ПСИХОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Найдено 1 определение
ПСИХОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
наука о действиях человека, работающего с вычислительными и информационными системами. Знания о возможностях и способностях человека как создателя вычислительных систем могут быть углублены с помощью методов экспериментальной психологии, анализа процессов мышления и восприятия, методов социальной, индивидуальной и производственной психологии и теории психолингвистики. П. п.— это новый путь познания, дополняющий современную практику исследований и разработок в области программирования с учетом человеческого фактора. Более точный, основанный на психологии подход не только позволяет уменьшить затраты времени и расходы на разработку программы, но дает и более долговременные преимущества благодаря усовершенствованию качества программного обеспечения. Специалисты по П. п. сосредотачивают свое внимание на таких аспектах, как легкость использования, простота обучения, увеличение надежности, сокращение частоты ошибок, повышение удовлетворенности трудом. В то же время они учитывают производительность ЭВМ, объем памяти, аппаратные ограничения. Предметом П. п. являются всевозможные способы использования человеком ЭВМ, при этом основной упор делается на разработку программного обслуживания и проектирование интерфейса. При решении задач психологии программирования используются данные таких дисциплин, как языки программирования, языки управления операционными системами, средства обращения к базам данных, методы и средства автоматизированного обучения, персональные вычислительные программы редактирования, обработка слов и использование терминала неопытными пользователями. Целью П. п. является облегчение использования ЭВМ человеком. Эта цель может быть достигнута только при понимании возможностей восприятия человека, его способности перерабатывать информацию и принимать решение, при знании стилей мышления и особенностей личности. Эти характеристики человека должны анализироваться в процессе работы с учетом накладываемых машиной ограничений. Добиться улучшения в использовании ЭВМ можно только в результате более глубокого, основанного на экспериментальных исследованиях, знания свойств мышления человека. Это оказывает положительное влияние на практику программирования, использование разработанных программных средств, качество обучения, разработку метрик программного обеспечения, более точное определение склонностей и способностей программиста (Б. Шнейдерман).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
356.51 кб

Психология программирования: цели, проблемы, перспективы

Рожников Василий Андреевич
В статье описано текущее состояние одного из направлений психологии психологии программирования. Дано краткое изложение истории данного направления; описаны предмет, цели и методы психологии программирования.
Читать PDF
90.73 кб

Развивающий эффект обучения программированию: психолого-педагогические аспекты

Рогожкина И. Б.
Вопрос о влиянии обучения программированию на умственное и интеллектуальное развитие учащихся является одной из актуальных проблем современной психологии и педагогики.