вариант афазии, связанный с поражением постцентральной области коры. Характеризуется сложностью различения звуков речи и точного их воспроизведения, хотя спонтанная артикуляция может сохраняться.
ПРОВОДНИКОВАЯ АФАЗИЯ
Проводниковая афазия (conductional aphasia)
Источник: Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens
Афазия проводниковая
характеризуется затруднением при повторении речи собеседника, невнятным произношением звуков речи, а нередко и утратой способности понимать устную речь окружающих. Расстройство возникает при повреждении нервных волокон, связывающих речевые центры Брока и Вернике.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
АФАЗИЯ ПРОВОДНИКОВАЯ
Афазия, которая, предположительно, возникает в результате травмы, прерывающей нервные волокна, соединяющие зону Брока и зону Вернике (см. крючковидный нервный пучок). Типичный симптом здесь – трудность в повторении только что услышанного предложения, хотя часто встречается также и нарушение понимания, и некоторые трудности в артикуляции.
ПРОВОДНИКОВАЯ АФАЗИЯ
Самостоятельное, но очень редко встречаемое нарушение речи. Основной дефект характеризуется выраженным расстройством повторения при относительно сохранной экспрессивной речи. Воспроизведение большинства речевых звуков, слогов и простых коротких слов в основном возможно. Грубые литеральные и в меньшей степени вербальные парафазии, склонность к многоречивости в виде дополнения лишних звуков к окончаниям слов, выступают при повторении сложных и многосложных слов, серий гласных звуков, слогов, слов, 2-3 сложных предложений. Нередко воспроизводятся только первые слоги в словах. Ошибки осознаются, делаются попытки преодоления их и продуцируются новые искажения. Спонтанная и диалогическая речь без произносительных затруднений, эмоционально окрашенная, фразовая. Отмечается некоторая предикативность речи. В диалогической речи парафазии и персеверации встречаются редко, нет также аграмматизма.
Называние предъявленных объектов, изображений предметов и действий возможно примерно в 50%. При затруднениях номинации возникают нестойкие литеральные парафазии. Понимание ситуативной речи практически сохранено. Сравнительно небольшие затруднения возникают при осмыслении сложных грамматических конструкций, вместе с тем некоторая сложность может возникнуть в понимании глаголов с приставками, личных местоимений в косвенных падежах, пространственном расположении 3 предметов относительно друг друга.
Чтение обычно сохраняется. Пациенты читают книги, газеты, иногда пересказывают несложные рассказы. При письме под диктовку и самостоятельном письме отмечается как умеренное, так и множественное количество литеральных параграфий.
Зрительный и пальцевой гнозис, различные виды праксиса (кроме нередко орального) не страдают.
В отношении механизма нарушения речи при проводниковой афазии до настоящего времени нет единой точки зрения. Лурия относит ее к одному их 2 вариантов афферентной моторной афазии, который наблюдается у левшей и амбидекстров при поражении, главным образом, левого полушария. Другие исследователи считают, что механизм нарушения функции повторения при проводниковой афазии связан с нарушением связи между акустическим и двигательным центром речи, рассматривают проводниковую афазию как слабовыраженную сенсорную (Тонконогий). Считается, что проводниковая афазия возникает при поражении средневерхних отделов коры левой височной доли.
Источник: Парняков А.В., Власова А.С. Нейропсихологические синдромы. 2004