ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ПРОФЕССИИ

Найдено 1 определение
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ПРОФЕССИИ
типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделенный на основании общности психологических требований к человеку. П. м. п. состоит из двух частей: характеристики типового элемента деятельности и психологических требований, предъявляемых к человеку. Напр., П. м. п., связанной с измерением объектов деятельности без помощи инструментов, имеет такую структуру: 1) типовой элемент деятельности — «измерение объектов без помощи инструментов и 2) психологическое требование к человеку — хорошо развитый глазомер. Типовые элементы деятельности (модули) относятся к разным ее сторонам: к целям, условиям, орудиям, отдельным операциям и предметам труда. Для каждой из этих сторон деятельности В. Е. Гавриловым разработана сводка перечней типовых психологических модулей различных профессий. Пользуясь ею, можно в короткий срок разработать элементарную психологическую характеристику профессии, пригодную для целей профориентации и профотбора. Каждая профессия обычно оценивается несколькими модулями, которые характеризуют ее с разных сторон. Поэтому психологическая характеристика профессии определяется суммой модулей, относящихся к ней. При выборе и определении П. м. п. целесообразно руководствоваться следующими критериями: 1) модуль должен иметь настолько важное значение, что его игнорирование приведет к невозможности качественного выполнения профессиональных задач; 2) модуль (если он не отвечает первому критерию) должен достаточно часто и регулярно проявляться в процессе работы по данной специальности; 3) модуль должен быть присущ большинству специальностей внутри данной профессии; 4) модуль должен соответствовать программе обучения и перспективам развития данной профессии; 5) модуль должен соответствовать инструкциям и правилам безопасности труда, а также требованиям средней квалификации работника данной профессии. Психологическая характеристика профессии складывается из суммы модулей, присущих данной профессии. Практически каждая из них предполагает наличие от двух до пяти модулей. Если в процессе соотнесения модулей с профессией всем критериям соответствует только один модуль, можно несколько «смягчить» критерии выбора. И наоборот, если число модулей больше указанного, критерии следует ужесточить. В то же время надо отметить, что психологическая характеристика модуля может соответствовать не всем специальностям профессий, имеющих данный модуль, но обязательно большинству из них (см. также Модульный подход в профессиографии) (В. Е. Гаврилов).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
95.32 кб

Реализация модульной программы формирования профессиональных умений психологического консультировани

Гольцева Ю. В.
Статья посвящена актуальной проблеме формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов.