ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОМЕНТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ПРОФЕССИИ

Найдено 1 определение:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ПРОФЕССИИ

типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделенный на основании общности психологических требований к человеку. П. м. п. состоит из двух частей: характеристики типового элемента деятельности и психологических требований, предъявляемых к человеку. Напр., П. м. п., связанной с измерением объектов деятельности без помощи инструментов, имеет такую структуру: 1) типовой элемент деятельности — «измерение объектов без помощи инструментов и 2) психологическое требование к человеку — хорошо развитый глазомер. Типовые элементы деятельности (модули) относятся к разным ее сторонам: к целям, условиям, орудиям, отдельным операциям и предметам труда. Для каждой из этих сторон деятельности В. Е. Гавриловым разработана сводка перечней типовых психологических модулей различных профессий. Пользуясь ею, можно в короткий срок разработать элементарную психологическую характеристику профессии, пригодную для целей профориентации и профотбора. Каждая профессия обычно оценивается несколькими модулями, которые характеризуют ее с разных сторон. Поэтому психологическая характеристика профессии определяется суммой модулей, относящихся к ней. При выборе и определении П. м. п. целесообразно руководствоваться следующими критериями: 1) модуль должен иметь настолько важное значение, что его игнорирование приведет к невозможности качественного выполнения профессиональных задач; 2) модуль (если он не отвечает первому критерию) должен достаточно часто и регулярно проявляться в процессе работы по данной специальности; 3) модуль должен быть присущ большинству специальностей внутри данной профессии; 4) модуль должен соответствовать программе обучения и перспективам развития данной профессии; 5) модуль должен соответствовать инструкциям и правилам безопасности труда, а также требованиям средней квалификации работника данной профессии. Психологическая характеристика профессии складывается из суммы модулей, присущих данной профессии. Практически каждая из них предполагает наличие от двух до пяти модулей. Если в процессе соотнесения модулей с профессией всем критериям соответствует только один модуль, можно несколько «смягчить» критерии выбора. И наоборот, если число модулей больше указанного, критерии следует ужесточить. В то же время надо отметить, что психологическая характеристика модуля может соответствовать не всем специальностям профессий, имеющих данный модуль, но обязательно большинству из них (см. также Модульный подход в профессиографии) (В. Е. Гаврилов).

Оцените определение:

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Модульная модель личности как вершины профессионального развития спортсмена

Снетков Владимир Михайлович
Аннотация В статье на основе теоретического обобщения опыта развития личности спортсмена автор предлагает краткую формулу личности, которая включает в себя человека как биологического индивида и его душу. Под душевной деятельностью автором понимается способность человека как личности, произвольно, т.е. независимо от своих актуальных биологических потребностей и, исходя из своего мировоззрения, социальных и духовно-нравственных целей и ценностей, интерпретировать значение и смысл результатов своей психической, биологической и физической деятельности и использовать их как инструменты осмысленного влияния на свою внешнюю и внутреннюю среду. Полная модульная модель личности спортсмена как вершины его профессионального развития включает в себя следующие модули: человек как биологический индивид + душа + сознание +воля +ответственность + амбиции + жизнестойкость + активность + точность поведения + результативность.
Скачать PDF

Психосоциальная и социально-психологическая составляющие в профессиональной подготовке специалистов

Захарченко Н.А.
Скачать PDF

Профессионально-психологические проблемы преподавателей вуза (на примере преподавателей возраста 40-

Ширшина Г.И.
Скачать PDF

Методика профессионально-психологического отбора кандидатов на должность специалиста по защите инфор

Зырянова Татьяна Юрьевна, Черданцева Екатерина Владимировна
В представленном докладе рассмотрены социально-психологические аспекты проблем информационной безопасности организации. Исследована проблема влияния человеческого фактора на систему защиты информации
Скачать PDF

Индивидуально-психологическое содержание профессионально важных качеств субъекта труда

Поваренков Юрий Павлович
В статье обсуждается традиционная для психологии труда проблема профессонально важных качеств (ПВК). Выделяются четыре группы ПВК: профессиональной деятельности, профессионального развития и научения, регуляции профессиональной деятельности и форм активности, которые обеспечивают становление субъекта труда. Индивидуальные качества человека, которые являются психологической базой формирования субъекта труда, обозначаются термином «профессионально ориентированные качества» (ПОК). В них, помимо ПВК (профессиональные знания и способности), входят профессионально значимые качества (ПЗК) профессиональные интересы, установки, черты характера. Таким образом, ПВК-ПЗК это системные качества, наполненные индивидуальными свойствами, которые соответствуют требованиям метасистемы «социально-профессиональная ситуация развития и реализации субъекта труда». Это формальные интегральные качества данной системы, их содержание определяется целой системой индивидуальных свойств, которые взаимно дополняют и компенсируют друг друга. Далее в статье анализируются результаты эмпирического исследования педагогической толерантности учителей общеобразовательных школ, которые подтверждают сформулированные теоретические положения.
Скачать PDF

Психологическое изучение структуры профессионально важных качеств сотрудников пожарной охраны

Дежкина Ю.А.
Анализируются психологические особенности поведения и деятельности сотрудников пожарной охраны, работающих в экстремальных условиях, с риском для жизни. Рассматривается структура профессионально важных качеств сотрудников пожарной охраны на различных этапах профессионализации.
Скачать PDF

О психологическом сопровождении профессионального становления будущего офицера

Величко С.В.
Скачать PDF

Социально-психологическая компетентность как компонент готовности будущих юристов к профессиональной

Гулидова Н.В.
Скачать PDF

Психологическая специфика ситуации профессиональной деятельности и соблюдения психогигиены специалис

Павлова Мария Валерьевна
Рассмотрены некоторые аспекты стрессогенного воздействия и выраженность стрессовых реакций у пострадавших в дорожно-транспортном происшествиях и специалистов, оказывающих им помощь.
Скачать PDF

Необходимость психологического сопровождения профессионально-личностного развития врача

Терентьев И.А.
Скачать PDF

Системный подход к изучению психологического феномена профессионализма человека

Под профессионализмом понимается особое свойство человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную профессиональную деятельность с заданными показателями качества. В статье обосновывается психологический феномен профессионализма как объект системного исследования. Индивидуальный профессионализм анализируется как свойство, как состояние и как процесс становления специалиста. Формулируются функции и критерии профессионализма. Показано, что при изучении профессионализма целесообразно опираться на принципы теории систем: функциональный, морфологический и информационный.
Скачать PDF

Психологические детерминанты профессиональной успешности официантов как субъектов сферы услуг

Геворкян Г.Г.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: