Профессиональное общение: факторы эффективности

Найдено 1 определение
Профессиональное общение: факторы эффективности
Факторы (лат. factor - делающий, производящий) эффективности профессионального общения (П. о.) - это причины, обусловливающие достижение высокого уровня П. о., главные детерминанты оптимизации процесса профессионального взаимодействия. Выделяется 3 вида факторов эффективности П. о.: 1) объективные, связанные с реальной системой жизнедеятельности специалиста и последовательностью действий, направленных на достижение высокого уровня профессионализма; 2) субъективные, связанные с развитостью тех или иных особенностей человека как индивида, личности, субъекта; мера их проявления выступает как субъективная причина, содействующая повышению эффективности П. о. или препятствующая этому процессу; 3) объективно-субъективные, связанные с организацией среды П. о. 1) Осн. объективные факторы эффективности П. о. наличие у специалиста знаний в области этики и психологии П. о. и активное самообразование в данной сфере. 2) Субъективные факторы эффективности П. о.: профессиональная направленность и установки личности; высокие нравственные качества; стиль поведения и взаимоотношений с коллегами, руководителями, подчиненными; высокий уровень саморегуляции и толерантность к фрустрационным ситуациям; речевая культура; эмпатийность; высокий интеллектуальный уровень; стремление к профессиональному росту и самосовершенствованию. Наиболее сильно снижают эффективность П.о: конфликтность, агрессивность, эгоцентричность, неуверенность в себе, низкий уровень развития экспрессивно-речевых, социально-перцептивных умений и навыков, умений и навыков организовывать эффективное взаимодействие. 3) Объективно-субъективные факторы эффективности П. о.: особенности организационной культуры, где генеральный фактор - высокий уровень коммуникативной компетентности. Лит.: Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. М., 1995; Деркач А. А., Куликова Е. В., Селезнева Е. В. Акмеологические основания развития профессиональной компетентности кадров управления. М.; Псков, 2007; Познание человека человеком: Возраст., гендер., этнич. и проф. аспекты / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. СПб., 2005; Яблокова Е. А. Некоторые подходы к определению места акмеологии в системе наук о человеке // Развитие профессионализма государственных служащих: Методология и практика / Под ред. А. А. Деркача. М., 1998. Е. В. Селезнева

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011