ПСИХОГЕНЕТИКА

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Психогенетика
изучает происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

ПСИХОГЕНЕТИКА
1. Изучение генетических основ психологических процессов. См. генетика поведения. 2. В несколько более старых текстах – изучение психогенеза (1).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Психогенетика
область знаний, находящаяся на пересечении генетики и психологии и изучающая взаимодействие генетических (наследственных) и средовых факторов в формировании межиндивидуальной и межгрупповой вариативности психических, психофизиологических и некоторых поведенческих свойств человека (в западной литературе чаще используют термин behavioral genetics - генетика поведения, включающий и поведение животных).

Источник: Словарь по психогенетике

ПСИХОГЕНЕТИКА
область знаний, находящихся на пересечении генетики и психологии и изучающая взаимодействие генетических (наследственных) и средовых факторов в формировании межиндивидуальной и межгрупповой вариативности психических, психофизиологических и некоторых поведенческих свойств человека. Свое начало П. берет в работах Ф. Гальтона «Наследственность таланта» (1809) и др. Наибольшее количество работ в П. посвящено генотип-средовым соотношениям и изменчивости интеллекта, отдельных познавательных функций и способностей, динамических характеристик психических процессов, в частности относящихся к сфере темперамента. Значительно меньше работ касается двигательных особенностей человека. В последние годы интенсивно формируются две новых отрасли П.: генетическая психофизиология и генетика индивидуальных различий. Основные методы П.: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и близнецовый метод.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Психогенетика
Словообразование. Происходит от греч. psychе - душа и genesis - происхождение.
Категория. Раздел психологии.
Специфика. Использует данные генетики и генеалогический метод. Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента). В последние годы активно развиваются две отрасли психогенетики: генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, и генетика индивидуального развития. Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики в значительной степени определяются наследственностью.
Методы. Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Психогенетика
от греч. genetikos - относящийся к рождению, происхождению), пограничная с генетикой область психологии. Предметом П. является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, выяснение роли генотипа и среды в их формировании. П. использует методы современной генетики. Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов. Наиболее информативным является метод близнецов (Ф. Гальтон, 1876), позволяющий максимально уравнять воздействия среды. Большинство работ в П. посвящено исследованию межиндивидуальной вариативности высших психических функций, главным образом интеллекта, с помощью разнообразных тестов. Вместе со сменой механизмов перестраивается отношение психических функций к генотипу: чем больше роль специфически человеческих, социальных по своему происхождению факторов, тем меньше доля генетической изменчивости в формировании индивидуальных психологических особенностей. В последние годы активно развиваются две отрасли психогенетики: генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, и генетика индивидуального развития. Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики определяются наследственностью в значительной степени.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

Психогенетика
(от греч. psyche — «душа», genitikos — «относящийся к происхождению, происхождение») — междисциплинарная наука, ассимилирующая знания различных областей психологии и биологии и исследующая роль наследственных и средовых причин межиндивидуальных различий. Начало ее развития связывают с работами Ф. Гальтона (1869) и Г. Менделя (1866), которые поставили задачу понять причины происхождения индивидуальных различий и выяснить роль наследственных и средовых факторов в их проявлении. Как самостоятельная дисциплина П. сформировалась в первой четверти XX в.
Современные психогенетические исследования позволили выявить соотношение генетически заданного и приобретенного под влиянием среды в процессе развития человека и генетическую обусловленность становления когнитивных характеристик, темперамента, различных личностных характеристик, психомоторики и т. д. (см. Ген-средовое взаимодействие)
Изучение преемственности развития позволило установить факт существования периодов генетической перестройки и критических периодов, когда развивающийся организм оказывается наиболее восприимчивым к среде. Активность генов не имеет непрерывного характера, и в любой момент развития можно ожидать появления новых фенотипических характеристик, вызванных активацией определенных генов. Это позволяет сделать вывод об осторожном отношении к ранней специализации деятельности ребенка. Искусственно ограничивая среду развития ранней специализацией, можно создать препятствия в формировании тех способностей, которые могут обнаружиться позже. Знание особенностей взаимодействия генотипа и среды в развитии может помочь психологам, педагогам и родителям более осознанно участвовать в воспитании ребенка.
Литература
Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. М., 1998.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ПСИХОГЕНЕТИКА
пограничная с генетикой область психологии, использующая данные генетики и метод генеалогический. Предмет психогенетики - взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (функций когнитивных и двигательных, темперамента), происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, выяснение роли генотипа и среды в их формировании. Психогенетика применяет методы современной генетики. Основными методами психогенетики являются: метод популяцнонный, метод генеалогический, метод детей приемных и метод близнецов. Особенно информативен метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействия среды. Большинство работ в психогенетике посвящено тестовым исследованию межиндивидуальной вариативности высших функций психических, преимущественно интеллекта. Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики в значительной мере определяются наследственностью.
Психогенетики находили известную пропорциональность между степенью родства (количеством общих генов) и сходством по многим показателям тестов интеллекта. На этом основании считалась доказанной наследственная обусловленность интеллектуальных возможностей человека. Но позднее была показана недостаточность для подобных выводов методов психогенетики и сомнительность тестов интеллекта как способов его диагностики.
Отечественная психология показала, что в онтогенезе происходит смена механизмов реализации функций психических: элементарные формы, свойственные ранним этапам, сменяются высшими, социально опосредованными, реализуемыми при ближайшем участии речи. Факты, полученные психогенетикой, позволяют считать, что вместе со сменой механизмов перестраивается отношение функций психических к генотипу: чем больше роль специфически человеческих, социальных по происхождению факторов, тем меньше роль генетической изменчивости в формировании индивидуальных психологических особенностей.
В последние годы активно развиваются две отрасли психогенетики:
1) психофизиология генетическая - исследующая наследственные и средовые детерминанты активности биоэлектрической мозга;
2) генетика развития индивидуального.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПСИХОГЕНЕТИКА
отрасль знаний на стыке-корреляции-взаимосвязи психологии и генетики; часто П. понимают как генетику поведения субъекта или же животных; предметом иссл. в П. явл. корреляция-конвергенция-ассимиляция наследственности и экстеросреды в конституировании-формировании интериндивидуально-эмпирическонверсиеизации психологических свойств-предикатов субъекта—когнитивно-гностических процессов, перцептивных актов, его темперамента, кинетическо-моторных функций, а в наст. время большое количество иссл. в русле П. интерпретирует трансформации интеллекта, ментальных актов в корреляте с антуражем-социумом, с психодинамическими характеристиками психики субъекта, с его темпераментом, двигательными навыками, способностями, с подключением таких отраслей П., как генетическая психофизиология, генетическая нейрофизиология, генетика индивидуально-исторической эволюции с ориентацией на генетико-средовые каузальности, биоэлектрическую активность функций коры бол, пол. гол, мозга, на роль генезисо-наследственности и среды в обеспечении индивидуально-возрастной преемственности; многие ученые, иссл. проблемы П., выдвигают-интерпретируют-изучают такие субстанциальные методы П. как популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов; считается, что самые эффективные два последних, а метод приемных детей — это сопоставление сходства усыновленного ребенка с его генезисно-биологическими и социально-приемными родителями; в этом случае ребенок имеет в среднем 50% общих генетических кодов, но не имеет общей среды-антуража; со вторыми, напротив, имеет общую среду-антураж, но не имеет общесубстанциональных генов, если сами усыновители ребенка, не имеют с ним родственных коррелятов; а значительное сходство ребенка с первыми и вторыми родителями и позволяет делать выводы, выстраивать аргументации о влиянии генетико-биологическо-антуражно-средовых факторов на мультиверсионность исследуемых-интерпретируемых-выявляемых феноменов-признаков-индексов; метод же близнецов, это когда монозиготные близнецы, их еще называют однояйцевыми, имеют идентифицированный набор мультигенов, адизиготные, коих называют разнояйцевыми, как все родные сестры и братья имеют в среднем лишь, около 50 % аналогично-идентичных генов; интерпретируя оригинальные трактовки, ученые считают, что по признакам-предикатам версионность коих существенно дефиницируется наследственностью, внутрипарное сходство должно быть больше у монозиготных, чем у дизиготных, близнецов, а при таком модусе-подходе аксиоматизируются приблизительно аналогичное-эквивалентное сходство и различие антуражно-средовых феноменов; дискурс-укажем-отметим, что апостериорно-информационный материал, кот. располагает П. свидетельствует о том, что индивидуально-эмпирические особенности психоэволюции, в значительной степени, дефиницируются генетико-наследственностью и т.о. наличествует субстанционально-кодировано-генетическая информация мультикодированная-мультигенетико-доэнграммированная в генетическом аппарате человечески х индивидуальностей, в целостном Эго индивида, хотя, естественно, все живые субъекты в бытии, в экзистенции дифференциально-индивидуальны по своим поведенческим актам, психоконституции, антропо-сосоматическим параметрам, ментально-рефлексивным способам дискурсосмысления действительности, но дефиницируем, что любые признаки-предикаты эволюционизируются-формируются под воздействиями феноменов генотипа + социума + среды, а уже критериальность признака или же свойства может быть целостно-итоговым результатом доминантного влияния любого из факторов; отметим, также, что корреляции генетико-врожденных и средосоциальных каузальностей в различных мультиверсионных моделях, связанных с базально-психологическими признаками, не могут быть абсолютизированными единицами, модальностями, величинами, поскольку интерполируются в зависимости от индивидуально-возрастных особенностей психики, метаболизаций нейропсихофизиологического порядка, в зависимости от вида профессиональной деятельности субъектов, а поэтому и необходимо ученым-исследователям осторожно относиться к таким терминам, как генетически заданное, наследственно-константное, поскольку эти признаки-предикаты в мультивариативностях-мультимоделированиях-мультиинтерпретациях инвариантно-перманентно метаболизируются-формоизмеряются-реинкарнируются под воздействием экстростимулов-экстсрораздражителей из континуума-среды-социума, под влиянием дифференциально-доминантных феноменов социально-онтологического порядка, с учетом быто-семейных, индивидуально-ролевых аспектов субъекта.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Психогенетика
греч. psyche — душа + genetikos — относящийся к рождению, происхождению] — область знаний, пограничная между психологией и генетикой, предметом исследования в которой является соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариативности психических черт человека. Хотя эта проблема существует с древности, возникновение П. как науки принято связывать с двумя работами Ф. Гальтона: книгой «Наследственность таланта» (1869) и небольшой статьей «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания» (1875). Они положили начало двум методам П.: генеалогическому и близнецовому. Дальнейшая история П. тесно связана с успехами генетики количественных признаков, психологической диагностики, вариационной статистики. В последние годы психологические исследования все больше опираются на данные психологии развития, психофизиологии, молекулярной генетики. В России психогенетические исследования начались и интенсивно развивались в 20—30-х гг. XX в. Эти исследования возглавляли крупнейшие российские генетики (Ю.Н. Фильченко, Н.К. Кольцов), медицинские генетики (С.Г. Левит), психологи (А.Р. Лурия). Однако вскоре из-за разгрома генетики, евгеники, педологии эти работы были прерваны на несколько десятилетий. В настоящее время П. — интенсивно развивающаяся во всем мире самостоятельная наука. Существуют международные ассоциации исследователей, работающих в этой области; издаются журналы, монографии; регулярно публикуются обзоры; созываются международные конгрессы, конференции и т.д. Наибольшее количество работ в П. посвящено генотип-средовым соотношениям в изменчивости интеллекта (диагностируемого разнообразными тестами 1Q), отдельных познавательных функций и способностей, динамических характеристик психики (в частности, относящихся к сфере темперамента); значительно меньше работ касается особенностей двигательной сферы человека. В последние годы интенсивно формируются две новые ветви П.: генетическая психофизиология и генетика индивидуального развития. Первая исследует наследственные и средовые детерминанты, главным образом, биоэлектрической активности мозга и занимает в П. особое место, поскольку признано, что генотип может влиять на психику (поведение) только через морфофункциональный уровень. Вторая изучает возрастную динамику генотип-средовых соотношений в изменчивости психологических признаков; роль наследственности и среды в преемственности этапов онтогенеза, в индивидуальных траекториях развития и ряд других проблем. Совокупность имеющихся в П. данных, полученных разными психогенетическими методами с использованием различных психодиагностических и генетико-математических процедур, говорит о том, что индивидуальные особенности психики человека в значительной мере определяются факторами наследственности — иначе говоря, существует некоторая первичная, кодированная в геноме человеческая индивидуальность. Взаимодействуя со средой развития, она и создает наблюдаемые индивидуальные психологические особенности ребенка и взрослого. Однако крайне важно профессионально грамотно понять, что этот вывод реально означает. Во-первых, все данные П. говорят о факторах, формирующих межиндивидуальную вариативность (т.е. различия между людьми), а не о причинах формирования какого-либо признака у конкретного человека. Поскольку любой признак формируется во взаимодействии генотипа и среды, его наличная оценка может быть результатом преимущественного влияния любого из этих факторов. Во-вторых, соотношение генетических и средовых детерминант в вариативности любого психологического признака — не фиксированная величина. Она меняется в зависимости от многих причин, связанных с возрастом, с типом и структурой выполняемой деятельности, семантикой внешних стимулов и т.д. Втретьих (и, может быть, это — самое главное), валидность заключения о генетической обусловленности какого-либо психологического признака полностью зависит от валидности диагностического инструмента, с помощью которого он оценивается. Наконец, в-четвертых, когда речь идет о психических (т.е. количественных, континуальных) признаках, «генетически заданное» не означает «неизменное». Даже признаки, в вариативности которых доля генетической дисперсии достаточно велика, могут меняться — как в ходе естественного развития, так и в результате специальных воздействий. Одно из основных направлений современной П. — исследование средовых влияний. Принято выделять общесемейную и индивидуальную среду. Общесемейная среда различна в разных семьях, но одинакова для членов одной семьи (например, социо-экономический статус, стиль семейной социализации и т.д.) и потому повышает их сходство. Индивидуальная среда, наоборот, различна у разных членов семьи и потому снижает их сходство. Помимо этого, можно выделить и специфические среды пар родственников, например: особую среду близнецовых пар по сравнению с сиблингами, или среди монозиготных пар по сравнению с дизиготными и т.д. С возрастом соотношение генетических и средовых детерминант, по-видимому, закономерно изменяется. Наиболее надежно это показано применительно к изменчивости интеллекта. Обобщающие работы говорят о том, что в детстве межиндивидуальная вариативность интеллекта определяется примерно в равных долях наследственностью, общесемейной и индивидуальной средой. Но, начиная примерно с препубертатного возраста, роль общесемейной среды резко падает, влияния же наследственности и индивидуализированной среды растут. Однако надо иметь в виду, что психологическое содержание формально выделяемых средовых факторов остается скрытым от исследователя, его верификация требует специальной организации эксперимента, дополнительного анализа и т.д. Методы П. направлены на выделение генетических и средовых детерминант в вариативности психологических признаков. Они позволяют разложить общую дисперсию на отдельные компоненты (например, аддитивную и неаддитивную генетическую изменчивость; общесемейную и индивидуальную средовую изменчивость и т.п.) и оценить вклад каждого компонента в фенотипическую вариативность признака. Основными методами П. являются: метод близнецов, приемных детей, генеалогический, популяционный. Лучшая разрешающая способность — у двух первых. И.В.Равич-Щербо

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
137.39 кб

Психогенетика и нейропсихология: анализ источников индивидуальных различий когнитивных функций в зре

Шварц Анна Юрьевна, Обухова Ольга Борисовна, Ахутина Татьяна Васильевна
В статье обсуждается возможность использования нейропсихологического метода анализа в психогенетических исследованиях.
Читать PDF
275.43 кб

Психогенетика и вероятность экзогенного синергического действия

Королева Татьяна Петровна
В статье представлена экспериментально обоснованная авторская концепция объяснения появления у человека признака иного качества, по сравнению с его наследованием по доминантному или рецессивному типу.
Читать PDF
236.00 кб

Психогенетика профессионального клиринга

Левкова Елена Анатольевна, Савин Сергей Зиновьевич
Разрабатываются научные основы психолого-генетического консультирования в задачах профессионального отбора.
Читать PDF
320.44 кб

Электронное справочное пособие "психогенетика и этиология умственной отсталости"

Копытов А.А., Шваб Д.В., Мосеев А.С., Колесов А.Я., Шешуков И.М.
Умственная отсталость является проблемой для системы здравоохранения и государства. Помимо явных экономических и физических затрат существуют и другие актуальные задачи, касающиеся умственной отсталости.
Читать PDF
5.91 мб

Международная летняя школа по когнитивным исследованиям и психогенетике (Томск, 27 июня - 8 июля 201

Читать PDF
114.85 кб

Психогенетические исследования старения

Равич-щербо И. В., Обухова О. Б.
Читать PDF
754.82 кб

Факторно-аналитический подход к изучению личности в психогенетике: этап зарождения

Низамова Елена Сергеевна
В статье анализируется факторно-аналитический подход к изучению личности, используемый в психогенетике. Выделяются основные содержательные компоненты метода.
Читать PDF
493.36 кб

Развитие как предмет психогенетики

Егорова М. С.
Психогенетические исследования развития направлены на решение двухзадач - оценку изменения генотипических и средовых влияний с возрастом и определение роли генотипических и средовых факторов в возрастных изменениях.
Читать PDF
1.30 мб

Анализ современных зарубежных исследований личностных особенностей в рамках психогенетики

Каращук Л.Н., Баранова А.В.
В статье дается анализ работ современных зарубежных исследователей личностных особенностей в русле психогенетики. Проведен обзор научных статей и показаны современные данные молекулярно биологических исследований личностных черт.
Читать PDF
1.36 мб

Использование предварительного контроля в рамках изучения курса «Основы психогенетики» в вузе

Катунова Валерия Валерьевна
В данной статье приводится опыт использования предварительного контроля знаний в рамках преподавания дисциплины высшего профессионального образования и возможности применения его результатов
Читать PDF
183.17 кб

Психогенетическое исследование взаимосвязи темперамента и мотивации достижений

Воробьева Е. В.
Читать PDF
129.45 кб

Некоторые аспекты психогенетики и детской психологии в контексте «Эволюционного религиоведения» и пр

Мумриков Олег Александрович
Признавая религиозность «фундаментальной константой» личности, некоторые исследователи на рубеже ХХ-ХХI вв.
Читать PDF
0.00 байт

Институциональная и психогенетическая обусловленность экономического поведения

Шульгин М. В.
Анализируются представления об экономическом поведении с пози-ций различных экономических школ и направлений. Выделены теоретические подходы к исследованию обусловленности поведения.
Читать PDF
502.59 кб

Психологические и психогенетические особенности агрессивных и враждебных стратегий взаимодействия у

Крючкова А.С., Ермаков П.Н., Абакумова И.В.
Работа выполнена в рамках проектной части внутреннего гранта Южного федерального университета № 213.
Читать PDF
0.00 байт

Психогенетические особенности школьников с разной стратегией проявления агрессии

Крючкова Анна Сергеевна
В статье рассмотрены основные направления экспериментальных исследований психогенетики и кратко представлены их результаты; особое внимание уделяется психогенетическим исследованиям, предметом которых являются вопросы о соотносите

Похожие термины: