization. - Исп.: racionalizaci?n. - Итал.: razionalizzazione. - Португ.: racionalisa??o.
o Процедура, посредством которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства и пр., подлинные мотивы которых остаются в тени. Так, может идти речь о рационализации симптома, навязчивой защиты, той или иной реакции. Состояние бреда тоже характеризуется рационализацией, приводящей к более или менее отчетливо выраженному системостроительству.
o Этот термин был введен в повседневную психоаналитическую практику Э.Джонсом в статье "Рационализация в повседневной жизни" (Rationalization in everyday life, 1908).
Рационализация - это весьма обычный прием, распространенный в очень широкой области - от различных видов бреда до нормального мышления. Поскольку любое поведение допускает рациональное объяснение, подчас нелегко бывает решить, верно ли это объяснение. В частности, при психоаналитическом лечении обнаруживаются все промежуточные стадии между двумя крайностями. В некоторых случаях бывает несложно доказать пациенту искусственность приводимых им мотивов и убедить его отказаться от них. В других же случаях рациональные мотивировки оказываются весьма прочно обоснованными (психоаналитикам хорошо известны случаи, при которых сопротивления маскируются "ссылкой на факты"), однако и тут оказывается полезно "заключить их в скобки", чтобы обнаружить бессознательные удовлетворения или зашиты, которые наслаиваются на эти мотивировки.
Примеры первого типа встречаются при рационализациях симптомов, невротических или перверсных (так, мужская гомосексуальность объясняется интеллектуальным и эстетическим превосходством мужчин), навязчивых защит (особые ритуалы, связанные с принятием пищи, объясняются, например, требованиями гигиены).
Гораздо труднее показать субъекту роль рационализации на примере черт характера или поведения, тесно связанных с Я.
Обычно рационализация не считается защитным механизмом, несмотря на свою неявную защитную функцию. Дело в том, что она нацелена не прямо на осуществление влечений, но скорее на вторичную маскировку различных элементов защитного конфликта. Таким образом, и защиты, и сопротивления анализу, и реакции разного рода сами, в свою очередь, могут стать предметом рационализации. Рационализация находит себе прочную опору в готовых идеологических схемах, общепринятой морали, религиях, Политических убеждениях и т.д., причем во всех этих случаях Сверх-Я усиливает защиты Я.
Рационализацию можно сравнить с вторичной обработкой*, которая строит из образов сновидений связный сценарий.
Именно в этом ограниченном смысле Фрейд считает возможным использовать рационализацию для объяснения бреда. С точки зрения Фрейда, рационализация не может порождать тематику бреда (1): это мнение противоположно традиционным представлениям, согласно которым мегаломания - это рационализация бреда преследования ("я, должно быть, великая личность, раз меня преследуют столь влиятельные люди").
Понятие "интеллектуализация" близко по смыслу рационализации; однако их следует разграничивать.
Источник: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. 1996
Представления о рационализации содержались в работах многих писателей и ученых, поскольку данное явление широко распространено в жизни людей. Однако психоаналитическое понимание этого феномена впервые было дано английским психоаналитиком Э. Джонсом (1879–1958) в его статье «Рационализация в повседневной жизни» (1908).
Процесс рационализации не ускользнул от внимания З. Фрейда. Напротив, во многих своих работах он не только продемонстрировал масштабность распространения этого процесса, но и показал важность раскрытия в психоаналитической терапии стоящих за рационализацией бессознательных влечений.
В психоаналитической практике рационализация пациентов может быть связана с различного рода логическими построениями и конструкциями, с помощью которых они объясняют свои невротические симптомы, оправдывают свои отношения с другими людьми, включая аналитика, выражают протест против иных интерпретаций их поведения и образа жизни. Пациенты воспринимают свои собственные логические построения и конструкции в качестве сознательных умозаключений, свидетельствующих о здравом отношении к реальности. В действительности же в основе их рассудочной деятельности лежат такие мотивы, которые являются бессознательными и не осознаются пациентами.
Рационализация тесно связана с защитными механизмами, используемыми индивидом для разрешения внутрипсихических конфликтов. В некоторых случаях она воспринимается в качестве своеобразного защитного приема, к которому может прибегать любой нормальный человек, не осознающий глубинные мотивы своего мышления и поведения. Вместе с тем, с психоаналитической точки зрения, рационализация не является защитным механизмом в строгом смысле этого слова. Ее основная функция заключается в сокрытии подлинных мотивов мышления и поведения, в логическом оправдании и поддержке предшествующих психических защит, использованных человеком при решении конфликтов, в том числе и патологических, приведших к бегству в болезнь. В этом отношении рационализация выступает в качестве вторичного образования по сравнению с первичными защитными механизмами, то есть становится как бы защитой защиты.
Как вторичное образование рационализация оказывается действенной, часто используемой пациентами не только по отношению к рассудочному оправданию бессознательного проявления собственных психических защит, но и по отношению к различного рода сопротивлениям, возникающим в процессе аналитической терапии.
Распространенной является точка зрения, согласно которой рационализация основывается на принятой в обществе идеологии, морали. Однако некоторые психоаналитики выступают против подобного понимания рациональности. В частности, К. Хорни (1885–1952) считала, что в действительности имеется «широкий диапазон индивидуальных различий как в содержании, так и в методах рационализации». В работе «Наши внутренние конфликты» (1945) она показала те различия в аргументации, к которой прибегают уступчивый и агрессивный типы личности. Первый тип приписывает свое желание быть полезным чувствам симпатии, и если у него слишком заметны наклонности к деспотизму, то он «рационализирует их как проявление заботы о других». Второй тип отрицает наличие какого-либо чувства симпатии, и в случае, когда он является полезным, приписывает свои действия исключительно целесообразности.
К. Хорни полагала, что диапазон индивидуальных различий в содержании и методах рационализации вполне очевиден, если «рассматривать рационализацию как один из способов поддержки невротических попыток создания искусственной гармонии». В общем плане она исходила из того, что рационализация – это «самообман посредством логического рассуждения».
В работе «Новые пути в психоанализе» (1939) К. Хорни предостерегала, что «пользоваться концепцией рационализации означает работать с опасным оружием». Речь идет о том, что психоаналитик не должен считать ту или иную установку или убеждение пациента рационализацией чего-то другого, если на то нет соответствующих доказательств. Если, например, человек не соглашается на хорошо оплачиваемую, но трудную работу, объясняя это тем, что не может пойти на компромиссы со своими убеждениями, то, возможно, его убеждения действительно более ценны для него, чем финансовая выгода. Не исключено также и то, что основным мотивом его решения являются не его убеждения, а страх, связанный с опасением не справиться с предложенной работой. Возможны и какие-то другие мотивы отказа человека от предложенной работы. Это означает, что психоаналитику следует сперва разобраться в подлинных мотивах мышления и поведения человека, прежде чем усматривать в его решении действие процесса рационализации. По мнению К. Хорни, в данном случае «мы можем говорить о рационализации лишь тогда, когда в действительности более сильной мотивацией являются страхи».
В обыденном представлении понятие рационализации нередко смешивается с интеллектуализацией. В психоаналитической литературе между ними проводится различие. Рационализация соотносится с рассудочным объяснением, маскирующим подлинные мотивы мышления и поведения человека, в то время как интеллектуализация – с сознательной деятельностью, основанной на активизации мыслительных процессов.
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001