способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда. П. м. предполагает владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких-либо заданий в смежных отраслях производства и сравнительно легко переходить от одной деятельности к другой. П. м. предполагает также высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, готовность к оперативному отбору и реализации оптимальных способов выполнения различных заданий в области своей профессии. В условиях быстрых изменений техники и технологии производства П. м. выступает важным компонентом квалификационной структуры специалиста.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
ПРАФЕСІЙНАЯ МАБІЛЬНАСЦЬ / PROFESSIONAL MOBILITY– возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда. П. м. предполагает владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких-либо заданий в смежных отраслях производства и сравнительно легко переходить от одной деятельности к другой. П. м. предполагает также высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, готовность к оперативному отбору и реализации оптимальных способов выполнения различных заданий в области своей профессии. В условиях быстрых изменений социально-экономических условий, техники и технологии производства П. м. выступает важным компонентом квалификационной структуры специалиста. П. м. преподавателя вуза может выразиться в его способности успешно проводить различные виды занятий (лекции, семинары, практические занятия и т. д.), вести преподавание смежных дисциплин, проводить занятия очно и дистанционно. В психологии П. м. исследуется в трудах Н. Р. Хакимовой, И. Г. Шпакиной, Е. А. Никитиной, Ю. Ю. Дворецкой, М. В. Кормильцевой и др. В частности, Ю. Ю. Дворецкая установила, что высокая П. м. характерна для индивидов с высокими показателями гетерогенной (производительной) мотивации; устремленностью смысложизненных ориентаций в будущее; высокой осмысленностью жизни; интернальностью субъективного контроля; высокой активностью копинг-стратегий «самоконтроль», «принятие ответственности»; средним уровнем дифференцированности профессиональных предпочтений. Шкала П. м. включена в авторский биографический опросник С. А. Маничева и М. А. Стариковой, созданный на основе перечня биографических предикторов. В измеряемый с помощью данной методики конструкт П. м. включены три переменные, описывающие готовность поменять работу, если не будут удовлетворены основные потребности, сменить компанию-работодателя или сферу деятельности целиком для карьерного роста. Развитию П. м. способствует организация образовательного процесса, которая обеспечивает самовыражение обучающихся, их социальную, академическую активность; формирование мотивации, развитие способности к рефлексии, вариантивному принятию решений; формирование профессиональной компетентности; воспитание самостоятельности, активности, адаптивности, самоорганизации, социального и эмоционального интеллекта, эрудированности и др.С. И. Хонский