Профессиональное общение: виды это что такое Профессиональное общение: виды: определение — Психология.НЭС
Профессиональное общение на борту воздушного судна: речевой аспект Профессиональное общение: воздействие авторитарное и диалогическое

Профессиональное общение: виды

Найдено 1 определение:

Профессиональное общение: виды

Эффективность решения профессиональных задач в ходе профессионального взаимодействия во многом обеспечивается релевантностью О. субъектов деятельности. Релевантным (англ. relevant - существенный, уместный, относящийся к делу) называют О., в к-ром наблюдается смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением и к-рое приводит к формированию у субъектов О. единого понятийного поля, обеспечивающего эффективную совмест. деятельность. Чтобы определить, какие характеристики делают О. в конкретной профессиональной системе релевантным, необходимо определить его место среди видов О., к-рые выделяются по разл. критериям. Различают виды профессионального общения (П. о.): 1) в зависимости от числа субъектов, участвующих в О., межличностное, личностно-групповое, личностно-массовое и т. п.; 2) по преобладающему коммуникативному каналу - речевое, неречевое, комбинированное; 3) в зависимости от цели - обслуживание предметной деятельности; О. ради О.; приобщение партнера к опыту и ценностям инициатора О.; приобщение инициатора О. к ценностям партнера; 4) по включенности в вид профессиональной деятельности - пед. О.; О. врача и пациента, управление и др.; 5) по взаимному статусу партнеров - соотнесенное (О. людей, имеющих одинаковый статус) и соподчиненное (О. людей, имеющих разный статус); 6) по ориентированности обращений - личностно ориентированное, социально ориентированное; 7) по уровню контакта - непосредственное, опосредованное; 8) по механизмам познания и самопознания - идентификация, эмпатия, рефлексия, антиципация; 9) по форме О. - монолог, диалог, полилог; 10) по форме обращения - предложение, просьба, совет, рассказ, вопрос, приказ и т. п.; 11) по функц. назначению - приказ, беседа, совещание, отчет, переговоры; 12) по механизмам изменений в сознании или поведении участников О. - воздействие (убеждение, внушение, заражение, подражание), влияние; 13) по содержательной связанности с целями профессиональной деятельности связанное, не связанное; 14) по психол. направленности рациональное (на уровне смысловых оценок, ценностных ориентаций, т. зр.), эмоциональное (на уровне вчувствования в настроение, состояние); 15) по достигаемому эффекту - необходимое (решаются осн. задачи П. о.), желательное (способствует более успешному решению осн. задач П. о.), нейтральное, нежелательное (затрудняет достижение задач П. о.). Выбор того или иного вида О. участниками профессионального взаимодействия зависит как от контекста профессиональной деятельности в целом, так и от конкретной профессиональной ситуации. Так, выделение такого критерия, как функц. назначение, позволяет определить виды О., при помощи к-рых решаются те или иные задачи: приказ, задачей к-рого является доведение управленческого решения до исполнителя; беседа, к-рая используется для оказания психол. воздействия на подчиненного, получения дополнительной информации о разл. элементах оперативной обстановки; совещание, к-рое проводится с целью получения дополнительной информации для принятия профессионального решения и обсуждения его разл. вариантов; отчет, в процессе к-рого осуществляется контроль исполнения управленческого решения; переговоры, во время к-рых решается задача принятия совмест. решения разл. субъектами деятельности. Рассмотрение содержания всех видов О. с т. зр. стадии готовности или необходимости выработки управленческого решения (этот параметр влияет на отбор информации, ее объем, качество, характер), а также направления перемещения информации (данный критерий определяет средства ее передачи) - позволяет увидеть, что рамки выделяемых функц. видов П. о. четко ограничены. Приказ подразумевает, что управленческое решение принято, а информация поступает от руководителя к подчиненному. В тех случаях, когда управленческое решение не принято, имеется необходимость в его доработке. Если решение принято и доведено исполнителю, но выполняет необходимное дополнительное организационное или морально-психол. воздействие на подчиненного; если сложились обстоятельства, в к-рых необходима корректировка ранее принятого и доведенного исполнителю управленческого решения, наиболее эффективен такой вид О., как беседа, в рамках к-рой информация перемещается в 2 направлениях: от подчиненного к руководителю и наоборот. Если управленческое решение принято и ранее доведено исполнителю, а информация идет от подчиненного к руководителю, говорят об отчете. Совещание подразумевает, что имеется неск. вариантов управленческого решения и необходимо определить оптимальное, при этом информация перемещается в 2 направлениях. Если необходимо принять или выработать совмест. управленческое решение 2 и более субъектами управления, избирают такой вид О., как переговоры, в рамках к-рых информация поступает в любом направлении в соответствии с количеством участников и их статусом. Каждый из выделенных функц. видов О. может на практике использоваться в разл. формах, напр., приказ может быть доведен в форме просьбы или требования. Вместе с тем, как показывает практика, все разнообразие задач управленческого О. может быть решено с использованием перечисленных функц. видов О. Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М., 2004; Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. М., 1995; Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997; Потеряхин А. Л. Психология управления. Основы межличностного общения. К., 1999; Селезнева Е. В. Общение как среда для саморазвития личности. М., 2002. Е. В. Селезнева
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Профессиональное общение: виды — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Профессионально-педагогическое общение преподавателя современной высшей школы

Ларионова Марина Александровна
В статье рассматривается возможность повышения качества высшего профессионального образования за счет овладения вузовскими преподавателями приемами и методами субъектно-ориентированного профессионально-педагогического общения со студентами, коллегами и т. д. Приводятся данные изучения личностно-профессиональных особенностей преподавателей высшей школы.
Скачать PDF

Профессиональное общение врача: психологическая наука — практике высшего медицинского образования

Урванцев Л.П.
Проблема общения врача с пациентом остаётся одной из наиболее актуальных в современных условиях. Это объясняется неполнотой профессиональной подготовки медицинских кадров, выражающейся в неспособности установления врачом эмпатической связи с пациентом, а также в не достаточно развитом профессиональном самосознании специалиста, слабом осознании необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности качеств и их самооценки.
Скачать PDF

Профессиональная идентичность и виды карьерных ориентаций

Крутько Инна Сергеевна, Чаликова Ольга Сергеевна
Рассматривается взаимосвязь видов карьерных ориентаций и особенностей профессиональной идентичности у выпускников психологических специальностей вузов. Определены ключевые виды карьерных ориентаций выпускников. Выделены типы профессиональной идентичности. Описаны параметры портретов профессиональной идентичности для каждого из четырех выделенных видов карьерных ориентаций.
Скачать PDF

Виды диагностических ошибок в работе практического психолога

Рыжкова А.Н.
Статья посвящена рассмотрению видов диагностических ошибок в работе практического психолога. Предложенная в статье авторская классификация создана путем обобщения описанных в психологии видов диагностических ошибок и построена на основании выделения трех критериев: субъективные и объективные источники диагностических ошибок и тактические ошибки.
Скачать PDF

Коммуникативная активность человека: общение с другими людьми и с собой

Васюра С. А.
Рассматриваются вопросы психологии коммуникативной активности человека: понятие, подходы к изучению, формы проявления. Уделяется внимание феномену общения человека с самим собой. Представлены результаты собственного исследования стилей коммуникативной активности, выполненного с позиций теории интегральной индивидуальности. Описываются разные стили коммуникативной активности мужчин и женщин, проявляющиеся в общении с другими людьми.
Скачать PDF

Страхи: определение, виды, причины

Дорофеева Г.А.
Скачать PDF

Библиотечное общение в ракурсе мыслительной деятельности библиотекаря

Езова Светлана Андреевна
Делаются попытки раскрыть значимость различных видов мышления в осознании библиотекарями смысла библиотечного общения.The author tries to reveal the importance of different types of thinking for a librarian to realize the essence of library communication.
Скачать PDF

Об операционализации понятий «общение», «культура общения» и их библиотечных модификаций

Езова Светлана Андреевна
Основываясь на терминологическом анализе понятий «общение», «культура общения», их библиотечных модификаций, сделана попытка их эмпирического уточнения, т. е. операционализации. Рассмотрены взаимосвязь индикаторов этих понятий между собой, их влияние друг на друга.
Скачать PDF

Формирование позитивной установки на общение у учащихся с психическим недоразвитием

Буфетов Д. В.
Свойственные детям с психическим недоразвитием нарушения в общении, возникающие на основе низкой познавательной активности, негативно влияют на развитие личности, существенным образом осложняют процесс профессиональной подготовки и интеграции в общество. В статье обобщаются результаты практического исследования, направленного на изучение возможностей установки личности в процессе формирования социальной компетентности детей с интеллектуальными нарушениями.
Скачать PDF

Виды психологической защиты у девиантных подростков

Антилогова Лариса Николаевна, Рассудова Л. А.
В статье описывается феномен психологической защиты в подростковом возрасте, раскрываются особенности проявления и функционирования психологической защиты у девиантных подростков. Приводятся результаты исследования видов психологической защиты у девиантных подростков.
Скачать PDF

Виды и функции границ в психологических исследованиях

Рягузова Елена Владимировна
В статье осуществлен анализ различных видов и функций границ, используемых в психологических концепциях и парадигмах. Показано, что на смену метафорической и топологической трактовкам этого термина приходит понимание границы как самоценного источника развития. Утверждается, что в контексте социальной психологии правомерно говорить об интерсубъектных и интерсубъективных границах взаимодействия Я и Другого.
Скачать PDF

Категории «Общение» и «Деятельность» в анализе семейных отношений

Елизаров А.Н.
В статье представлены результаты анализа семейных отношений с помощью категорий «общение» и «деятельность», разрабатываемых в отечественной психологии. Обосновывается точка зрения, согласно которой семейные отношения деятельность, направленная на поиск и воплощение в жизнь эстетического идеала применительно к отношениям между людьми. В качестве мотива общения как деятельности рассматривается воображаемая ситуация, представляющая собой образ результата, в основе которого лежит сочетание потребностей. In the article the results of family relationships analysis by categories "communication" and "activity" are presented. These categories are the main categories in Russian psychology. It is suggested that family life is activity of ideal relationship seeking. The motive of activity and communication is viewed as an imaginary situation, image of future. This image of a situation is based on the needs constellation.
Скачать PDF

Похожие термины: