ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
от латинского extremus – «крайний, конечный»; от древнегреческого ψυχή – «дух; душа; сознание; характер»; λόγος – «учение» – отрасль психологической науки, изучающая психологические закономерности жизни и деятельности человека в условиях, выходящих за рамки нормы, сложившейся в ходе исторического развития данного общества и относительно к конкретному виду деятельности. Центральной проблемой Э.п. является выявление влияния на психику человека условий резко отличающихся от обычных, находящихся на границе толерантности, требующих предельного напряжения психики. Основной целью Э.п. выступает научное обоснование психологического отбора и совершенствование специальной психологической подготовки лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в жестких условиях, опасных для здоровья и жизни, а также поиск способов и методов защиты их от психотравмирующего воздействия экстремальных ситуаций.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

Психология экстремальная
от лат. extremus – «крайний» – отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных районах земного шара (Арктика, Антарктика, высокогорная пустыня, подземелье и т. д.) (Психологический лексикон, 2005);
– отрасль экологической психологии, среди задач которой – диагностика, реабилитация, тренинг психических состояний в экстремальных ситуациях (Панов, 1998);
– экстремальная психология занимается теорией и практикой критических психических состояний. Это психологические аспекты подготовки, поддержки и реабилитации человека, работающего или попавшего в экстремальную ситуацию (от напряженности межличностного взаимодействия до стихийных и техногенных катастроф), а также деятельность человека в неестественных для него средовых условиях (под водой, в космосе, под землей и др.). Экстремальные условия охватывают «чрезвычайно сильные воздействия внешней среды», которые находятся на грани переносимости и могут вызвать нарушения адаптации (Короленко, 1978).

Источник: Экологическая психология словарь-справочник 2012.

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
сфера псих. науки, кот. исследует-интерпретирует общесубстанционально-психологические закономерности деятельности-активности субъекта в трансформационных условиях экзистенции, например, во время космических, авиационных полетов, подводного плавания, пребывания в тропических или арктических климатических условиях, работа субъекта в шахте, на рудниках и т.д.; модель Э.п. включает в свои исследовательско-модификационные задачи феномены, связанные с риском, с информацией, информмоделями, в корреляции с психическим напряжением, факторами трансаккомодации, экстремумных психических реакций, кондиции-матрицы аккомодации-реаккомодации-реприспособляемости субъекта к маргинально-онтологическо экстремальным условиям, матрицы-кондиции антиципации-предвосхищения-предугадывания тех или иных потенциально-экстремумных ситуаций, меры, связанные с регуляцией психофункций-психо-процессов, с профилактикой переадаптационных феноменов-матриц, психические метаболизации-лабильности психического Эго субъекта в маргинально-трансформационных кондициях, процедурные нормативы, связанные с иммунно-защитными механизмами от различных травм, аномально-деструктивного воздействия в необычных условиях биопсихогенных факторов.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Экстремальная психология
лат. extremus — крайний] — отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных районах Земного шара (Арктика, Антарктика, высокогорье, пустыня), в подземелье и т.д. Э. п. возникла в конце XX в., синтезировав конкретные исследования в области авиационной, космической, морской и полярной психологии. В экстремальных условиях, характеризующихся измененной афферентацией, измененной информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска, на человека воздействует семь основных психогенных факторов: монотония, измененные пространственная и временная структуры, ограничения личностно-значимой информации, одиночество, групповая изоляция (информационная истощаемость партнеров по общению, постоянная публичность и др.) и угроза для жизни. Исследования в области Э. п. имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов. В.И. Лебедев

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

Экстремальная психология
отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования, к которым принято относить измененные афферентацию и информационную структуру, социально-психологические ограничения и факторы риска. Как правило, в таких условиях на личность воздействуют один или несколько из психогенных факторов (монотония; измененные пространственная и временная структура; ограничение личностно значимой информации, одиночество, групповая изоляция и угроза для жизни). В результате у большинства людей иным становится функционирование механизмов психической и физиологической регуляции. При этом воздействие данных факторов в большинстве случае «запускает» процесс адаптации к экстремальным условиям, который характеризуется сменой эмоциональных состояний, появлением необычных психических феноменов (сверхмобилизация, острые психические реакции, временное сужение сознания и др.).
Появление экстремальных ситуаций в ходе выполнения деятельности характеризует целый ряд профессий; это, в частности, отличает работу летчиков, моряков, сотрудников милиции, пожарных и др. Более того, экстремальные условия могут возникнуть практически в любом виде деятельности, но различны по интенсивности и характеру воздействия соответствующих факторов среды.
В конце XX в. интерес к проблемам, изучаемым в рамках Э. п., возрос многократно, поскольку в этот период увеличилось количество разнообразных военных конфликтов, ухудшилась экологическая обстановка, возросло число стихийных бедствий. На данном этапе также произошло крупномасштабное внедрение в промышленное производство опасных технологий, что существенно увеличило риск техногенных катастроф. Установлено, что для большинства лиц, перенесших воздействие факторов реальной витальной (от лат. vita — «жизнь») угрозы, в постстрессовый период характерно возникновение определенных психических состояний и поведенческих реакций, которые отражают нарушение психической и физиологической регуляции,возникновение осложнений в социальной адаптации и реадаптации. Комплекс подобных симптомов получил название «посттравматического стрессового синдрома».
Литература
Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М.; Ростов н/Д., 1997.
Маклаков А. Г., Чермянин С. В., Шустов Е. Б. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов // Психологический журнал. 1998. № 2.
Решетников М. М., Баранов А. Ю., Мухин А. П., Чермянин С. В. Уфимская катастрофа: особенности состояния, поведения и деятельности людей // Психологический журнал. 1990. № 1.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
от лат. extre — крайнее и греч. psyche — душа, logos — учение) — отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных районах Земного шара, в подземелье и т. п. В экстремальных условиях, характеризующихся измененной афферентацией, измененной информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска, на человека действуют семь основных психологических факторов: монотония, измененные пространственная и временная структуры, ограничения личностно-значимой информации, одиночество, групповая изоляция и угроза для жизни. В процессе адаптации к экстремальным условиям выделяются следующие этапы, характеризующиеся сменой эмоциональных состояний и появлением необычных психических феноменов: подготовительный, стартового психического напряжения, острых психических реакций входа, психической переадаптации, завершающего психического напряжения, острых психических реакций выхода и реадаптации. В развитии необычных психических состояний четко прослеживается антиципация в ситуации информационной неопределенности (этап стартового психического напряжения и завершающий этап); ломка функциональных систем анализаторов, сформировавшихся в процессе развития индивида или длительного пребывания в экстремальных условиях, нарушения протекания психических процессов и изменения системы отношений и взаимоотношений (этапы острых психических реакций входа и выхода); активная деятельность личности по выработке защитных (компенсаторных) реакций в ответ на воздействие психогенных факторов (этап переадаптации) или же остановление прежних стереотипов реагирования (этап реадаптации). Раскрытие процесса развития необычных психических состояний позволяет отнести их к закономерным реакциям, укладывающимися в границы психологической нормы для измененных условий существования. При увеличении времени пребывания в измененных условиях и жестком воздействии психогенных факторов, а также при недостаточно высокой нервно-психической устойчивости и отсутствии мер профилактики этап переадаптации сменяется этапом глубоких психических изменений, характеризующихся развитием нервно-психических расстройств. Между этапами переадаптации и глубоких психических изменений имеется этап неустойчивой психической деятельности, характеризующийся появлением предпатологических состояний. Исследования в области Э. п. имеют своей задачей совершенствование психологического отбоpa и психологической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов (см. также Особые условия деятельности).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ
отрасль психологии, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных - непривычных - условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных районах Земного шара, в подземелье и пр.
Возникла в конце XX в., синтезировав конкретные исследования в области психологии авиационной, космической, морской и полярной.
В экстремальных условиях, характерных измененной афферентацией, измененной информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска, на человека воздействует семь основных психогенных факторов:
1) монотония;
2) измененная пространственная структура;
3) измененная временная структура;
4) ограничения личностно-значимой информации;
5) одиночество;
6) изоляция групповая - информационная истощаемость партнеров по общению, постоянная публичность, и пр.;
7) угроза для жизни.
В ходе адаптации к условиям экстремальным выделяются следующие этапы, характерные сменой состояний эмоциональных и появлением необычных психических феноменов:
1) этап подготовительный;
2) этап стартового напряжения психического;
3) этап острых реакций психических входа;
4) этап реадаптации психической;
5) этап завершающего напряжения психического;
6) этап острых психических реакций выхода;
7) этап реадаптации.
В генезе необычных состояний психических четко прослеживается:
1) антиципация в ситуации информационной неопределенности (на этапе);
2) ломка систем функциональных анализаторов, сформированных в процессе онтогенеза или длительного пребывания в условиях экстремальных; нарушения протекания процессов психических и изменения системы отношений и взаимоотношений (на этапах 3 и 6);
3) активная деятельность личности по выработке реакций защитных (компенсаторных) в ответ на воздействие психогенных факторов (на этапе 4);
4) восстановление прежних стереотипов реагирования (на этапе 7).
Раскрытие генеза необычных состояний психических позволяет отнести их к закономерным реакциям, укладывающимся в границы психологической нормы для измененных условий существования. При увеличении времени пребывания в измененных условиях и жестком воздействии факторов психогенных, а также при недостаточно высокой нервно-психической устойчивости и отсутствии мер профилактики этап реадаптации сменяется этапом глубоких психических изменений, характерных развитием расстройств нервно-психических. Между этапами реадаптации и глубоких психических изменений имеется промежуточный этап неустойчивой деятельности психической, характерный появлением состояний препатологических. Это - состояния, еще не обособившиеся в строго очерченные нозологические формы заболеваний нервно-психических, что позволяет рассматривать их в рамках психологической нормы.
Исследования в области психологии экстремальной ставят задачей совершенствование отбора психологического и подготовки психологической для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия факторов психогенных.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998