ПСИХОГРАММА
Психограмма
характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.
Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий
ПСИХОГРАММА
ПСИХОФИЗИОГРАММА) - перечень требований, которые данная профессиональная деятельность предъявляет к индивидуальным психологическим качествам и психофизиологическим функциям человека.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
ПСИХОГРАММА
1. Вообще – профиль индивида по ряду стандартных те-ов. 2. Специальное значение – термин Г. Мюррея для обозначения пред-авления индивидуальных паттернов потребностей и нужд.
Психограмма
психо + греч. grapho – пишу) – 1. профиль индивида, формируемый по результатам ряда стандартных тестирований; 2. термин Г.Мюррея, обозначает представление индивидуальных паттернов потребностей и нужд.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ПСИХОГРАММА
часть профессиограммы определенной профессии, в которой сформулированы ее требования к личности, т. е. перечень психологических способностей, в котором особое внимание уделено психологическим противопоказаниям.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ПСИХОГРАММА
1. В общем случае-профиль человека, полученный в результате его исследования с помощью психологических тестов. 2. У Г. Меррея П.-это представление индивидуальной совокупности потребностей или «пресс» человека. См. Мюррей (Меррей) Генри, пресс.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ПСИХОГРАММА
главная часть профессиограммы, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, а также личностные, психофизиологические качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью. В акмеологии чаще используют акмеограммы.
Источник: Акмеологический словарь.
Психограмма
(Psychogramma) (от греч. psyche и gramma - буква, что-либо написанное). Графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивида при помощи нескольких экспериментально-психологических тестов. Используется с целью наглядного сравнения результатов обследования различных лиц.
П., литературная (от лат. littera - буква). Психои социотерапевтический метод более глубокого изучения больной личности посредством включения ее в литературную деятельность.
П., литературная (от лат. littera - буква). Психои социотерапевтический метод более глубокого изучения больной личности посредством включения ее в литературную деятельность.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
психограмма
перечень личностно-психологических свойств,качеств и способностей человека, желательных для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся:
1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.
2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.
3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.
4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
5. Психологические знания о труде, о профессии.
6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.
8. Профессиональное мышление , в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии.
9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере.
11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ПСИХОГРАММА
от греч. psyche — душа и grapho — пишу) — важнейшая составная часть профессиограммы (см. Профессиография), представляющая собой психологический анализ структуры деятельности и характеристику требований, предъявляемых профессией к психике человека. Содержание и объем П. зависят от цели, с которой проводится изучение профессии. В качестве такой цели могут быть профотбор, профориентации и профконсультация, профессиональное обучение, рационализация режима и условий труда. Спецификой составления П. в целях профессионального отбора является ориентация на изучение профессионально важных (значимых)качеств, определяющих профессиональную пригодность человека к работе по данной специальности. В ряде случаев здесь бывает целесообразно указать также признаки профессиональной непригодности. Для профессионального просвещения людей требуются разнообразные сведения о многих профессиях. Поэтому П., составленная в целях профориентации и профконсультации, должна отличаться большой широтой содержания и доступностью изложения. В конце П. целесообразно привести списки литературы, рекомендуемой для лучшего ознакомления с той или иной профессией. Спецификой П., составляемой в целях рационализации процесса профессиональной подготовки, является установка на выявление в первую очередь тех профессионально важных качеств, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений, по мере овладения профессиональным мастерством. При составлении П. в целях рационализации режима и условий труда особое внимание уделяется обнаружению наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит показателем наиболее слабых мест в организации труда. Например, снижение функций зрительного анализатора к концу работы свидетельствует о необходимости рационализации освещения. Особым случаем П., направленной на оптимизацию условий труда, является изучение профессии в рамках инженерно-психологического исследования, анализ требований, предъявляемых к техническим средствам, в частности к способам и средствам отображения информации, к конструкции органов управления и т. п.