Профессиональное общение: функции

Найдено 1 определение:

Профессиональное общение: функции

Различают 4 осн. функции профессионального общения (П. о.): 1) инструментальная - характеризует П. о. как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для решения профессиональных задач; 2) интегративная - раскрывает П. о. как средство объединения людей в рамках совмест. профессиональной деятельности; 3) функция самовыражения определяет П. о. как форму взаимопонимания психол. контекста совмест. профессиональной деятельности; 4) трансляционная - передача конкретных способов деятельности, оценок и т. д. Выделяются также функции: экспрессивная, или эмотивная (возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями») и изменение соответственно собственных переживаний и состояний); функции социального контроля (регламентация поведения и деятельности), социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами; осознание и формирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей профессионального сообщества, в к-ром предстоит действовать индивиду) и т. д. Все функции П. о. реализуются в рамках целостной ситуации О., психол. параметрами к-рой являются: а) понимание (видение) ситуации субъектами О. (разл. видение ситуации О. субъектами взаимодействия затрудняет совмест. деятельность); б) соотношение целей и интересов субъектов О. (цели и интересы следует различать по степени совпадения или противоречия; однозначности или множественности; субъективной значимости; открытости для понимания или маскировки); в) правила поведения, принятые субъектами О. (применительно к П. о. в этой характеристике следует учитывать переплетение официальных норм и неформальных правил взаимоотношений); г) личные позиции взаимодействующих субъектов (взаимовлияние статусов и ролей, их влияние на процесс и формы коммуникативного поведения); д) личные проблемы субъектов О. и их затруднения в данной ситуации (напр., психол. несовместимость, личные трудности собеседника вне ситуации контакта и пр.); е) жизненный и профессиональный опыт субъектов О. (типичные подходы к решению профессиональных задач и проблем, индивидуально своеобразные стратегии и техника поведения, сформированные у субъектов в результате жизненного опыта); ж) коммуникативные действия субъектов О. и композиции действий, направленных на конкретные цели (действия могут быть открытыми (соответствовать цели поведения) или скрытыми, манипулятивными); з) хронотоп ситуации (разделяемое субъектами О. или осознаваемое по-разному сочетание субъективных пространственно-временных признаков данного события). Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высш. учебн. заведений. М., 2004; Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. М., 1995; Крысько В. Г. Социальная психология: Курс лекций. М., 2003; Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 1998. Е. В. Селезнева
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Физиологическая оценка военно-профессиональной адаптации и функционального состояния организма слуша

Кондрашов Василий Викторович, Онищенко Александр Николаевич
Проведён анализ результатов изучения функционального состояния организма слушателей ординатуры военно-медицинских вузов в различных условиях и режимах профессионального обучения (во время учебного дня
Читать PDF

профессиональная позиция руководителя и осуществление им функции мотивирования персонала

Иоголевич Н.И.
Читать PDF

Специфика когнитивных функций в зависимости от профессиональной группы лиц занятых экстремальным тру

Родыгина Юлия Кимовна
Проведён анализ состояния когнитивных процессов у сотрудников различных профессиональных групп в условиях экстремальной службы.
Читать PDF

Профессионально-педагогическое общение преподавателя современной высшей школы

Ларионова Марина Александровна
В статье рассматривается возможность повышения качества высшего профессионального образования за счет овладения вузовскими преподавателями приемами и методами субъектно-ориентированного профессиональн
Читать PDF

Психологические особенности профессиональных функций и основных средств деятельности участкового упо

Ляпаев И. А.
Автор акцентирует внимание на многогранности и многоаспектности деятельности участкового уполномоченного милиции (УУМ), отмечая ее близость к педагогической деятельности и работе социального психолога
Читать PDF

Критериально-функциональное содержание профессионально-личностной идентичности у педагогов высшей шк

Молчанова Людмила Николаевна
Изучение критериально-функционального содержания профессионально-личностной идентичности у педагогов высшей школы с опорой на представление об идентичности как структурном образовании, состоящем из эм
Читать PDF

Особенности профессиональных интересов у лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Якоцуц Ольга Леонидовна
Раскрывается специфика основных теоретических подходов в изучении профессиональных интересов молодежи на современном этапе развития общества, представлены результаты исследования особенностей професси
Читать PDF

Экспериментальная апробация структурно-функциональной модели становления профессиональной этики спец

Сафронова Елена Юрьевна
Проблему становления профессиональной этики медицинских работников автор решает через структурно-функциональное моделирование специфического процесса, обусловливающее основные предпосылки к реализации
Читать PDF

Саморегуляция функционального состояния на разных этапах профессионального развития

Кузнецова Алла Спартаковна, Ерилова Виктория Анатольевна, Титова Мария Александровна
В статье представлены результаты серии исследований системы средств саморегуляции функционального состояния (ФС), формирующейся в процессе накопления профессионального опыта.
Читать PDF

Критериально-функциональное содержание структуры профессиональной идентичности у педагогов высшей шк

Молчанова Людмила Николаевна
Раскрывается критериально-функциональное содержание структуры профессиональной идентичности у педагогов высшей школы, позволяющее рассматривать социально-психологическую адаптацию личности как функцию
Читать PDF

Регулятивная функция продуктивной самооценки профессионального здоровья педагога высшей школы

Цыдыпова Светлана Дабаевна
Рассмотрена проблема регуляции профессионального здоровья педагога высшей школы.
Читать PDF

Профессиональные различия нейродинамических функций у менеджеров и медицинских сестер

Никонова А.Е., Муканова А.М.
Обследовали группы медсестер-женщин 25-45 лет и менеджеров 25-35 лет. Общим для всех групп признаком было участие в трудовом процессе локальных групп мышц и психоэмоциональное напряжение.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: