Профессиональное общение: виды

Найдено 1 определение:

Профессиональное общение: виды

Эффективность решения профессиональных задач в ходе профессионального взаимодействия во многом обеспечивается релевантностью О. субъектов деятельности. Релевантным (англ. relevant - существенный, уместный, относящийся к делу) называют О., в к-ром наблюдается смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением и к-рое приводит к формированию у субъектов О. единого понятийного поля, обеспечивающего эффективную совмест. деятельность. Чтобы определить, какие характеристики делают О. в конкретной профессиональной системе релевантным, необходимо определить его место среди видов О., к-рые выделяются по разл. критериям. Различают виды профессионального общения (П. о.): 1) в зависимости от числа субъектов, участвующих в О., межличностное, личностно-групповое, личностно-массовое и т. п.; 2) по преобладающему коммуникативному каналу - речевое, неречевое, комбинированное; 3) в зависимости от цели - обслуживание предметной деятельности; О. ради О.; приобщение партнера к опыту и ценностям инициатора О.; приобщение инициатора О. к ценностям партнера; 4) по включенности в вид профессиональной деятельности - пед. О.; О. врача и пациента, управление и др.; 5) по взаимному статусу партнеров - соотнесенное (О. людей, имеющих одинаковый статус) и соподчиненное (О. людей, имеющих разный статус); 6) по ориентированности обращений - личностно ориентированное, социально ориентированное; 7) по уровню контакта - непосредственное, опосредованное; 8) по механизмам познания и самопознания - идентификация, эмпатия, рефлексия, антиципация; 9) по форме О. - монолог, диалог, полилог; 10) по форме обращения - предложение, просьба, совет, рассказ, вопрос, приказ и т. п.; 11) по функц. назначению - приказ, беседа, совещание, отчет, переговоры; 12) по механизмам изменений в сознании или поведении участников О. - воздействие (убеждение, внушение, заражение, подражание), влияние; 13) по содержательной связанности с целями профессиональной деятельности связанное, не связанное; 14) по психол. направленности рациональное (на уровне смысловых оценок, ценностных ориентаций, т. зр.), эмоциональное (на уровне вчувствования в настроение, состояние); 15) по достигаемому эффекту - необходимое (решаются осн. задачи П. о.), желательное (способствует более успешному решению осн. задач П. о.), нейтральное, нежелательное (затрудняет достижение задач П. о.). Выбор того или иного вида О. участниками профессионального взаимодействия зависит как от контекста профессиональной деятельности в целом, так и от конкретной профессиональной ситуации. Так, выделение такого критерия, как функц. назначение, позволяет определить виды О., при помощи к-рых решаются те или иные задачи: приказ, задачей к-рого является доведение управленческого решения до исполнителя; беседа, к-рая используется для оказания психол. воздействия на подчиненного, получения дополнительной информации о разл. элементах оперативной обстановки; совещание, к-рое проводится с целью получения дополнительной информации для принятия профессионального решения и обсуждения его разл. вариантов; отчет, в процессе к-рого осуществляется контроль исполнения управленческого решения; переговоры, во время к-рых решается задача принятия совмест. решения разл. субъектами деятельности. Рассмотрение содержания всех видов О. с т. зр. стадии готовности или необходимости выработки управленческого решения (этот параметр влияет на отбор информации, ее объем, качество, характер), а также направления перемещения информации (данный критерий определяет средства ее передачи) - позволяет увидеть, что рамки выделяемых функц. видов П. о. четко ограничены. Приказ подразумевает, что управленческое решение принято, а информация поступает от руководителя к подчиненному. В тех случаях, когда управленческое решение не принято, имеется необходимость в его доработке. Если решение принято и доведено исполнителю, но выполняет необходимное дополнительное организационное или морально-психол. воздействие на подчиненного; если сложились обстоятельства, в к-рых необходима корректировка ранее принятого и доведенного исполнителю управленческого решения, наиболее эффективен такой вид О., как беседа, в рамках к-рой информация перемещается в 2 направлениях: от подчиненного к руководителю и наоборот. Если управленческое решение принято и ранее доведено исполнителю, а информация идет от подчиненного к руководителю, говорят об отчете. Совещание подразумевает, что имеется неск. вариантов управленческого решения и необходимо определить оптимальное, при этом информация перемещается в 2 направлениях. Если необходимо принять или выработать совмест. управленческое решение 2 и более субъектами управления, избирают такой вид О., как переговоры, в рамках к-рых информация поступает в любом направлении в соответствии с количеством участников и их статусом. Каждый из выделенных функц. видов О. может на практике использоваться в разл. формах, напр., приказ может быть доведен в форме просьбы или требования. Вместе с тем, как показывает практика, все разнообразие задач управленческого О. может быть решено с использованием перечисленных функц. видов О. Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М., 2004; Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. М., 1995; Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997; Потеряхин А. Л. Психология управления. Основы межличностного общения. К., 1999; Селезнева Е. В. Общение как среда для саморазвития личности. М., 2002. Е. В. Селезнева
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Профессионально-педагогическое общение преподавателя современной высшей школы

Ларионова Марина Александровна
В статье рассматривается возможность повышения качества высшего профессионального образования за счет овладения вузовскими преподавателями приемами и методами субъектно-ориентированного профессиональн
Читать PDF

Профессиональное общение врача: психологическая наука — практике высшего медицинского образования

Урванцев Л.П.
Проблема общения врача с пациентом остаётся одной из наиболее актуальных в современных условиях.
Читать PDF

Профессиональная идентичность и виды карьерных ориентаций

Крутько Инна Сергеевна, Чаликова Ольга Сергеевна
Рассматривается взаимосвязь видов карьерных ориентаций и особенностей профессиональной идентичности у выпускников психологических специальностей вузов.
Читать PDF

Профессиональная компетентность: виды, структура и современные подходы

Барышникова Ирина Евгеньевна
Представленное в данной статье теоретическое исследование отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что в профессиональной деятельности когнитивно-а
Читать PDF

Профессиональная компетентность: виды, структура и современные подходы

Барышникова Ирина Евгеньевна
Представленное в данной статье теоретическое исследование отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что в профессиональной деятельности когнитивно-а
Читать PDF

Виды диагностических ошибок в работе практического психолога

Рыжкова А.Н.
Статья посвящена рассмотрению видов диагностических ошибок в работе практического психолога.
Читать PDF

Коммуникативная активность человека: общение с другими людьми и с собой

Васюра С. А.
Рассматриваются вопросы психологии коммуникативной активности человека: понятие, подходы к изучению, формы проявления. Уделяется внимание феномену общения человека с самим собой.
Читать PDF

Страхи: определение, виды, причины

Дорофеева Г.А.
Читать PDF

Библиотечное общение в ракурсе мыслительной деятельности библиотекаря

Езова Светлана Андреевна
Делаются попытки раскрыть значимость различных видов мышления в осознании библиотекарями смысла библиотечного общения.
Читать PDF

Об операционализации понятий «общение», «культура общения» и их библиотечных модификаций

Езова Светлана Андреевна
Основываясь на терминологическом анализе понятий «общение», «культура общения», их библиотечных модификаций, сделана попытка их эмпирического уточнения, т. е. операционализации.
Читать PDF

Формирование позитивной установки на общение у учащихся с психическим недоразвитием

Буфетов Д. В.
Свойственные детям с психическим недоразвитием нарушения в общении, возникающие на основе низкой познавательной активности, негативно влияют на развитие личности, существенным образом осложняют процес
Читать PDF

Виды психологической защиты у девиантных подростков

Антилогова Лариса Николаевна, Рассудова Л. А.
В статье описывается феномен психологической защиты в подростковом возрасте, раскрываются особенности проявления и функционирования психологической защиты у девиантных подростков.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: