Психогенетика это что такое Психогенетика: определение — Психология.НЭС
Психогененез ПСИХОГЕНИИ

ПСИХОГЕНЕТИКА

Найдено 7 определений термина ПСИХОГЕНЕТИКА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Психогенетика

Словообразование. Происходит от греч. psychе - душа и genesis - происхождение.

Категория. Раздел психологии.

Специфика. Использует данные генетики и генеалогический метод. Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента). В последние годы активно развиваются две отрасли психогенетики: генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, и генетика индивидуального развития. Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики в значительной степени определяются наследственностью.

Методы. Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов.

Оцените определение:

Источник: Психологический словарь

ПСИХОГЕНЕТИКА

1. Изучение генетических основ психологических процессов. См. генетика поведения. 2. В несколько более старых текстах – изучение психогенеза (1).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Психогенетика

изучает происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании.

Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»

Психогенетика

область знаний, находящаяся на пересечении генетики и психологии и изучающая взаимодействие генетических (наследственных) и средовых факторов в формировании межиндивидуальной и межгрупповой вариативности психических, психофизиологических и некоторых поведенческих свойств человека (в западной литературе чаще используют термин behavioral genetics - генетика поведения, включающий и поведение животных).

Источник: Словарь по психогенетике

Психогенетика

от греч. genetikos - относящийся к рождению, происхождению), пограничная с генетикой область психологии. Предметом П. является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, выяснение роли генотипа и среды в их формировании. П. использует методы современной генетики. Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов. Наиболее информативным является метод близнецов (Ф. Гальтон, 1876), позволяющий максимально уравнять воздействия среды. Большинство работ в П. посвящено исследованию межиндивидуальной вариативности высших психических функций, главным образом интеллекта, с помощью разнообразных тестов. Вместе со сменой механизмов перестраивается отношение психических функций к генотипу: чем больше роль специфически человеческих, социальных по своему происхождению факторов, тем меньше доля генетической изменчивости в формировании индивидуальных психологических особенностей. В последние годы активно развиваются две отрасли психогенетики: генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, и генетика индивидуального развития. Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики определяются наследственностью в значительной степени.

Источник: Словарь по истории психологии

Психогенетика

греч. psyche — душа + genetikos — относящийся к рождению, происхождению] — область знаний, пограничная между психологией и генетикой, предметом исследования в которой является соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариативности психических черт человека. Хотя эта проблема существует с древности, возникновение П. как науки принято связывать с двумя работами Ф. Гальтона: книгой «Наследственность таланта» (1869) и небольшой статьей «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания» (1875). Они положили начало двум методам П.: генеалогическому и близнецовому. Дальнейшая история П. тесно связана с успехами генетики количественных признаков, психологической диагностики, вариационной статистики. В последние годы психологические исследования все больше опираются на данные психологии развития, психофизиологии, молекулярной генетики. В России психогенетические исследования начались и интенсивно развивались в 20—30-х гг. XX в. Эти исследования возглавляли крупнейшие российские генетики (Ю.Н. Фильченко, Н.К. Кольцов), медицинские генетики (С.Г. Левит), психологи (А.Р. Лурия). Однако вскоре из-за разгрома генетики, евгеники, педологии эти работы были прерваны на несколько десятилетий. В настоящее время П. — интенсивно развивающаяся во всем мире самостоятельная наука. Существуют международные ассоциации исследователей, работающих в этой области; издаются журналы, монографии; регулярно публикуются обзоры; созываются международные конгрессы, конференции и т.д. Наибольшее количество работ в П. посвящено генотип-средовым соотношениям в изменчивости интеллекта (диагностируемого разнообразными тестами 1Q), отдельных познавательных функций и способностей, динамических характеристик психики (в частности, относящихся к сфере темперамента); значительно меньше работ касается особенностей двигательной сферы человека. В последние годы интенсивно формируются две новые ветви П.: генетическая психофизиология и генетика индивидуального развития. Первая исследует наследственные и средовые детерминанты, главным образом, биоэлектрической активности мозга и занимает в П. особое место, поскольку признано, что генотип может влиять на психику (поведение) только через морфофункциональный уровень. Вторая изучает возрастную динамику генотип-средовых соотношений в изменчивости психологических признаков; роль наследственности и среды в преемственности этапов онтогенеза, в индивидуальных траекториях развития и ряд других проблем. Совокупность имеющихся в П. данных, полученных разными психогенетическими методами с использованием различных психодиагностических и генетико-математических процедур, говорит о том, что индивидуальные особенности психики человека в значительной мере определяются факторами наследственности — иначе говоря, существует некоторая первичная, кодированная в геноме человеческая индивидуальность. Взаимодействуя со средой развития, она и создает наблюдаемые индивидуальные психологические особенности ребенка и взрослого. Однако крайне важно профессионально грамотно понять, что этот вывод реально означает. Во-первых, все данные П. говорят о факторах, формирующих межиндивидуальную вариативность (т.е. различия между людьми), а не о причинах формирования какого-либо признака у конкретного человека. Поскольку любой признак формируется во взаимодействии генотипа и среды, его наличная оценка может быть результатом преимущественного влияния любого из этих факторов. Во-вторых, соотношение генетических и средовых детерминант в вариативности любого психологического признака — не фиксированная величина. Она меняется в зависимости от многих причин, связанных с возрастом, с типом и структурой выполняемой деятельности, семантикой внешних стимулов и т.д. Втретьих (и, может быть, это — самое главное), валидность заключения о генетической обусловленности какого-либо психологического признака полностью зависит от валидности диагностического инструмента, с помощью которого он оценивается. Наконец, в-четвертых, когда речь идет о психических (т.е. количественных, континуальных) признаках, «генетически заданное» не означает «неизменное». Даже признаки, в вариативности которых доля генетической дисперсии достаточно велика, могут меняться — как в ходе естественного развития, так и в результате специальных воздействий. Одно из основных направлений современной П. — исследование средовых влияний. Принято выделять общесемейную и индивидуальную среду. Общесемейная среда различна в разных семьях, но одинакова для членов одной семьи (например, социо-экономический статус, стиль семейной социализации и т.д.) и потому повышает их сходство. Индивидуальная среда, наоборот, различна у разных членов семьи и потому снижает их сходство. Помимо этого, можно выделить и специфические среды пар родственников, например: особую среду близнецовых пар по сравнению с сиблингами, или среди монозиготных пар по сравнению с дизиготными и т.д. С возрастом соотношение генетических и средовых детерминант, по-видимому, закономерно изменяется. Наиболее надежно это показано применительно к изменчивости интеллекта. Обобщающие работы говорят о том, что в детстве межиндивидуальная вариативность интеллекта определяется примерно в равных долях наследственностью, общесемейной и индивидуальной средой. Но, начиная примерно с препубертатного возраста, роль общесемейной среды резко падает, влияния же наследственности и индивидуализированной среды растут. Однако надо иметь в виду, что психологическое содержание формально выделяемых средовых факторов остается скрытым от исследователя, его верификация требует специальной организации эксперимента, дополнительного анализа и т.д. Методы П. направлены на выделение генетических и средовых детерминант в вариативности психологических признаков. Они позволяют разложить общую дисперсию на отдельные компоненты (например, аддитивную и неаддитивную генетическую изменчивость; общесемейную и индивидуальную средовую изменчивость и т.п.) и оценить вклад каждого компонента в фенотипическую вариативность признака. Основными методами П. являются: метод близнецов, приемных детей, генеалогический, популяционный. Лучшая разрешающая способность — у двух первых. И.В.Равич-Щербо

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

ПСИХОГЕНЕТИКА

пограничная с генетикой область психологии, использующая данные генетики и метод генеалогический. Предмет психогенетики - взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (функций когнитивных и двигательных, темперамента), происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, выяснение роли генотипа и среды в их формировании. Психогенетика применяет методы современной генетики. Основными методами психогенетики являются: метод популяцнонный, метод генеалогический, метод детей приемных и метод близнецов. Особенно информативен метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействия среды. Большинство работ в психогенетике посвящено тестовым исследованию межиндивидуальной вариативности высших функций психических, преимущественно интеллекта. Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики в значительной мере определяются наследственностью.

Психогенетики находили известную пропорциональность между степенью родства (количеством общих генов) и сходством по многим показателям тестов интеллекта. На этом основании считалась доказанной наследственная обусловленность интеллектуальных возможностей человека. Но позднее была показана недостаточность для подобных выводов методов психогенетики и сомнительность тестов интеллекта как способов его диагностики.

Отечественная психология показала, что в онтогенезе происходит смена механизмов реализации функций психических: элементарные формы, свойственные ранним этапам, сменяются высшими, социально опосредованными, реализуемыми при ближайшем участии речи. Факты, полученные психогенетикой, позволяют считать, что вместе со сменой механизмов перестраивается отношение функций психических к генотипу: чем больше роль специфически человеческих, социальных по происхождению факторов, тем меньше роль генетической изменчивости в формировании индивидуальных психологических особенностей.

В последние годы активно развиваются две отрасли психогенетики:

1) психофизиология генетическая - исследующая наследственные и средовые детерминанты активности биоэлектрической мозга;

2) генетика развития индивидуального.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Найдено рефератов по теме ПСИХОГЕНЕТИКА — 0

Найдено книг по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Психогенетика и нейропсихология: анализ источников индивидуальных различий когнитивных функций в зре

Шварц Анна Юрьевна, Обухова Ольга Борисовна, Ахутина Татьяна Васильевна
В статье обсуждается возможность использования нейропсихологического метода анализа в психогенетических исследованиях. Предлагается применять нейропсихологические показатели в качестве эндофенотипа - промежуточного звена между генотипом и фенотипом. Излагаются результаты экспериментального исследования моно- и дизиготных близнецов в возрасте 43-62 лет. Рассмотрение фактора программирования и контроля в качестве эндофенотипа показало, что нейропсихологические факторы могут стать основой качественного анализа структуры интеллекта.
Скачать PDF

Психогенетика и вероятность экзогенного синергического действия

Королева Татьяна Петровна
В статье представлена экспериментально обоснованная авторская концепция объяснения появления у человека признака иного качества, по сравнению с его наследованием по доминантному или рецессивному типу.
Скачать PDF

Психогенетические исследования старения

Равич-Щербо И.В., Обухова О.Б.
Скачать PDF

Развитие как предмет психогенетики

Егорова М.С.
Психогенетические исследования развития направлены на решение двухзадач - оценку изменения генотипических и средовых влияний с возрастом и определение роли генотипических и средовых факторов в возрастных изменениях. Экспериментальные исследования, проводящиеся в этих целях, представляют собой лонгитюды, выборки которых удовлетворяют требованиям генетического анализа, т.е. включают пары родственников, имеющих разную степень генетического сходства. Результаты исследований позволяют: 1) определить генотипические и средовые влияния на траектории развития; 2) оценить изменение с возрастом относительного вклада генотипа и среды в фенотипические дисперсии признаков; 3) выяснить роль генотипических и средовых факторовв преемственности развития и 4) в структурных перестройках психологических характеристик.
Скачать PDF

Институциональная и психогенетическая обусловленность экономического поведения

Шульгин М.В.
Анализируются представления об экономическом поведении с пози-ций различных экономических школ и направлений. Выделены теоретические подходы к исследованию обусловленности поведения. Выявлено, что потребительское поведение в долговременной перспективе отличается упрощенностью, универсальностью и синергетичностью – стремлением к балансу, постоянству и гомеостазису. Результаты могут использоваться как дополнение к теории потребительского спроса для разработки моделей потребительского выбора.
Скачать PDF

Факторно-аналитический подход к изучению личности в психогенетике: этап зарождения

Низамова Елена Сергеевна
В статье анализируется факторно-аналитический подход к изучению личности, используемый в психогенетике. Выделяются основные содержательные компоненты метода. Каждый из выделенных компонентов рассматривается в историко-генетической перспективе. Основное внимание уделено этапу формирования базовых положений подхода в отдельных направлениях науки и становления подхода в целом.
Скачать PDF

Музыкально-языковых кодов: психогенетический аспект

Торопова Алла Владимировна
В статье обсуждается природа превращения бытийных ощущений и переживаний в интонационный знак, символ и архетип. Представлены психогенетические истоки музыкального языка. Дана структура психосемантики музыкально-языкового сознания: от универсального уровня означения биологических процессов жизнедеятельности человеческого существа интонем до этнокультурных музыкально-языковых эталонов и норм, фиксированных интонационных знаков-символов и кодов.
Скачать PDF

Психологические и психогенетические особенности агрессивных и враждебных стратегий взаимодействия у

Крючкова А.С., Ермаков П.Н., Абакумова И.В.
Работа выполнена в рамках проектной части внутреннего гранта Южного федерального университета № 213.01-07-2014/15ПЧВГ «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения молодежи» Рассмотрены различные подходы к трактовке понятия агрессии, количество которых указывает на то, что данный феномен это сложный механизм, и его природа неоднозначна. Проведен анализ исследований, рассматривающих взаимосвязь понятий враждебности и агрессивности. Показаны их общие и отличительные детерминанты. Представлена наиболее актуальная для данного исследования трактовка изучаемых феноменов. Представлен краткий обзор исследований генетических оснований агрессивного поведения: влияния серотониновой и дофаминергической нейромедиаторных систем, тестостерона, рассмотрено влияние факторов среды и социально-экономического статуса. Проведено междисциплинарное молекулярно-генетическое и психологическое исследование 205 лиц в возрасте 12-19 лет. В качестве психологического инструментария использовался «Тест руки» Э. Вагнера (Hand Test); оценка общей агрессивности и форм ее проявления, а также враждебности проводилась с помощью шкал опросника Басса-Дарки, считающегося одной из самых надежных методик исследования агрессии. Статистическую обработку результатов проводили с использованием программы PSPP 0.8.5. Выявлено, что генотип VM гена COMT (rs4680) может выступать в роли фактора риска склонности к агрессивному поведению. Среди генетических полиморфизмов, которые определяют риск агрессивного и враждебного поведения, наибольшую роль играет низкоактивный вариант гена фермента моноаминоксидазы А МАОА (LPR) у лиц подросткового и молодого возрастов. Данные следует учитывать при проведении психолого-профилактических мероприятий.
Скачать PDF

Обзор современных исследований психогенетических факторов агрессивного поведения

Ковш Екатерина Михайловна, Воробьева Елена Викторовна, Ермаков Павел Николаевич
Обзор посвящен актуальным отечественным и зарубежным исследованиям психогенетических факторов агрессивного поведения. Рассмотрены цитогенетические механизмы, обеспечивающие психическую деятельность и поведенческую активность человека, представлена концепция управляющей системы кодирования информации, указаны особенности генотип-средового взаимодействия в формировании агрессивного поведения. Дана классификация видов агрессии, рассмотрены подходы к трактовке данного понятия. Проведен анализ теорий, объясняющих природу агрессивности (фрустрационная теория Дж. Долларда, Л. Берковиц, теория социального научения А. Бандуры, теория инстинктивных влечений К. Лоренца, 3. Фрейда, биологическая теория). Описаны мозговые механизмы, лежащие в основе различных видов агрессивного поведения. Проанализировано большое количество отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме генетического детерминирования психических процессов и поведения. Представлен обзор исследований генных оснований агрессивного поведения: описаны подходы, признанные на сегодняшний день несостоятельными (теория лишней Y-хромосомы, система «ген-признак», концепция «генов-генералистов»), а также приведены подтвержденные на сегодняшний день представления: описана роль нейромодуляторов-моноаминов (показана взаимосвязь различных форм агрессивного поведения с деятельностью медиаторных систем мозга), тестостерона; рассмотрено влияние социально-экономического статуса и факторов среды. Имеющиеся психогенетические данные описаны с точки зрения аддитивной модели развития. В целом, отмечается полигенный характер наследования агрессивности (гены, кодирующие информацию об устройстве обонятельной, гормональной, медиаторных систем являются биологическими факторами агрессии). Представлены перспективы развития данного направления исследований биоинформационный анализ молекулярных механизмов деятельности центральной нервной системы посредством исследования экспрессии генов в клетках мозга; приведен обзор первых результатов, полученных при помощи данного метода.
Скачать PDF

Психогенетические особенности школьников с разной стратегией проявления агрессии

Крючкова Анна Сергеевна
В статье рассмотрены основные направления экспериментальных исследований психогенетики и кратко представлены их результаты; особое внимание уделяется психогенетическим исследованиям, предметом которых являются вопросы о соотносительном вкладе генотипа и среды в вариативность агрессивности у людей, а также касающиеся источников агрессивности и ее места в структуре индивидуальности.
Скачать PDF

Психогенетические особенности проявления агрессии у детей и подростков

Крючкова Анна Сергеевна
Крючкова А.С. В статье представлены результаты проведенного молекулярногенетического и психологического исследования 32 лиц в возрасте 12-13 лет. Выявлено, что генотип VM гена COMT(rs4680) может выступать в роли фактора риска склонности к агрессивному поведению. Данные следует учитывать при проведении психолого-профилактических мероприятий.
Скачать PDF

Психогенетические исследования и наследование черт личности

Савельева О.Н.
В статье рассматриваются особенности психогенетических исследований при определении наследования черт личности, использование подхода генов-кандидатов
Скачать PDF