Предметно-манипулятивная деятельность

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРЕДМЕТНО–МАНИПУЛЯТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деятельность, в к–рой ребенок овладевает общественно выработанными способами употребления окружающих его вещей и способами вариативного использования их (замещением).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Предметно-манипулятивная деятельность
лат. manipulatio — ручной прием, действие] — деятельность ребенка, содержанием которой являются предметные манипуляции. В отличие от предметной деятельности, содержанием которой являются истинно предметные действия, здесь речь идет не о культурно обусловленных способах употребления предметов, а лишь о приспособлении к их физическим свойствам. П.-м. д. характерна для детей младенческого возраста, хотя наблюдается и у более старших детей. М.И. Лисина рассматривает П.-м. д. как ведущую деятельность второго полугодия жизни, на основе которой в конце первого — начале второго года жизни формируется предметная деятельность, выступающая в качестве ведущей в раннем возрасте. Уровень развития П.-м. д. служит одним из важнейших критериев успешности психического развития ребенка во втором полугодии жизни. Основными показателями уровня развития П.-м. д. являются: 1) количество видов действий; 2) численность действий; 3) живость (количество действий, совершаемых ребенком в единицу времени); 4) уровень развития предметных манипуляций; 5) эмоциональная окраска; 6) степень включенности П.м. д. в общение со взрослыми. С. Ю. Мещерякова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005