ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА
психология спорта
отрасль психологии, изучающая закономерности развития и функционирования психики человека, а также групповых взаимодействий в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА
отрасль психологической науки, предметом которой являются психологические особенности различных видов спортивной деятельности и спортивные способности личности, а задачами — обоснование роли спорта в гармоническом развитии личности спортсмена и содействие как его массовому развитию, так и достижению рекордов.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА
область исследований, связанных со спортивной деятельностью людей, с занятиями физической культурой и спортом. К основным проблемам П.с. относятся: изучение влияния занятий физической культурой и спортом на психологию и поведение человека, психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям, психологические аспекты организации тренировок и проведения соревнований, и ряд других.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Психология спорта
научная и учебная дисциплина, изучающая психологические особенности спортивной деятельности. В круг ее интересов входит изучение личности спортсменов и тренеров, тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. Термин введен в научный обиход русским психологом В. Ф. Чижом в его работе «Психология спорта» (1910). Первый международный конгресс по П. с., организованный Пьером де Кубертеном, состоялся в 1913 г. Психологами, трудами которых в 1920— 1930-е гг. П. с. как наука создавалась в нашей стране, были А. П. Нечаев, А. Ц. Пуни, П. А. Рудик.
Литература
Психология и современный спорт. М., 1982.
Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. М., 1959.
Литература
Психология и современный спорт. М., 1982.
Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. М., 1959.
ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА
направление психологии, изучающее закономерности проявления и развития психики, а также взаимодействий групповых в условиях спортивной соревновательной и тренировочной деятельности. Как и многие другие направления психологии, стало интенсивно развиваться в 60-70-е гг. XX в., причем сперва основные исследования сосредоточивались на изучении различий индивидуальных спортсменов (-> психология дифференциальная), способностей и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований (-> стресс), способах повышения эффективности тренировок.
Позднее спектр разрабатываемых вопросов существенно расширился. Применительно каждого вида спорта с учетом достижений психологии общей, педагогической, возрастной и социальной разрабатываются программы специальных тренировочных комплексов, направленных на повышение физической и психической тренированности спортсменов, их эмоционально-волевой, этической, морально-нравственной и коллективистской подготовленности.
В отечественной психологии спорта достаточно детально исследованы закономерности эффективного формирования двигательных навыков и умений, способы достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости и координированности движений, основанные на концепции уровней построения движений. Изучаются пути и способы формирования специализованных восприятий спортсменов - чувства времени, чувства дистанции, изменения скорости движения объекта, предвосхищения мгновенного развития событий (-> антиципация; интуиция), "чувство мяча", "чувство воды" и пр. Уделяется внимание развитию методов улучшения наблюдательности, воображения, стратегического и тактического мышления, согласованного взаимодействия в групповых играх и пр. Углубление исследований идет и в области изучения способностей спортсменов и их специального отбора психологического на разных возрастных стадиях, и в области воспитания и формирования этих способностей в ходе тренировочной деятельности.
Особую проблему составляют такие направления психологии спорта, как саморегуляция психическая, управление своим состоянием в предстартовый период, в ходе соревнований и после выхода из соревновательной ситуации. Этим вопросам, как и отношению спортсменов к своим победам и поражениям, в последних исследованиях уделяется все больше внимания.
Основные задачи психологии спорта следующие:
1) повышение эффективности тренировки спортсмена за счет формирования двигательных навыков и умений, создания психологических условий для достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений;
2) развитие специализованных видов восприятия (чувства времени, дистанции);
3) подготовка к соревнованиям;
4) произвольная психическая регуляция;
5) формирование личности спортсмена в коллективной деятельности в командах, при общении с тренером. Задача современной психологии спорта состоит не только в содействии достижению высоких спортивных результатов, но и во всестороннем развитии личности спортсмена, в повышении его общей и психологической культуры.
В отдельное направление выделяются исследования социально-психологические, рассматривающие:
1) проблемы формирования команд;
2) отношения межличностные в них;
3) приемы и способы повышения сплоченности и ценностно-ориентационного единства;
4) вопросы взаимоотношений с тренером или тренерским коллективом;
5) вопросы взаимоотношений с болельщиками, в том числе с "фанатами";
6) проблемы межкомандных взаимоотношений (-> отношение межгрупповое), и пр.
Позднее спектр разрабатываемых вопросов существенно расширился. Применительно каждого вида спорта с учетом достижений психологии общей, педагогической, возрастной и социальной разрабатываются программы специальных тренировочных комплексов, направленных на повышение физической и психической тренированности спортсменов, их эмоционально-волевой, этической, морально-нравственной и коллективистской подготовленности.
В отечественной психологии спорта достаточно детально исследованы закономерности эффективного формирования двигательных навыков и умений, способы достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости и координированности движений, основанные на концепции уровней построения движений. Изучаются пути и способы формирования специализованных восприятий спортсменов - чувства времени, чувства дистанции, изменения скорости движения объекта, предвосхищения мгновенного развития событий (-> антиципация; интуиция), "чувство мяча", "чувство воды" и пр. Уделяется внимание развитию методов улучшения наблюдательности, воображения, стратегического и тактического мышления, согласованного взаимодействия в групповых играх и пр. Углубление исследований идет и в области изучения способностей спортсменов и их специального отбора психологического на разных возрастных стадиях, и в области воспитания и формирования этих способностей в ходе тренировочной деятельности.
Особую проблему составляют такие направления психологии спорта, как саморегуляция психическая, управление своим состоянием в предстартовый период, в ходе соревнований и после выхода из соревновательной ситуации. Этим вопросам, как и отношению спортсменов к своим победам и поражениям, в последних исследованиях уделяется все больше внимания.
Основные задачи психологии спорта следующие:
1) повышение эффективности тренировки спортсмена за счет формирования двигательных навыков и умений, создания психологических условий для достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений;
2) развитие специализованных видов восприятия (чувства времени, дистанции);
3) подготовка к соревнованиям;
4) произвольная психическая регуляция;
5) формирование личности спортсмена в коллективной деятельности в командах, при общении с тренером. Задача современной психологии спорта состоит не только в содействии достижению высоких спортивных результатов, но и во всестороннем развитии личности спортсмена, в повышении его общей и психологической культуры.
В отдельное направление выделяются исследования социально-психологические, рассматривающие:
1) проблемы формирования команд;
2) отношения межличностные в них;
3) приемы и способы повышения сплоченности и ценностно-ориентационного единства;
4) вопросы взаимоотношений с тренером или тренерским коллективом;
5) вопросы взаимоотношений с болельщиками, в том числе с "фанатами";
6) проблемы межкомандных взаимоотношений (-> отношение межгрупповое), и пр.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998