ПРИВИВКА ПРОТИВ СТРЕССА МЕЙХЕНБАУМА

Найдено 1 определение:

ПРИВИВКА ПРОТИВ СТРЕССА МЕЙХЕНБАУМА

Метод разработан Мейхенбаумом (Meichenbaum D., 1974, 1977, 1985) как способ преодоления стрессовых ситуаций общей природы. Отправной точкой метода является самовербализация факторов, предшествующих стрессовой ситуации, сопровождающих ее и следующих за ней.

Психотерапевтический процесс (тренировка в преодолении стресса) включает несколько последовательных фаз. В фазе обучения анализируются возникающие проблемы и дидактически выявляются возможности преодоления стресса. В фазе тренировки проводится практическое обучение конкретным навыкам по преодолению стрессовых ситуаций и их тренировка в заданных и контролируемых условиях. В фазе применения навыков используются усвоенные приемы преодоления стрессовых ситуаций.

Назначение фазы обучения состоит в том, что пациент достигает рационального понимания природы возникновения и способов поддержания своей реакции на стресс. Одновременно с этим психотерапевт обучает его конкретным приемам преодоления проблемных ситуаций. Эта фаза начинается с анализа проблемы, в ходе которого основное внимание пациента обращается на то, что необходимо говорить самому себе в критической ситуации и какие мысли при этом обычно появляются у человека. Мейхенбаум (1977) приводит различные диагностические способы выявления вариантов поведения и мыслей при стрессовых ситуациях: обследование пациента, диагностическое исследование поведения, групповая дискуссия, анализ ситуаций, домашние задания. Вслед за функциональным анализом психотерапевт описывает стрессовую реакцию пациента на примере модели эмоционального возбуждения. По Мейхенбауму, при эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию решающее значение для формирования той или иной эмоции имеет, наряду с физиологическим компонентом, стигматизация возбуждения, его когнитивный компонент. Вербализация пациентом собственных эмоций является ведущим звеном их когнитивной составляющей. И если удается изменить эти самоинструкции, то происходит изменение и физиологической составляющей эмоций, и эмоционального состояния в целом. В этой фазе пациент должен быть сенсибилизирован к инструктивно указанным причинам появляющегося страха или тревоги, чтобы своевременно распознавать стрессовую ситуацию, а также связанную с ней реакцию и альтернативно реагировать на них.

В фазе тренировки пациента знакомят со всем известным науке спектром возможностей, с помощью которых он сможет контролировать состояние надвигающейся тревоги или страха, а также управлять своим поведением в стрессовой ситуации. Наряду со сбором информации о стрессе сюда относится также обучение приемам снятия стрессового напряжения. Особое значение придается когнитивным реакциям, направленным на преодоление стресса. Процесс когнитивного преодоления стресса можно разделить на четыре этапа, для каждого из которых характерны различные стрессоры и возможности преодоления: подготовка к стрессору, конфронтация со стрессом, предчувствие грозящей опасности, самоутверждение (самовнушение).

На этапе подготовки к стрессору пациент пытается сориентироваться, выясняет, что делать, убеждается в наличии у него возможности справиться со стрессом, например: "Что следует немедленно предпринять, как поступить?", "Ты способен разработать стратегию преодоления!", "Нервничать и волноваться бесполезно: это делу не поможет. Подумай, что можно сделать в этой ситуации".

На этапе конфронтации со стрессом пациент должен вспомнить, что ему следует делать при встрече со стрессовой ситуацией: постепенно приспособиться к ней, расслабиться, не впадать в панику и т. п., например: "Ты способен справиться со всеми проблемами и трудностями!", "Делай одно за другим, с ситуацией можно справиться!", "Дыши глубже, сделай глубокий вдох, все будет в порядке, ты сумеешь взять ситуацию под свой контроль!".

На этапе предчувствия грозящей опасности пациент предугадывает наступление реальной опасности и принимает меры по предупреждению паники, например: "Сконцентрируйся на самом главном!", "Что следует делать дальше?", "Страх не подавить, но я знаю, как мне надо себя вести", "Моя тревога - это сигнал, говорящий, что я должен расслабиться", "Скоро это пройдет, бывало и хуже".

На этапе самоутверждения (или, точнее, самовнушения) пациент прибегает к самовнушению, которое укрепляет его уверенность в собственных силах и возможности справиться со стрессом и закрепляет навыки преодолевающего стресс поведения, например: "Ура! Я справился! Получилось!", "Каждый раз, когда я тренируюсь, мне становится все легче преодолевать стресс", "Я могу гордиться своими успехами в преодолении таких ситуаций".

При выработке и усвоении конкретных самовербализаций психотерапевт должен инструктировать пациента, однако самые эффективные стратегии преодоления разрабатывает, как правило, сам пациент. Поэтому фразы "первой помощи" при наступлении стресса не следует формулировать жестко. В этой фазе тренировки могут помочь маленькие записки (в бумажнике, на спичечном коробке и т. п.). Психотерапевт моделирует легкую стрессовую ситуацию, в которой пациент может упражняться в использовании самоинструкций для преодоления стресса. Психотерапевт вместе с пациентом решает, какие именно ситуации надо моделировать, например, ситуации, возникающие в процессе общения с окружающими в быту, на работе и в других социальных сферах; сюда же относятся ожидание разного рода неудач, провалов, моделирование неловкого положения, в котором может оказаться пациент. Эти ситуации должны создавать повышенную нагрузку для психики пациента и приводить к стрессу.

В следующей фазе усвоенные пациентом навыки используются для преодоления стресса в контролируемых психотерапевтом ситуациях. Для этого пациент должен либо разыграть (представить и изобразить), либо "спровоцировать" стрессовую (конфликтную) ситуацию. Эта фаза в значительной степени и дала название психотерапевтическому методу, предложенному Мейхенбаумом, который исходил из того, что таким способом можно достигнуть известного иммунизирующего эффекта при ситуациях, ведущих к стрессу с чувством тревоги и страха. Пациента заранее обучают тому, как в зависимости от ситуации применять тот или иной способ ее преодоления и как пользоваться различными инструктивными раздражителями в качестве "провокаторов" когнитивных реакций преодоления.

Научное изучение и обоснование описанного метода позволило сделать вывод, подтвержденный также исследованиями в области наказаний за преступления и правонарушения: стрессовые ситуации, к которым индивид "привык", вызывают значительно более слабые эмоциональные реакции, так как лицо, пережившее подобный вид стресса, сумело выработать защитные механизмы против него. Так называемый иммунизирующий эффект против стрессовых ситуаций, а также против ситуаций тревоги, страха и боли достигается благодаря тому, что пациента заранее учат, как и какими интеллектуальными приемами следует пользоваться при возникновении этих ситуаций. После завершения фаз обучения, тренировки и применения навыков пациент уже не зависит только от внешних условий и ситуаций и может использовать свои эмоциональные реакции как инструктивные раздражители для когнитивного преодоления стресса. Эмпирическое обоснование метода и тренировок с помощью самоинструкций находится еще в начальной стадии, что вполне понятно, если учесть, что метод Мейхенбаума стал применяться совсем недавно.

См. также Стресс и его преодоление (копинг) по Лазарусу, Мейхенбауму, Перре.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Динамика личностных ценностей студентов в зависимости от их стрессоусойчивости и стрессонагруженност

Юсман Анна Андреевна
Установлена динамика личностных ценностей студентов в зависимости от их стрессоусойчивости и стрессонагруженности, а также получен ряд ценностей неизменных под влиянием стресса. Для исследования разработана авторская методика стрессовой нагруженности студентов, на базе «Методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса, Раге.
Скачать PDF

Изучение проблемы синдрома эмоционального выгорания и поведение преодоления в стрессовых ситуациях

Муфтахова Ф. С.
Обращение к анализу эмоционального выгорания мотивировано ситуациями, при которых человек ощущает симптоматику душевных потерь вследствие длительного психического напряжения в эмоционально или когнитивно сложных ситуациях профессионального взаимодействия с другими людьми. Автор полагает, что наиболее доступным в качестве психокоррекционных мер является комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления, укреплению самообладания, то есть методы психологической саморегуляции.
Скачать PDF

Динамика психофизиологических параметров при стрессогенных нагрузках в профессиональной сфере

Булгакова Ольга Сергеевна
Целью статьи являлась оценка психофизиологического состояния сотрудников скорой помощи и снижение влияния стресса посредством биоуправления. Предложено расценить фоновое состояние медиков как напряженность. У принимавших участие в сеансах биоуправления медиков нормализовались психофизиологические характеристики.The paper is aimed at estimation of the psychophysiological state of ambulance service employees and decrease of the influence of stress by means of biofeedback. The author proposes assessing the physicians' baseline condition as tensity. The psychophysiological characteristics of the physicians under examination have improved.
Скачать PDF

Проблема детерминации психологического стресса у руководителей

Зёлко А. С.
Рассматривается детерминация психологического стресса руководителей, а также роль темперамента в механизмах возникновения и переработки стресса в профессиональной деятельности. Описывается схема и излагаются результаты исследований, проведенных в г. Калининграде на выборке менеджеров в сфере бизнеса.
Скачать PDF

Теоретические аспекты формирования стрессоустойчивости у курсантов военных вузов

Серов А. Н.
В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования стрессоустойчивости у будущих офицеров Вооруженных сил, предложены основные направления данной деятельности в период обучения курсантов в военном вузе.The article considers the theoretical aspects of stress resistance forming among future Armed Forces officers. The main directions of this activity in the period of cadets' training in a military university are suggested.
Скачать PDF

Нейрохимические аспекты холинергической модуляции полового поведения при иммобилизационном стрессе

Байрамов А.А., Кудрявцева Т.А., Торкунова О.В.
Данная статья посвящена оценке роли холинергической медиаторной системы в нейрохимических механизмах реализации полового поведения при иммобилизационном стрессе. Результаты исследования показали, что 6 часовой иммобилизационный стресс вызывает значительное подавление половой активности и резкий дисбаланс медиаторного статуса в структурах мозга. Активация м-холиноергических механизмов перед стрессом значительно изменял баланс нейротрансмиттеров, приближая их статус к контрольным значениям у интактной группы. Более значимые изменения отмечали в содержании и турновере ДА в лимбической системе. Полученные данные свидетельствует, что протекторный эффект холинотропных препаратов на половую функцию помимо прямой холинергической модуляции, опосредован также увеличением дофаминергической нейротрансмиттерной активности в лимбической системе и в Ht.
Скачать PDF

Игровое биоуправление как метод профилактики стрессзависимых состояний

Джафарова О.А., Донская О.Г., Изарова И.О., Лазарева О.Ю., Шубина О.С.
Скачать PDF

Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости

Церковский А.Л.
Целью обзорной статьи является актуализация проблемы стрессоустойчивости в системе высшего образования через рассмотрение наиболее актуальных ее аспектов. Социально.психологическая и медицинская значимость стрессоустойчивости определяется непосредственной связью ее с благополучием, психическим и физическим здоровьем человека, эффективностью его деятельности и поведения. В статье рассматриваются основные аспекты проблемы стрессоустойчивости: феноменология, индивидноличностные (личности типа А; сила, инертность-подвижность, уравновешенность нервных процессов; темперамент; тревожность; гендер, мотивация и установки; самооценка) и субъектные (индивидуальный стиль деятельности и стили копинг-поведения) детерминирующие факторы стрессоустойчивости. В статье также отражены такие актуальные аспекты проблемы, как влияние стрессоустойчивости на здоровье человека, на процесс обучения в вузе и на педагогическую деятельность.
Скачать PDF

Организация психологического тренинга стрессоустойчивости

Русских Л.А.
Скачать PDF

Стрессорные расстройства вегетативной регуляции кровообращения у хирургических больных в предопераци

Шанин В.Ю., Майстренко Н.А., Маркин С.М., Святов Д.И.
Любая операция несет потенциальную угрозу для жизни пациента и является интенсивной стрессорной нагрузкой. Как показывают исследования, выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы не только способствуют росту количества интраи послеоперационных осложнений, но и являются предрасполагающими факторами к развитию таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, язвенная болезнь и других. Существует достаточное количество методик, позволяющих разносторонне изучить состояние сердца и сосудов, однако кардиоритмография занимает среди них особую роль. В связи с этим, особо актуальным является выявление стрессорных изменений вариабельности сердечного ритма (ВСР) у хирургических больных в предоперационном периоде в целях определения группы риска, требующей дополнительной предоперационной подготовки. Исследование регуляции кровообращения проводили методом кардиоритмографии тела. Обследовали 60 хирургических больных за 2-3 дня до предполагаемой даты вмешательства, в качестве контроля использовали показатели системного кровообращения группы практически здоровых лиц (n = 55). При проведении кардиоритмографии определяли временные (SDNN, RMSSD, pNN50) и частотные характеристики: общую мощность частот спектра КРГ (Total Power), низких частот (LF) и высоких частот КРГ (HF), а также показатель соотношения LF/HF. Анализ показателей ВСР в группах позволил выявить ряд отличий. Выраженная активация симпатикоадреналовой системы у хирургических больных проявлялась отчетливым снижением составляющей высокочастотных колебаний, ответственных за влияние парасимпатического отдела нервной системы на модуляцию сердечного ритма HF = 119,07 ± 154,67 (р 2/Гц. Средние значения общей мощности спектра у этих пациентов составили 583 ± 431 мс2 (р
Скачать PDF

Оценка профессионального стресса и его влияния на механизмы психологической защиты руководителей

Кобозев Игорь Юрьевич
В статье представлены результаты исследования интенсивности профессионального стресса руководителей ОВД. Выделены подгруппы с высокой, средней и низкой интенсивностью профессионального стресса. Среди руководителей ОВД у 62 % выявлена средняя интенсивность профессионального стресса, а у 23 % высокая. Рассматриваются результаты изучения механизмов психологической защиты руководителей ОВД.
Скачать PDF

Саморегуляция в структуре психической надёжности и стрессоустойчивости спортсменов-стрелков

Кочеткова Светлана Валентиновна
В статье изложены результаты исследования психической надежности и стрессоустойчивости спортсменов-стрелков. Проведен сравнительный анализ информативности показателей саморегуляции по опросникам Мильмана и Гордона-Ямпольского. Установлена взаимосвязь уровня психической надежности с квалификацией стрелков-пистолетчиков.The article shows the results of research of mental reliability and tolerance to stress of marksmen athletes. The comparative analysis of informativeness of self-control indicators by Milman and Gordon-Yampolsky questionnaires is carried out. The interrelation of level of mental reliability with qualification of marksmen-gunmen is proved.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: