Психогененез это что такое Психогененез: определение — Психология.НЭС
ПСИХОГЕНЕЗ ПСИХОГЕНЕТИКА

Психогененез

Найдено 1 определение:

Психогененез

психо + лат. genesis – происхождение) – 1. происхождение и, в более широком смысле, также развитие психики; 2. происхождение и развитие определенного психологического события внутренней жизни.

Оцените определение:

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Психогененез — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Психогенетические исследования старения

Равич-Щербо И.В., Обухова О.Б.
Скачать PDF

Развитие как предмет психогенетики

Егорова М.С.
Психогенетические исследования развития направлены на решение двухзадач - оценку изменения генотипических и средовых влияний с возрастом и определение роли генотипических и средовых факторов в возрастных изменениях. Экспериментальные исследования, проводящиеся в этих целях, представляют собой лонгитюды, выборки которых удовлетворяют требованиям генетического анализа, т.е. включают пары родственников, имеющих разную степень генетического сходства. Результаты исследований позволяют: 1) определить генотипические и средовые влияния на траектории развития; 2) оценить изменение с возрастом относительного вклада генотипа и среды в фенотипические дисперсии признаков; 3) выяснить роль генотипических и средовых факторовв преемственности развития и 4) в структурных перестройках психологических характеристик.
Скачать PDF

Психогенетика и нейропсихология: анализ источников индивидуальных различий когнитивных функций в зре

Шварц Анна Юрьевна, Обухова Ольга Борисовна, Ахутина Татьяна Васильевна
В статье обсуждается возможность использования нейропсихологического метода анализа в психогенетических исследованиях. Предлагается применять нейропсихологические показатели в качестве эндофенотипа - промежуточного звена между генотипом и фенотипом. Излагаются результаты экспериментального исследования моно- и дизиготных близнецов в возрасте 43-62 лет. Рассмотрение фактора программирования и контроля в качестве эндофенотипа показало, что нейропсихологические факторы могут стать основой качественного анализа структуры интеллекта.
Скачать PDF

Институциональная и психогенетическая обусловленность экономического поведения

Шульгин М.В.
Анализируются представления об экономическом поведении с пози-ций различных экономических школ и направлений. Выделены теоретические подходы к исследованию обусловленности поведения. Выявлено, что потребительское поведение в долговременной перспективе отличается упрощенностью, универсальностью и синергетичностью – стремлением к балансу, постоянству и гомеостазису. Результаты могут использоваться как дополнение к теории потребительского спроса для разработки моделей потребительского выбора.
Скачать PDF

Факторно-аналитический подход к изучению личности в психогенетике: этап зарождения

Низамова Елена Сергеевна
В статье анализируется факторно-аналитический подход к изучению личности, используемый в психогенетике. Выделяются основные содержательные компоненты метода. Каждый из выделенных компонентов рассматривается в историко-генетической перспективе. Основное внимание уделено этапу формирования базовых положений подхода в отдельных направлениях науки и становления подхода в целом.
Скачать PDF

Психогенез стилей общения

Защиринская Оксана Владимировна
В статье представлены исследования типологии общения детей младшего школьного и подросткового возраста. Показана ведущая роль поведенческой, эмоциональной и мотивационной сфер в формировании типологических особенностей общения. Изложены результаты собственного исследования психогенеза общения. Приведено описание четырех основных стилей общения современных школьников: реактивного, адаптивного, лидерского, эгоцентрического.
Скачать PDF

Психогенетика и вероятность экзогенного синергического действия

Королева Татьяна Петровна
В статье представлена экспериментально обоснованная авторская концепция объяснения появления у человека признака иного качества, по сравнению с его наследованием по доминантному или рецессивному типу.
Скачать PDF

Музыкально-языковых кодов: психогенетический аспект

Торопова Алла Владимировна
В статье обсуждается природа превращения бытийных ощущений и переживаний в интонационный знак, символ и архетип. Представлены психогенетические истоки музыкального языка. Дана структура психосемантики музыкально-языкового сознания: от универсального уровня означения биологических процессов жизнедеятельности человеческого существа интонем до этнокультурных музыкально-языковых эталонов и норм, фиксированных интонационных знаков-символов и кодов.
Скачать PDF

Психологические и психогенетические особенности агрессивных и враждебных стратегий взаимодействия у

Крючкова А.С., Ермаков П.Н., Абакумова И.В.
Работа выполнена в рамках проектной части внутреннего гранта Южного федерального университета № 213.01-07-2014/15ПЧВГ «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения молодежи» Рассмотрены различные подходы к трактовке понятия агрессии, количество которых указывает на то, что данный феномен это сложный механизм, и его природа неоднозначна. Проведен анализ исследований, рассматривающих взаимосвязь понятий враждебности и агрессивности. Показаны их общие и отличительные детерминанты. Представлена наиболее актуальная для данного исследования трактовка изучаемых феноменов. Представлен краткий обзор исследований генетических оснований агрессивного поведения: влияния серотониновой и дофаминергической нейромедиаторных систем, тестостерона, рассмотрено влияние факторов среды и социально-экономического статуса. Проведено междисциплинарное молекулярно-генетическое и психологическое исследование 205 лиц в возрасте 12-19 лет. В качестве психологического инструментария использовался «Тест руки» Э. Вагнера (Hand Test); оценка общей агрессивности и форм ее проявления, а также враждебности проводилась с помощью шкал опросника Басса-Дарки, считающегося одной из самых надежных методик исследования агрессии. Статистическую обработку результатов проводили с использованием программы PSPP 0.8.5. Выявлено, что генотип VM гена COMT (rs4680) может выступать в роли фактора риска склонности к агрессивному поведению. Среди генетических полиморфизмов, которые определяют риск агрессивного и враждебного поведения, наибольшую роль играет низкоактивный вариант гена фермента моноаминоксидазы А МАОА (LPR) у лиц подросткового и молодого возрастов. Данные следует учитывать при проведении психолого-профилактических мероприятий.
Скачать PDF

Обзор современных исследований психогенетических факторов агрессивного поведения

Ковш Екатерина Михайловна, Воробьева Елена Викторовна, Ермаков Павел Николаевич
Обзор посвящен актуальным отечественным и зарубежным исследованиям психогенетических факторов агрессивного поведения. Рассмотрены цитогенетические механизмы, обеспечивающие психическую деятельность и поведенческую активность человека, представлена концепция управляющей системы кодирования информации, указаны особенности генотип-средового взаимодействия в формировании агрессивного поведения. Дана классификация видов агрессии, рассмотрены подходы к трактовке данного понятия. Проведен анализ теорий, объясняющих природу агрессивности (фрустрационная теория Дж. Долларда, Л. Берковиц, теория социального научения А. Бандуры, теория инстинктивных влечений К. Лоренца, 3. Фрейда, биологическая теория). Описаны мозговые механизмы, лежащие в основе различных видов агрессивного поведения. Проанализировано большое количество отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме генетического детерминирования психических процессов и поведения. Представлен обзор исследований генных оснований агрессивного поведения: описаны подходы, признанные на сегодняшний день несостоятельными (теория лишней Y-хромосомы, система «ген-признак», концепция «генов-генералистов»), а также приведены подтвержденные на сегодняшний день представления: описана роль нейромодуляторов-моноаминов (показана взаимосвязь различных форм агрессивного поведения с деятельностью медиаторных систем мозга), тестостерона; рассмотрено влияние социально-экономического статуса и факторов среды. Имеющиеся психогенетические данные описаны с точки зрения аддитивной модели развития. В целом, отмечается полигенный характер наследования агрессивности (гены, кодирующие информацию об устройстве обонятельной, гормональной, медиаторных систем являются биологическими факторами агрессии). Представлены перспективы развития данного направления исследований биоинформационный анализ молекулярных механизмов деятельности центральной нервной системы посредством исследования экспрессии генов в клетках мозга; приведен обзор первых результатов, полученных при помощи данного метода.
Скачать PDF

Психогенетические особенности школьников с разной стратегией проявления агрессии

Крючкова Анна Сергеевна
В статье рассмотрены основные направления экспериментальных исследований психогенетики и кратко представлены их результаты; особое внимание уделяется психогенетическим исследованиям, предметом которых являются вопросы о соотносительном вкладе генотипа и среды в вариативность агрессивности у людей, а также касающиеся источников агрессивности и ее места в структуре индивидуальности.
Скачать PDF

Психогенетические особенности проявления агрессии у детей и подростков

Крючкова Анна Сергеевна
Крючкова А.С. В статье представлены результаты проведенного молекулярногенетического и психологического исследования 32 лиц в возрасте 12-13 лет. Выявлено, что генотип VM гена COMT(rs4680) может выступать в роли фактора риска склонности к агрессивному поведению. Данные следует учитывать при проведении психолого-профилактических мероприятий.
Скачать PDF