ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ это что такое ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ: определение — Психология.НЭС
ПРИГОДНОСТЬ ПРИГОРЕЛЫЙ

ПРИГОДНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

Найдено 9 определений термина ПРИГОДНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПРИГОДНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

совокупность психических и психофизиологических особенностей человека - комплекс качеств, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в некоей профессии. Не дана человеку изначально, но формируется в обучении и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации. Ее появлению и упрочению способствуют система материальной и моральной стимуляции, удовлетворение, получаемое от деятельности, осознание общественной значимости ее результатов, и пр. Такие качества можно прижизненно сформировать в достаточно широком диапазоне. Но время, нужное для формирования пригодности профессиональной к определенной области, существенно зависит от природных данных индивида, его мотивации и уже имеющейся профессиональной подготовки.

В отношении большинства профессий, не требующих жестко определенных психических и психофизиологическим качеств, прогнозирование самой возможности формирования пригодности профессиональной или ее темпа неправомерно. Решающее значение для подобного прогноза имеет характеристика мотивации и рациональности обучения. Когда профессия требует особенностей, не поддающихся развитию, окончательный прогноз делается в зависимости от наличия этих особенностей.

Для выявления индивидуальной пригодности профессиональной на базе использования психологических, психофизиологических, медицинских и антропологических критериев применяются различные методики:

1) тесты достижений;

2) тесты уровня профессионально важных функций психофизиологических и психических;

3) методики мотивации.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Профессиональная пригодность

готовность Человека к занятиям той или иной профессиональной работой.

Источник: Словарь по конфликтологии

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

Профессиональная пригодность

Словообразование. Происходит от лат. profiteor - объявляю своим делом.

Категория. Комплекс качеств индивида, требующихся для обучения и дальнейшего эффективного труда в той или иной профессиональной области.

Специфика. Данные качества могут быть прижизненно сформированы в достаточно широком диапазоне. Но время, необходимое для формирования профессиональной пригодности к определенной области, существенно зависит от природных данных индивида, его мотивации и уже имеющейся профессиональной подготовки.

Диагностика. Для выявления индивидуальной профессиональной пригодности на основе использования психологических, психофизиологических, медицинских, антропологических критериев применяют различные методические средства: тесты достижений, тесты уровня профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики мотивации.

Источник: Психологический словарь

Профессиональная пригодность

является свойством метасистемы «человек-профессия» и определяется совокупностью индивидуальных особенностей и потенциалом человека, влияющих на успешность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективности ее выполнения, а также особенностями и потенциалом рабочих групп.

Источник: Современная психология труда: глоссарий

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

наличие природных задатков и способностей, необходимых для успешного формирования требуемого профессией динамического сочетания свойств личности, обеспечивающих высокий уровень эффективности обучения и труда. Профпригодность (непригодность) имеет сложную психологическую, биологическую и физиологическую структуру. В психологическом компоненте структуры П. п. ведущую роль играет профессиональная мотивация и профессиональная способность. От них зависит качество обучения и труда, соответствие или несоответствие работника требованиям профессии. Процесс формирования П. п. рассматривается как система, компонентами которой выступают данные психологического анализа деятельности специалиста. В систему входят четыре функционально связанные между собой подсистемы: профориентация, профотбор, профподготовка и профадаптация. Понимание П. п. как соответствия между человеком и профессией ставит в центре внимания личность во всем многообразии свойств и качеств, изучение и развитие ее как субъекта познания, общения и труда. Чем выше П. п. человека, тем меньше у него конфликтов с окружающими в процессе совместной деятельности. Поэтому хорошо организованные профориентация, профотбор, профподготовка и профадаптация способствуют профилактике конфликтов.

Источник: Словарь конфликтолога

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

совокупность индивидуальных данных человека, при наличии которых он соответствует требованиям, предъявленным к нему профессией. Человек, обладающий такими данными, называется профессионально пригодным. В психологии труда выделяют основные факторы П. п., т. е. некоторые особенности личности, необходимые для выполнения профессиональной деятельности: 1) Способности или предрасположения к той или иной работе. Эти способности могут быть чисто физическими (см. Физические качества оператора) или психическими (память, реакция, внимание, общая одаренность и др.). Качества, определяемые этими способностями, называют профессионально важными (значимыми) качествами. 2) Знания, умения и навыки, необходимые для выполнения данной работы, т. е. необходимая профессиональная подготовленность. 3) Склонность и желание работать, т. е. определенный волевой настрой на работу. Большое значение здесь имеет также и мотивация, предопределяющая желание работать. При этом мотивы могут быть как внутреннего (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству), так и внешнего характера (заработная плата, конкуренция и др.). Наряду с рассмотренными факторами выделяют и признаки, по которым можно судить о степени профессиональной пригодности человека к конкретной деятельности: достаточная производительность труда, высокое качество работы (отсутствие брака, порчи материала или инструмента, соответствие продукции заданным требованиям), соблюдение безопасных условий труда, безвредность работы для организма человека. Включение в этот перечень двух последних признаков обусловлено тем, что человек, даже обладающий высокой производительностью и качеством труда, но достигающий этого чрезмерным напряжением и истощением организма или склонный к аварийности и несчастным случаям, не может считаться профессионально пригодным. Рассмотренные признаки П. п. носят объективный характер. Помимо них еще выделяют и субъективные признаки: самооценку работником себя как профессионала (профессиональное самоопределение), а также экспертную оценку работника со стороны окружающих (руководителей, сослуживцев и др.). П. п. не является врожденным качеством, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности и во многом зависит от стремлений и желаний человека. Поэтому формирование ее носит строго индивидуальный характер. Однако возможности формирования П. п. не всегда безграничны. Как показывает практика, не каждый человек может овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня подготовки и мотивации. П. п. к таким профессиям может сформироваться лишь при наличии определенных природных данных, являющихся профессионально важными. Поэтому выделяют два типа П. п.— абсолютную (к профессиям такого типа, которые требуют наличия специальных индивидуальных черт), и относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека). В заключение необходимо также отметить, что формируясь под влиянием обучения, деятельности и личностных качеств человека, приобретенная П. п. оказывает и обратное влияние на человека: его облик, психомоторику, образование стереотипов речи и мышления, его установки и ценностные ориентации.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

профессиональная пригодность

совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии. П.п. не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации. Приобретаемая П.п. накладывает заметный отпечаток на весь облик человека, его психомоторику, на образование стереотипов речи и мышления, на его установки и ценностные ориентации. Решающее значение для прогноза возможности формирования П.п. или его темпа имеет значение характеристика мотивации и рациональное обучение. В тех случаях когда профессия требует от человека таких особенностей, которые не поддаются развитию, окончательный прогноз о П.п. делается в зависимости от наличия этих особенностей.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

профессиональная пригодность

соответствие личностных качеств обследуемого требованиям профессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме ПРИГОДНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Исследование взаимосвязи самоотношения и самоактуализации при оценке профессиональной пригодности со

Насырова Лейсан Каюмовна
В статье представлены основные результаты исследования самоотношения и самоактуализации сотрудников полиции при оценке профессиональной пригодности. Определена специфика взаимосвязи самоотношения и самоактуализации, которые были выявлены в ходе корреляционного исследования. Результаты исследования могут быть использованы при профилактике дезадаптивных последствий профессиональной деятельности, затрудняющих самоактуализацию. По результатам исследования выявлена взаимосвязь процессов самоактуализации и самоотношения сотрудников полиции, которая оказывает влияние на эффективность работы и развития личности в профессии. При исследовании самоотношения, выявился достаточно высокий уровень самоценности, что говорит об эгоцентричности поведения. Данные факторы были определены как ограничение оптимизации процессов самоактуализации при оценке профессиональной пригодности. Шкала поддержки и самоуважения явились факторами возможного основания самоактуализации личности сотрудника полиции.
Скачать PDF

Теоретические подходы и практическое решение проблемы профессиональной пригодности психологов

Кочнева Е. М.
В статье анализируются общие подходы к изучению профессиональной пригодности в различных сферах деятельности человека. Представлены результаты изучения профессиональной пригодности как личностного конструкта студентов будущих психологов с позиций их мотивационной готовности к профессиональной деятельности.In the article generalized approach to learning of professional qualification is analysis. Presentation results learning of professional qualification how construct of personality psychologist with position motivational readiness for professional activity.
Скачать PDF

Диагностика психофизической готовности и пригодности суворовцев к военно-профессиональной деятельнос

Mihuta I.J., Михута Игорь Юрьевич
Представлен алгоритм распределения учащихся военного учебного заведения на группы по степени пригодности к будущей профессии. В исследовании принимали участие 80 учащихся 14-15 лет. Использовались дифференцированные оценки психофизической готовности к ряду специальностей определенного военно-профессионального профиля (экстремального, операторско-инженерного и общевойскового). Показаны направления самоопределения индивида к определенным видам военно-профессиональной деятельности на начальном этапе профессионального становления. Выделены обязательные составляющие структуры управления учебно-воспитательным процессом в специализированных общеобразовательных военных учебных заведениях. Обоснованы содержательно-организационные подходы к программно-методическому обеспечению начального этапа профессиональной прикладной физической подготовки учащихся.
Скачать PDF

О профессиональной пригодности студентов гуманитарного факультета

Кучина Наталья Николаевна, Мартюшева Елена Валерьевна
Скачать PDF

Анализ содержания уровней развития профессиональной пригодности

Пучкова Ирина Михайловна, Насырова Лейсан Каюмовна
Данная статья посвящена анализу содержания уровней профессиональной пригодности в процессе развития личности профессионала. Авторами выделено три основных уровня профессиональной пригодности в зависимости от условий и функциональных возможностей специалиста, которые охватывают периоды активной трудовой деятельности.
Скачать PDF

Критерии и показатели профессиональной пригодности специалистов операторского профиля в особых услов

Кузьменко Максим Дмитриевич
В работе на основе анализа научных источников и результатов исследований рассматривается проблема профессиональной пригодности. Показано влияние особых условий деятельности специалистов операторского профиля. Установлены их профессионально-важные качества и характеристики, которые способствуют успешной деятельности. Обоснованы критерии и показатели, профессиональной пригодности специалистов операторского профиля деятельности.
Скачать PDF

Анализ профессиональной пригодности кандидата на основе нейронных сетей

Александрова Юлия Наильевна
Квалифицированный сотрудник это залог успешной работы всей компании. В настоящее время при подборе кандидата на конкретную должность анализируются не только его интеллектуальные способности, но и психологические характеристики, такие как стрессоустойчивость, умение работать в команде, гибкость при принятии решений и так далее. В этой связи большое внимание уделяется проблемам, возникающим при использовании психологических тестов в практике психологического консультирования. Большинство руководителей, набирающих сотрудников на работу, руководствуются наличием соответствующего образования и опыта у кандидатов на вакантную должность. Но когда перед организатором стоят глобальные задачи по перспективам своего существования и развития, психологические качества сотрудников, их способность адаптироваться к существующим условиям, развиваться вместе с фирмой выходят на первый план. Автоматизированная информационная система (АИС) анализа профессиональной пригодности на основе нечетких нейронных сетей помогает руководителю подобрать квалифицированный персонал и оптимально использовать имеющиеся трудовые ресурсы. С помощью АИС решается задача организации тестирования, обработки результатов и их наглядного представления. Можно использовать функции поиска, фильтрации информации и дополнительные сервисные функции для пользователей системы. Реализовать возможность составления батареи тестов. Решен вопрос разграничений прав доступа к подсистемам.
Скачать PDF

Интеллект показатель профессиональной пригодности сотрудников ОВД

Н.А. Бабкина
Скачать PDF

Психофизиологические методы, для определения профессиональной пригодности машинистов железнодорожног

Копытенкова Ольга Ивановна, Алиев Обиджон Туйчиевич
В статье приведены примеры современных психофизиологических методик для определения профессиональной пригодности машинистов железнодорожного транспорта. Более того, рассмотрены методики профотбора перед выходом локомотивных бригад в рейс. Выявлено что медицинское обследование локомотивных бригад до сих пор неупорядоченно в нормативных документах ОАО «РЖД». Предложено что построения современных медицинских комплексов в самом депо будет способствовать быстрому восстановлению локомотивных бригад после сменного рейса. Для этого рекомендуется сделать следующие шаги: обеспечить сохранение здоровья и высокого уровня работоспособности машинистов железнодорожного транспорта в условиях движения, при этом учесть, что бы их обследовали путем обследования функционального состояния центральной нервной системы, разработать психофизиологические тренажеры для восстановление машинистов после рейса, организовать постоянной контроль психофизиологического состояния машинистов методами оценки психофизиологического состояния, включающим в себя определение концентрации внимания и степени развития стресса, необходимо организовать периодическое тестирование для выявления допатологических (предпатологических) состояний машиниста, создать комплексы коррекционных мероприятий для профилактики показателей психофизиологической пригодности работников локомотивных бригад, сохранения их профессионального здоровья, и обеспечить безопасность движения в целом и т.п. В результате чего, мы добьемся улучшение качества жизни локомотивных бригад, а также повышение степени удовлетворенности работой.
Скачать PDF

Взаимосвязь когнитивной оценки трудных профессиональных ситуаций и профессиональной пригодности у ст

Сапрыкина Юлия Алексеевна
В статье представлены результаты авторского исследования трудных профессиональных ситуаций в деятельности страховых агентов и роли когнитивной оценки в восприятии данных ситуаций. Изучение роли когнитивной оценки трудных профессиональных ситуаций является актуальным в связи с определением критериев профессиональной пригодности специалистов и прогнозирования на этой основе успешности деятельности. Исследование представляет новый подход к определению профессиональной пригодности, при котором учитываются индивидуальные особенности когнитивной оценки трудных профессиональных ситуаций. Исследование проводилось в форме экспертного опроса и анкетирования, в котором приняли участие 140 специалистов страховых компаний г. Волгограда и г. Липецка (Россия) со стажем работы от 3 месяцев до 32 лет в 2009-2010 гг., состояло из двух этапов. На первом этапе был проведен экспертный опрос специалистов, в результате которого определен перечень из семи трудных профессиональных ситуаций в деятельности агента. На втором этапе исследования респонденты оценивали ситуации с точки зрения их стрессогенности. Респонденты различались по уровню общей успешности деятельности (финансового результата). Трудные профессиональные ситуации оценивались по параметрам: повторяемость, эмоциональная напряженность, личная значимость, неконтролируемость, продуктивность, неопределенность. Сравнение средних значений оценок выявило различия по ряду характеристик трудных профессиональных ситуаций. С одной стороны, трудные профессиональные ситуации оцениваются как значимые, неконтролируемые и неопределенные, но вместе с этим ситуации также воспринимаются как нечастые, не вызывающие эмоциональную напряженность и не влияющие на продуктивность деятельности. В этом проявляется неоднозначность когнитивной оценки трудных профессиональных ситуаций. В зависимости от показателей средних оценок выборка была разделена на три группы: с высокой, низкой и средней устойчивостью к трудным ситуациям. В этих группах была обнаружена взаимосвязь между показателями профессиональной пригодности и когнитивной оценки трудных профессиональных ситуаций. Для специалистов на начальном этапе профессионализации характерны высокая степень подверженности стрессу и высокие средние значения когнитивной оценки, на последующих этапах профессионализации одновременно наблюдались как низкие, так и высокие показатели когнитивной оценки и разная степень подверженности профессиональному стрессу. Результаты подтверждены значимыми различиями по критерию U-Манна Уитни. Обосновывается вывод, что характер когнитивной оценки трудных профессиональных ситуаций может выступать в качестве диагностического критерия для определения и прогнозирования профессиональной пригодности страховых агентов.
Скачать PDF

К вопросу о формах аддикции и профессиональной пригодности (от абитуриента к специалисту)

Шаланкова Елена Георгиевна
В статье рассматривается проблема психологической зависимости, аддиктивного поведения. Даны основания для определения профессиональной пригодности относительно приемлемых и неприемлемых форм отклоняющегося поведения. Предложены рекомендации для определения степени аддикции абитуриентов, выбравших профессию психолога.
Скачать PDF

Эмпатия и проблемы профессиональной пригодности диагностической процедуры (на примере анализа методи

Лимонченко Роман Андреевич, Лемясова Н.С.
В статье представлены результаты анализа методики диагностики эмпатийного потенциала И.М. Юсупова, включенной в разные профессионально ориентированные источники. Показана методологическая непроработанность диагностического конструкта и несоответствие содержания методики психометрическим требованиям, что не позволяет рекомендовать её к использованию в практической психологии и в научно-исследовательских целях.
Скачать PDF

Похожие термины: