Принцип экономии это что такое Принцип экономии: определение — Психология.НЭС
ПРИНЦИП ЭВОЛЮЦИОНИЗМА Принципализм

Принцип экономии

Найдено 3 определения термина Принцип экономии

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [зарубежный] Время: [современное]

ЭКОНОМИИ, ПРИНЦИП

См. принцип бережливости.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Принцип экономии

law of parsimony) Согласно П. э., из всех альтернативных теорет. объяснений, в равной степени согласующихся с эмпирическими данными, всегда должны приниматься наиболее простые. Сложные теорет. объяснения с большей вероятностью оказываются ошибочными, чем простые. История Адаптацию П. э. к психол. проблемам осуществил британский сравнительный психолог К. Л. Морган. Позиция Моргана обычно иллюстрируется следующим широко цитируемым высказыванием: "Ни в коем случае не следует интерпретировать действие как рез-т проявления более высокой психол. способности, если его можно интерпретировать как рез-т проявления способности более низкого ранга в пределах существующей психол. шкалы". Эта позиция приобрела известность под назв. "Канон Ллойда Моргана"; исторически ранним, более общим и гораздо более образным назв. П. э. яв-ся выражение "бритва Оккама". Характер операции, для к-рой используется такая бритва, яв-ся самоочевидным. Подразумевалось, что каноном Ллойда Моргана следует руководствоваться при объяснении поведения животных, особенно случаев необычных "достижений" животных, для объяснения к-рых слишком часто прибегали к сравнениям с соотв. челов. способностями. Ньюбери представил первое широкое освещение многочисленных ответвлений канона Ллойда Моргана как методологического принципа психологии. Применимость Важно сознавать тот широкий спектр условий, при к-рых может применяться П. э. Возможно, самым важным измерением здесь яв-ся противопоставление теорет. контекста и реальных условий. По-видимому, в первом случае допущение серьезной ошибки, т. е. ошибочного принятия более сложного теорет. объяснения, повлечет за собой лишь незначительный практ. ущерб. В сущности, активный поиск ошибки в проверяемых гипотезах как раз и составляет отличительную особенность эксперим. метода. К сожалению, в последнем случае дело обстоит совершенно иным образом. Сюда входят решения, в к-рых речь идет о жизни и смерти (напр., в области военного планирования), когда ошибочное принятие и реализация более сложного объяснения может обернуться неоправданным принесением в жертву огромного числа челов. жизней. Менее драматическим, но по сути сходным образом, ключевые соц., политические и экономические решения зачастую сосредоточены вокруг принятия или отвержения теорет. объяснений различной сложности, непосредственно относящихся к сфере соц. политики (напр., предупреждающие вмешательства, такие как программа Head Start). Принятие сложных, но ложных гипотез может иметь серьезные последствия. Это говорит о критической роли, к-рую играет тщательное применение такого рода фильтров теорет. экономии к альтернативным интерпретациям фундаментальных проблем. К сожалению, существует гораздо больше шансов на то, что именно в таких областях, в отличие от чисто академических, можно встретить лиц, принимающих решения и имеющих при этом весьма слабое представление о существовании и способах применения П. э. Отсюда представляется чрезвычайно важным, чтобы те, кто обладает такого рода опытом (ученые и профессора), принимали как можно более активное участие в решениях, как это регулярно происходит, напр., благодаря формированию специальных комиссий Национального н.-и. совета (National Research Council, NRC). Комиссия NRC по проблеме повышения эффективности человеческой деятельности Наглядной ил. того, как действует П. э. при оценке сложных теорет. утверждений, может служить функционирование комиссии NRC. Крупнейший учеб. ин-т в мире, Вооруженные силы США были всегда вынуждены чутко реагировать на заявления о повышении эффективности челов. деятельности, гарантируемом со стороны множества разнообразных программ обучения. Такие предложения охватывают чрезвычайно широкую область методик и процедур - от использования медитации и измененных психич. состояний до методов спортивной психологии, предназначенных для подготовки чел. к работе в условиях интенсивной нагрузки. Все такие программы имели своих влиятельных сторонников в среде военного сообщества. Однако большинство из них не разраб. в рамках научного сообщества и, соответственно, не подвергались традиционным методам проверки и оценки. Осаждаемая столь широким ассортиментом усиленно рекламируемых программ, к-рые явно нуждались во всесторонней научной оценке, армия осознала необходимость в проведении поведенческой оценки, наряду с традиционной инж. оценкой материальной части, и в 1984 г. обратилась с официальной просьбой об оказании соотв. помощи в Национальную академию наук. Под эгидой NRC была образована специальная комиссия из 13 психологов. На первом этапе своей работы комиссия анализировала степень научной поддержки различных нетрадиционных, новаторских методов; ее первый отчет был опубликован издательством Национальной академии наук в 1988 г. и сразу же стал бестселлером. На втором этапе своей работы комиссия приступила к изучению более фундаментальных проблем повышения эффективности челов. деятельности. Обнаружились многочисленные неожиданные связи; напр., было показано, что нек-рые факторы (такие как распределение в сравнении с концентрацией усилий и нерегулярные режимы занятий в обучении), определяющие сравнительно низкий темп обучения, тем не менее оказались связанными с более высоким последующим (по окончании обучения) уровнем профессиональной деятельности. Была обнаружена лишь слабая положительная поддержка для нек-рых популярных методов, таких как медитация (за исключением традиционных эффектов релаксации) или подпороговых записей. Выбранные из этой массированной атаки на проблему эффективности челов. деятельности и приведенные здесь отдельные факты могут рассматриваться всего лишь как скромная ил. того, что на самом деле было широким применением П. э. к набору важных поведенческих проблем, однако и они свидетельствуют в пользу глубокой поддержки научного использования П. э. С деталями этого второго этапа работы комиссии NRC можно ознакомиться в ее промежуточных и итоговом отчетах. См. также Каузальное мышление, Каноны Милля, Операциональное определение, Редукционизм М. Маркс

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Принцип экономии

Научный принцип, который гласит, что если две противостоящие "теории, каждая из которых объясняет один и тот же феномен, считаются одинаково надежными, то предпочтение отдается наиболее простой теории. Применение этого принципа в психологии сталкивается с гораздо большими трудностями, чем в точных науках. К примеру, «надежность» той или иной теории является субъективной оценкой, которая подвержена человеческим предубеждениям. Кроме того, оценка теории как «простой» или «сложной» может ввести нас в заблуждение. Если бихевиоризм, с его акцентом на изучении наблюдаемого поведения, получает высокую оценку за экономное объяснение различных явлений (таких, как ролевое поведение в отношениях между полами и психические расстройства), то фрейдистский психоанализ, с его инстинктивными побуждениями и подавляемой сексуальностью, критикуется за чрезмерную усложненность объяснения тех же самых аспектов человеческой деятельности. Принимая теорию только потому, что она кажется более простой, мы можем упустить из виду возможность, что более сложная теория обладает большей валидностью.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

Найдено рефератов по теме Принцип экономии — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Природосообразность как психолого-экономический принцип и ресурсы его реализации

Карнышев Александр Дмитриевич
Принцип природосообразности наиболее распространен в педагогике и означает соответствие и следование практике обучения и воспитания людей объективным законам природы. Идея природосообразности воспитания берет свое начало в трудах древнегреческих философов и впоследствии занимала умы наиболее крупных педагогов прошлого (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и др.). В статье проведен подробный анализ понятия «природосообразность» и принципа природосообразности. Показано, что в историко-методологическом плане принцип природосообразности возник на фундаменте экономической деятельности человека. Доказывается, что с одной стороны, все формы хозяйствования в ретроспективе основывались на особенностях ландшафтов и климата, имеющихся ресурсов флоры и фауны, с другой стороны, психология формирования исполнительских и творческих ресурсов хозяйствующих субъектов и подрастающего поколения были напрямую связаны с традиционными деятельностями. Сделан вывод о целесообразности стимулирования и развития подобной практики по ряду направлений.
Скачать PDF

Принципы эффективного управления с точки зрения экономического мышления кадров управления

Богунов Леонид Александрович
Введение. Постиндустриальный период развития общества требует поиска новых опорных моментов в организации управленческой деятельности. Изменяется роль индивида в социуме, в группе, изменяются его возможности, причем, как в сторону упрощения, так и в сторону усложнения в работе с информацией. Сохранение и увеличение управленческой эффективности в современных условиях требует ориентации управленческого персонала на модернизированные, усовершенствованные управленческие принципы. В статье делается анализ управленческой мысли в историческом разрезе. Уделено внимание принципам управления школы научного управления и классической школы управления. Предлагается авторское понимание принципов эффективного управления с точки зрения экономического мышления кадров управления. Методы: метод движения от абстрактного к конкретному, анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и конкретизации. Анализ и интерпретация результатов исследования. Анализ тематической литературы по истории управленческой мысли; абстрагирование и конкретизация имеющихся представлений с акцентом на принципы Г. Эмерсона и А. Файоля и их сравнение с содержательными составляющими феномена экономического мышления кадров управления, понимаемого как управляемого процесса и результата экономического отражения действительности; а также обобщение и конкретизация собственных принципов эффективного управления с точки зрения экономического мышления кадров управления. Определение собственных принципов эффективного управления с точки зрения экономического мышления кадров управления. Представлены принципы сущности управленческого экономического мышления; управления не по должности, а по факту; хозяйствующей роли субъекта управления (менеджера); стремления к всесторонней специализации; развития управлен-ческого экономического мышления в практической деятельности в условиях экономических систем; мышление экономическое значит рациональное; не должно быть произвола в системах представлений менеджера и управлении.
Скачать PDF

Принципы психологического самообеспечения субъектом личной безопасности в экстремальной ситуации

Непомнящий А.В., Краснянская Т.М.
Скачать PDF

Антропологический принцип в психологии здоровья

Шувалов А.В.
Скачать PDF

Границы применимости синергетических принципов в педагогических исследованиях

Мальцева Н.Н.
Скачать PDF

Принципы управления персоналом как компоненты профессиональноуправленческого мировоззрения руководит

Евтихов О. В.
В статье на основе анализа научной литературы в области психологии управления и менеджмента описана обобщенная модель принципов управления персоналом, которая может выступать инструментом в осмыслении управленческой деятельности и формировании профессионального управленческого мировоззрения руководителя.
Скачать PDF

Методологические принципы психосоциальной работы

Плешакова О. В.
На основе различных подходов к определению методологии социальной работы выделены и описаны основные методологические принципы организации социальной работы: системный, генетический, детерминации, конкретности, позитивности, объективности. Подробно раскрывается их содержание и описываются способы практического применения. Обозначена актуальность корректного определения методологии организации социальной работы, важнейших подходов к её использованию в практической деятельности социального работника.
Скачать PDF

Особенности реализации принципа природосообразности

Птицына И.Ф.
В статье рассматриваются особенности применения принципа природосообразности. Представлен психолого-педагогический портрет студентов в экспериментальной и контрольной группах по интеллектуальным, эмоционально-волевым особенностям и коммуникативным свойствам и особенностям межличностного взаимодействия.
Скачать PDF

Модели и принципы активации резервных возможностей организма

Halo Pavel Vladimirovich, Galalu Valentin Gavrilovich, Omel'Chenko Vitaliy Petrovich
The features of activated reserve capacity rights in states superconscious. The analysis of existing models and principles of human functioning in these states.
Скачать PDF

Организация, направления и методы исследования психического здоровья студентов. Принципы и методы пс

Жигинас Наталья Владимировнасс
В работе представлены содержание, направления и методы исследования психического здоровья студентов. Представлена исследовательская модель перевода теоретической концептуальной модели первичной профилактики психического здоровья студентов в направлении предупреждения патогенного развития экзистенциальных кризисов в эмпирическую, которая конструируется как медико-психологическая проблема. Определены принципы и методы психологической помощи студентам, переживающим кризисIn work content, directions and methods of research of mental health of students are presented. The research model of translation of theoretical conceptual model of primary preventive maintenance of mental health of students in a direction of the prevention of pathogenic development of existential crises in empirical which is designed as a medical-psychological problem is presented. Principles and methods of the psychological help to the students experiencing crisis are defined
Скачать PDF

Технология принципиальных переговоров, как эффективный способ разрешения конфликтов

Бузунов Антон Михайлович
В статье содержится описание технологии принципиальных переговоров, которая характеризуется как технология переговоров без поражения. Описываются принципы данной технологии и приводятся практические рекомендации по ее применению. Уделяется внимание переговорам, как эффективному разрешению конфликтов. Применение технологии принципиальных переговоров при переговорах с лицами, захватившими заложников, приводит к их успешному завершению в 100% случаев.
Скачать PDF

Принцип ассоциации в психодиагностических исследованиях ХIХ-ХХI веков

Власенкова Ирина Николаевна
Статья посвящена обзору психодиагностических исследований, использующих принцип ассоциации для объяснения частных феноменов психологии в области восприятия, памяти, образования суждений. В обзор вошли классические источники о развитии принципа ассоциации и его роли в психологии. Обобщены современные отечественные и зарубежные представления об ассоциативном эксперименте, истории его развития.The article reviews the psycho-diagnostic researches on human mind based on the principle of association to explain the psychology of perception, memory and opinion formation of individuals. The review includes classic works about the development of the association principle and unifies the contemporary domestic and foreign concepts about the associative experiment and the history of its development.
Скачать PDF