Психофизиология эмоций

Найдено 1 определение:

Психофизиология эмоций

Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + physis - природа + logos - учение и emovere - волновать.

Категория. Раздел психофизиологии.

Специфика. Изучает нейрогуморальные механизмы эмоциональных состояний. В ее рамках были открыты нервные "центры", связанные с переживаниями удовольствия и неудовольствия, расположенные в подкорковых областях мозга, показана роль в эмоциональном поведении гормонов (гипофиза, коры и мозгового слоя надпочечников).

Оцените определение:

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Психофизиологические и психологические маркеры эмоционального выгорания студентов педагогических и п

Алексеева Елена Евгеньевна
Статья содержит анализ результатов изучения психофизиологических и психологических проявлений эмоционального выгорания у будущих педагогов и психологов. В исследовании предложена модификация компьютерного инструментального метода, использованы психофизиологические и психологические методы.
Скачать PDF

Диагностика психофизиологического и эмоционального состояния человека-оператора

Сидоров Константин Владимирович, Ребрун Игорь Александрович, Кожевников Денис Дмитриевич, Соботницкий Иван Сергеевич
Рассмотрены различные неинвазивные методы оценки психофизиологического и эмоционального состояния человека: фрактальная оценка речевых сигналов, анализ ритмических паттернов ЭЭГ и компьютерная стабилометрия. Получены результаты, позволяющие прогнозировать переход личности в то или иное состояние, выявлены объективные критерии определения индивидуально-личностных качеств специалистов.
Скачать PDF

Возможности коррекции эмоционального и психофизиологического статуса студентов методом полимодальной

Глазачев О.С., Бобылева О.В.
Статья посвящена теоретическому и прикладному обоснованию применения полимодальной сенсорной стимуляции в качестве технологии оптимизации эмоционального и психофизиологического состояния студентов с целью уменьшения проявлений стрессовых состояний и коррекции стресс-индуцированных расстройств, вызванных высокими требованиями современной высшей школы. Предлагается использовать данную методику с целью повышения эффективности интеллектуальной деятельности обучающихся.
Скачать PDF

Психофизиологическая модель саморегуляции в преодолении синдрома эмоционального выгорания

Черкасова Елена Сергеевна, Сажаев Алексей Михайлович, Гришин Олег Витальевич
В статье рассматривается проблема эмоциональной составляющей стрессоустойчивости через призму психологического и психофизиологического здоровья действующих сотрудников. Авторами разработана психолого-психофизиологическая модель саморегуляции сотрудников СК РФ, позволяющая проводить восстановительные мероприятия в кратчайшие сроки и с наименьшими трудозатратами.
Скачать PDF

Детерминанта психофизиологического состояния у спортсменов высокой квалификации с различными эмоцион

Коробейникова Леся Григорьевна
Цель работы изучение детерминанты психофизиологического состояния у спортсменов высокой квалификации с различными эмоциональными характеристиками. В эксперименте принимали участие 19 спортсменов высокой квалификации, занимающихся греко-римской борьбой. Обследование осуществлялось с помощью аппаратно-программного психодиагностического комплекса «Мультипсихометр-05». Определяли эмоциональный фон спортсменов по методике А.А. Рукавишникова и особенности зрительного восприятия и перцептивной скорости.
Скачать PDF

Эмоциональная мотивация: психофизиологический аспект

Пырьев Евгений Александрович
Рассмотрены психофизиологические основы эмоциональной мотивации. Доказывается ведущая роль в мотивации лимбической системы и продолговатого мозга в целом над неокортек-сом (корой больших полушарий). Мотивация выводится из доминирующего эмоционального фона, свойственного конкретному человеку. В свою очередь, эмоциональный фон имеет нейрофизиологические, физиологические и психологические истоки, что делает данное явление универсальной мотивационной доминантой в психологии человека.
Скачать PDF

Психофизиологические особенности эмоционального состояния детей с нарушением речи дошкольного возрас

Муратова Марианна Алексеевна
Целью нашего исследования являлось определение взаимосвязи эмоционального состояния на протекание познавательной деятельности, определение преобладающих психофизиологических показателей эмоциональных реакций в момент осуществления когнитивных процессов. Одним из главных факторов, определяющих влияние эмоций на познавательные процессы, является степень созревания физиологических структур этих процессов. Известен тот факт, что под влиянием эмоций протекание познавательных процессов может быть изменено. Развитие эмоциональной сферы способствует дифференциации эмоций как своих так и окружающих, что лежит в основе познавательных процессов, таких как речь [2]. Например, у детей с нарушением речи, при ограничении эмоциональных контактов может быть задержка эмоционального развития, а также мыслительных операций [1]. Важно упомянуть о когнитивистской теории эмоций, согласно которой эмоции сопровождаются физиологическими сдвигами, где особенности протекания познавательных процессов находятся в тесной взаимосвязи с эмоциональными реакциями [4]. Целью нашего исследования является рассмотрение влияния эмоций на протекание познавательных процессов, выявление особенностей эмоционального состояния детей, определение преобладающего тонуса дошкольников с нарушением речи. Материалы и методы. В эксперименте участвовало 98 детей 5,5 6,5-летнего возраста с общим недоразвитием речи, в контрольной группе было 30 детей с речевым развитием, соответствующим возрасту [3]. Мы использовали «Модифицированный восьмицветовой тест» Люшера для изучения психофизиологических эмоциональных особенностей детей экспериментальной и контрольной группы, а также для изучения глубинных проблем личности, актуальных состояний, базисных потребностей. Данный тест позволяет выявить порог восприимчивости зрительного анализатора испытуемого: этот порог, как показывает опыт, в значительной степени обусловлен преобладанием трофотропных (стремление к покою) или эрготропных (стремление к активности) тенденций в рамках вегетативного баланса. В ходе обследования испытуемому предлагали выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, в соответствии с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент, согласно правилам Люшера. Коэффициент вегетативного баланса КВБ вычислялся следующим образом: КВБ=(18-(3+4))/(18-(1+2)). Результаты. При анализе результатов тестирования детей по «модифицированному восьмицветовому тесту» показаны значительные вариации ответов детей по предпочтению цветов. Характер выбираемых цветовых пар детьми контрольной группы в большинстве случаев характеризовал наличие у них позитивного настроения, уверенности в себе, настроя на общение и т.д. При анализе результатов экспериментальной группы детей с общим недоразвитием речи выявлены нарушения эмоциональной сферы, которые проявляются либо повышением тревожных и агрессивных проявлений, либо чувством скованности, скрытности, т.е. поведением «избегания конфликтных ситуаций». Подробнее остановимся на анализе результатов изучения психофизиологических особенностей дошкольников при подсчете коэффициента вегетативного баланса, определяя баланс вегетоэмоционального тонуса. Описывая результаты, при общем недоразвитии речи у большинства детей преобладает эрготропный тонус (53 % детей, показатель вегетативного тонуса составил -0,403±0,093), что, в данном исследовании, возможно свидетельствует о задержке созревания парасимпатической системы у этих детей относительно нормы. С другой стороны, преобладание эрготропных влияний является сопутствующим фактором повышенной тревожности у детей с ОНР. В случае преобладания трофотропных влияний (39% детей, показатель вегетативного тонуса 0,345±0,024) у дошкольников выявляли признаки скрытности, неуверенности в себе, настороженности, что, влияло на результат при решении познавательных задач, это выражалось в непонимании инструкции по причине повышенной тревожности, скорость выполнения задания была низкой из-за неуверенности в своих силах. Лишь у 7% 5,5-летних дошкольников наблюдали баланс между трофои эрготропными влияниями. Таким образом, эмоциональное состояние детей данной группы влияло на качество протекания когнитивных процессов. У 6,5-летних дошкольников с ОНР, которые не посещали коррекционные занятия, наблюдали повышение количества детей, у которых выявлен сбалансированный вегето-эмоциональный тонус. Однако процент детей с преобладанием эрготропного тонуса оставался высоким. В то же время у детей, которые посещали логопеда, процент детей со сбалансированным вегетоэмоциональным тонусом резко увеличился (35%) относительно 5,5 лет, а процент детей с преобладанием эрготропных влияний снизился до 40%. Таким образом, уровень восприятия своих когнитивных и эмоциональных способностей корригируется в результате систематических занятий с логопедом, что сказывается на психовегетативном статусе ребенка. В контрольной группе 5,5-летних дошкольников процент детей с преобладанием эрго(37% детей, показатель вегетативного тонуса -0,442±0,034) и трофотропных влияний (30% детей, показатель вегетативного тонуса 0,397±0,015) был ниже, чем у детей с ОНР того же возраста. В норме уже в 5,5-летнем возрасте процент детей со сбалансированным психо-вегетативным статусом составлял 23%. К 6,5-летнему возрасту этот показатель повысился до 47% за счет снижения процента детей с преобладанием трофотропных и эрготропных влияний. Заключение и выводы. В заключении можно сказать, что наше исследование подтвердило взаимосвязь эмоционального состояния на качество протекания познавательной деятельности, а также было выявлено, что у детей с нарушением речи преобладает эрготропный тонус. При ОНР наблюдается отставание в развитии эмоциональной сферы, и с возрастом происходят однонаправленные изменения в психоэмоциональном статусе. Это происходит путем созревания функциональных структур, а также при условии наличия коррекционных мероприятий снижается разрыв между уровнем сформированности эмоциональной сферы ребенка с ОНР и детей с нормативным речевым развитием.
Скачать PDF

Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций

Буркова Светлана Алексеевна
Цель работы исследование самооценки первоклассников с различным восприятием эмоциональной информации. Мы предположили, что специфика ее восприятия будет оказывать влияние на формирование самооценки младших школьников. Анализ результатов выявил ряд особенностей, в том числе наличие сильной дифференциации частной и общей самооценок у детей с сильным искажением восприятия эмоциональной информации.
Скачать PDF

Преодоление подростками 11-12 негативных эмоциональных состояний средствами музыкотерапии

Добрянская О.В., Макарченко Т.А.
В статье раскрывается важность музыкотерапии в помощи подросткам 11-12 лет при преодолении ими разнообразных негативных эмоциональных состояний. Один из способов - формирование у ребенка способности произвольно вызывать в сложной ситуации различные музыкальные. Музыка, которая на занятии вызывала у ребенка положительные эмоции, помогает ему справиться с собой в моменты негативных аффектов. В результате у подростков формируется способность к дифференциации и адекватной интерпретации собственных эмоциональных состояний, способность к эмпатии, умение отражать двигательно-экспрессивными средствами свое эмоциональное состояние, интерес к эстетической деятельности.
Скачать PDF

Эмоциональные состояния консультантов службы «Телефон доверия»

Ямалетдинова Г. Р.
В статье затронута проблема эмоциональных состояний в психологической науке; рассматриваются особенности эмоциональных состояний консультантов «Телефона доверия», а также приводятся результаты исследования. В работе впервые описана динамика развития эмоциональных состояний консультантов «Телефона доверия» с разным стажем работы. Наше исследование подтвердило гипотезу о том, что: 1) консультанты имеют специфические особенности эмоциональных состояний в зависимости от стажа работы; 2) отрицательные эмоциональные состояния наиболее выражены в процессе работы с «постоянными» абонентами.
Скачать PDF

Эмоциональное выгорание сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел

Пряхина Марина Васильевна, Шихова Анна Павловна
В статье рассматривается различное содержание понятия синдрома «эмоционального выгорания» в зависимости от направлений научных исследований, даётся анализ эмпирического исследования процесса формирования и развития эмоционального выгорания у сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел.
Скачать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!