Принцип экономии

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [современное]

ЭКОНОМИИ, ПРИНЦИП
См. принцип бережливости.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Принцип экономии
Научный принцип, который гласит, что если две противостоящие "теории, каждая из которых объясняет один и тот же феномен, считаются одинаково надежными, то предпочтение отдается наиболее простой теории. Применение этого принципа в психологии сталкивается с гораздо большими трудностями, чем в точных науках. К примеру, «надежность» той или иной теории является субъективной оценкой, которая подвержена человеческим предубеждениям. Кроме того, оценка теории как «простой» или «сложной» может ввести нас в заблуждение. Если бихевиоризм, с его акцентом на изучении наблюдаемого поведения, получает высокую оценку за экономное объяснение различных явлений (таких, как ролевое поведение в отношениях между полами и психические расстройства), то фрейдистский психоанализ, с его инстинктивными побуждениями и подавляемой сексуальностью, критикуется за чрезмерную усложненность объяснения тех же самых аспектов человеческой деятельности. Принимая теорию только потому, что она кажется более простой, мы можем упустить из виду возможность, что более сложная теория обладает большей валидностью.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Принцип экономии
law of parsimony) Согласно П. э., из всех альтернативных теорет. объяснений, в равной степени согласующихся с эмпирическими данными, всегда должны приниматься наиболее простые. Сложные теорет. объяснения с большей вероятностью оказываются ошибочными, чем простые. История Адаптацию П. э. к психол. проблемам осуществил британский сравнительный психолог К. Л. Морган. Позиция Моргана обычно иллюстрируется следующим широко цитируемым высказыванием: "Ни в коем случае не следует интерпретировать действие как рез-т проявления более высокой психол. способности, если его можно интерпретировать как рез-т проявления способности более низкого ранга в пределах существующей психол. шкалы". Эта позиция приобрела известность под назв. "Канон Ллойда Моргана"; исторически ранним, более общим и гораздо более образным назв. П. э. яв-ся выражение "бритва Оккама". Характер операции, для к-рой используется такая бритва, яв-ся самоочевидным. Подразумевалось, что каноном Ллойда Моргана следует руководствоваться при объяснении поведения животных, особенно случаев необычных "достижений" животных, для объяснения к-рых слишком часто прибегали к сравнениям с соотв. челов. способностями. Ньюбери представил первое широкое освещение многочисленных ответвлений канона Ллойда Моргана как методологического принципа психологии. Применимость Важно сознавать тот широкий спектр условий, при к-рых может применяться П. э. Возможно, самым важным измерением здесь яв-ся противопоставление теорет. контекста и реальных условий. По-видимому, в первом случае допущение серьезной ошибки, т. е. ошибочного принятия более сложного теорет. объяснения, повлечет за собой лишь незначительный практ. ущерб. В сущности, активный поиск ошибки в проверяемых гипотезах как раз и составляет отличительную особенность эксперим. метода. К сожалению, в последнем случае дело обстоит совершенно иным образом. Сюда входят решения, в к-рых речь идет о жизни и смерти (напр., в области военного планирования), когда ошибочное принятие и реализация более сложного объяснения может обернуться неоправданным принесением в жертву огромного числа челов. жизней. Менее драматическим, но по сути сходным образом, ключевые соц., политические и экономические решения зачастую сосредоточены вокруг принятия или отвержения теорет. объяснений различной сложности, непосредственно относящихся к сфере соц. политики (напр., предупреждающие вмешательства, такие как программа Head Start). Принятие сложных, но ложных гипотез может иметь серьезные последствия. Это говорит о критической роли, к-рую играет тщательное применение такого рода фильтров теорет. экономии к альтернативным интерпретациям фундаментальных проблем. К сожалению, существует гораздо больше шансов на то, что именно в таких областях, в отличие от чисто академических, можно встретить лиц, принимающих решения и имеющих при этом весьма слабое представление о существовании и способах применения П. э. Отсюда представляется чрезвычайно важным, чтобы те, кто обладает такого рода опытом (ученые и профессора), принимали как можно более активное участие в решениях, как это регулярно происходит, напр., благодаря формированию специальных комиссий Национального н.-и. совета (National Research Council, NRC). Комиссия NRC по проблеме повышения эффективности человеческой деятельности Наглядной ил. того, как действует П. э. при оценке сложных теорет. утверждений, может служить функционирование комиссии NRC. Крупнейший учеб. ин-т в мире, Вооруженные силы США были всегда вынуждены чутко реагировать на заявления о повышении эффективности челов. деятельности, гарантируемом со стороны множества разнообразных программ обучения. Такие предложения охватывают чрезвычайно широкую область методик и процедур - от использования медитации и измененных психич. состояний до методов спортивной психологии, предназначенных для подготовки чел. к работе в условиях интенсивной нагрузки. Все такие программы имели своих влиятельных сторонников в среде военного сообщества. Однако большинство из них не разраб. в рамках научного сообщества и, соответственно, не подвергались традиционным методам проверки и оценки. Осаждаемая столь широким ассортиментом усиленно рекламируемых программ, к-рые явно нуждались во всесторонней научной оценке, армия осознала необходимость в проведении поведенческой оценки, наряду с традиционной инж. оценкой материальной части, и в 1984 г. обратилась с официальной просьбой об оказании соотв. помощи в Национальную академию наук. Под эгидой NRC была образована специальная комиссия из 13 психологов. На первом этапе своей работы комиссия анализировала степень научной поддержки различных нетрадиционных, новаторских методов; ее первый отчет был опубликован издательством Национальной академии наук в 1988 г. и сразу же стал бестселлером. На втором этапе своей работы комиссия приступила к изучению более фундаментальных проблем повышения эффективности челов. деятельности. Обнаружились многочисленные неожиданные связи; напр., было показано, что нек-рые факторы (такие как распределение в сравнении с концентрацией усилий и нерегулярные режимы занятий в обучении), определяющие сравнительно низкий темп обучения, тем не менее оказались связанными с более высоким последующим (по окончании обучения) уровнем профессиональной деятельности. Была обнаружена лишь слабая положительная поддержка для нек-рых популярных методов, таких как медитация (за исключением традиционных эффектов релаксации) или подпороговых записей. Выбранные из этой массированной атаки на проблему эффективности челов. деятельности и приведенные здесь отдельные факты могут рассматриваться всего лишь как скромная ил. того, что на самом деле было широким применением П. э. к набору важных поведенческих проблем, однако и они свидетельствуют в пользу глубокой поддержки научного использования П. э. С деталями этого второго этапа работы комиссии NRC можно ознакомиться в ее промежуточных и итоговом отчетах. См. также Каузальное мышление, Каноны Милля, Операциональное определение, Редукционизм М. Маркс

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
670.90 кб

Экономическая реальность: статус и принципы анализа

Антипов Георгий Александрович
Основной тезис статьи заключается в том, что понятие экономической реальности не может быть проинтерпретировано с позиций категории «материя», хотя в марксистской традиции дело обстоит именно таким образом.
Читать PDF
326.07 кб

Экономика переходного периода. Общие принципы менеджмента

Волох О. В., Титова В. А.
Рецензия на книгу О. Ю. Патласова, О. В. Сергиенко «Антикризисное управление. Финансовое моделирование и диагностика банкротства коммерческой организации»
Читать PDF
255.47 кб

Тотальность экономического принципа или внеэкономические факторы?

Сорочайкин А. Н.
В статье представлено понимание взаимосвязи философии экономики с современной экономической теорией с учетом как экономического принципа, так и внеэкономических факторов.
Читать PDF
127.93 кб

Принципы обучения абзацно-фразовому переводу студентов экономического вуза

Белькова Евгения Владимировна
Рассмотрены вопросы, связанные с переводческой подготовкой будущих экономистов в рамках программы дополнительного профессионального образования «Перевод в сфере профессиональной коммуникации».
Читать PDF
86.30 кб

Принципы формирования ценностных ориентаций у студентов - будущих экономистов

Григорьева Наталья Валентиновна
Духовное совершенствование личности является необходимым условием эволюционного продвижения по пути к более гармоничному миру. Образование молодого человека должно включать и интеллектуальное, и моральное развитие личности.
Читать PDF
291.80 кб

Принцип экономической компетентности в непрерывном профессиональном образовании

Сергеева Марина Георгиевна
В статье экономическое образование рассматривается как часть целостного процесса профессионального образования личности с учетом имеющихся принципов непрерывного образования (базового образования, многоуровневости, диверсификации,
Читать PDF
271.79 кб

Развитие принципа рационализма в экономической теории: традиции и современность

Бартельс Кирилл Львович
В статье раскрываются философские основания развития принципа рационализма в классической экономической теории.
Читать PDF
594.57 кб

Природосообразность как психолого-экономический принцип и ресурсы его реализации

Карнышев Александр Дмитриевич
Принцип природосообразности наиболее распространен в педагогике и означает соответствие и следование практике обучения и воспитания людей объективным законам природы.
Читать PDF
797.20 кб

Физика и экономика: о принципах сохранения в научно-исследовательских программах

Пигалев А.И.
Целью статьи является прослеживание методологических и эпистемологических аналогий между физикой и экономикой на основе концепции научно-исследовательской программы И. Лакатоса.
Читать PDF
1.25 мб

Принцип клинико-статистических групп как основа экономики здравоохранения Германии

Осипов Д. В., Гриценко И. Ю., Югай М. Т.
В статье приводится описание истории развития системы DRG в Германии, ее базовых принципов и результатов внедрения.
Читать PDF
135.15 кб

Основные принципы моделирования «Перехода состояний» в клинико-экономическом анализе

Крысанов И. С., Бунятян Н. Д.
Представляя моделируемый процесс как набор определенных состояний здоровья и вероятностей перехода между ними, модели «перехода состояний» являются одной из самых распространенных методик, используемых в клинико-экономическом анал
Читать PDF
343.69 кб

Реализация принципов экономической герменевтики в системе профессиональной адаптации

Веткина А.В.
Объективные реалии постиндустриального мира ставят личность перед необходимостью ускоренной профессиональной адаптации, требуют глубокого понимания сущности происходящих в обществе изменений, освоения социально-экономических компе
Читать PDF
1.27 мб

Принципы преподавания экономической теории по технологии проблемно-модульного обучения

Ляскин Геннадий Геннадьевич
В статье раскрывается подход к анализу принципов обучения как к иерархической системе. Уточнено содержание и определен перечень принципов проблемно-модульной технологии обучения с учетом особенностей экономической теории.
Читать PDF
1.54 мб

Принцип экосинергизма как основа интеграции экологического и экономического образования

Саламатов А.А.
Введение. В статье раскрывается сущность принципа экосинергизма как системообразующего фактора интеграции экологического и экономического образования.
Читать PDF
1.39 мб

КОНЦЕПЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ: БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ

Сергеева Марина Георгиевна, Соколова Наталия Леонидовна, Самохин Иван Сергеевич
В статье излагается и обосновывается авторская Концепция стимулирования непрерывного образования в области экономики, в основе которой лежит философия непрерывного экономического образования, подчеркивающая важность диссеминации э

Похожие термины:

  • ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИИ ДВИЖЕНИЙ

    система правил, основанная на учете физиологических и биологических особенностей двигательного аппарата человека и способствующая уменьшению утомляемости и повышению производительности труда