ПОВЕДЕНИЕ ИНСТИНКТИВНОЕ

Найдено 4 определения термина ПОВЕДЕНИЕ ИНСТИНКТИВНОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Инстинктивное поведение

instinctive behavior) Большинство психологов, вероятно, согласится со следующим определением: инстинкт представляет собой более или менее сложный паттерн поведения, вызываемого более или менее сложным паттерном стимулов (внутренних или внешних), при условии, что эта последовательность действий не может быть рез-том научения. Кроме того, термин "инстинкт" обычно предполагает, что: 1) определенная последовательность действий заканчивается к.-л. формой консумматорного (завершающего) поведения или носит приспособительный характер; 2) поведение является специфическим и имеет место у всех особей одного пола и вида без исключения; 3) поведение стереотипно и ригидно, хотя в какой-то степени может видоизменяться у нек-рых индивидов и видов. Понятие инстинкта приобрело дурную славу в 20-х гг. XX в., когда для объяснения поведения в разное время и под разными названиями было предложено неск. тысяч инстинктов. Подобное злоупотребление этим понятием привело к отказу от него. Неспециалисты продолжают и сейчас неверно употреблять его, уравнивая инстинкты и устоявшиеся привычки. Как специальный термин он был возрожден этологами К. Лоренцем и Н. Тинбергеном, и ему придали сходное, но гораздо более теорет. значение, чем в приведенном выше определении. Этологи создали специальную терминологию и описали инстинктивные, или генетически запрограммированные, паттерны поведения в виде последовательности событий: сигнальный стимул ("релизор") > врожденный механизм запуска (ВМЗ) > фиксированный паттерн действий (ФПД). ВМЗ, нейрологический процесс, приводится в действие сигнальным стимулом и опосредует ФПД - врожденные, стереотипные реакции. Этологический анализ описывает консумматорные (завершающие) акты, напр., строительство гнезда или копуляцию, не предполагая движения животного к цели иметь гнездо или произвести на свет потомство. Вместо этого он исходит из предположения о том, что реакция вызывается при наличии соотв. релизора. Последовательность "релизор - реакция" подразумевает, что в типичном случае реакция вызывает релизор, приводящий к возникновению следующей реакции в последовательности, к-рая ведет к следующему релизору, и т. д. по цепи. В таких случаях элементы цепи "стимул - реакция" (S - R) не приобретаются в процессе научения, а носят инстинктивный характер. Однако признание цепи поведенческих реакций инстинктом вовсе не означает, что анализ такого поведения следует на этом прекратить. Необходимо определить условия, при к-рых возникает эта цепь, напр., идентифицировать сигнальные стимулы или релизоры. Инстинкты - это отнюдь не свободные реакции, возникающие в пустоте. Они связаны со стимулами; лишь в очень редких случаях это внутренние стимулы, к-рые оказываются к тому же настолько сильными, чтобы вызвать проявление инстинкта без поддержки внешних стимулов (в пустоте). Экологи склонны рассматривать поведение либо как врожденное, либо как приобретенное, но, по всей видимости, это не совсем верно. Большинство психологов считает проблему "природа или воспитание" псевдопроблемой. Поведение всегда определяется совместным влиянием наследственности и окружающей среды, и часто невыгодно тратить силы и время на определение доли влияния той или иной составляющей. На начальных этапах окружающая среда может влиять на развитие и генетически обусловленное поведение, а научение всегда связано с модификацией конкретного врожденного поведения. Научение подразумевает всего лишь повышение частоты или точности поведенческих актов, входящих в уже имеющийся у организма репертуар поведения, их привязку к новым стимулам, установление связи с одними стимулами, а не с др., или выстраивание определенных последовательностей поведенческих реакций. См. также Сравнительная психология М. Р. Денни
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Инстинктивное поведение

врожденное поведение, присущее данному виду, возникающее без предварительного обучения в определенных условиях окружающей среды.

Источник: Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа: ключевые термины

ПОВЕДЕНИЕ ИНСТИНКТИВНОЕ

те формы поведения, что обеспечивают животному наибольшую приспособленность в обычной для него среде и в обычных обстоятельствах; в его структуру входят хорошо скоординированные движения, выразительные позы, психофизиологические реакции, воспроизводимые в строгой последовательности. В меньшей степени это относятся к рефлексам и таксисам. Имеются и соответственные механизмы пусковые врожденные. Но формировать новые поведенческие акты в новых ситуациях и в непривычной обстановке могут, в сущности, лишь особи тех видов, у коих преобладает способность к научению и выработке навыков.

В поведении инстинктивном выделяется:

1) фаза подготовительная, или поисковая - достаточно вариативная;

2) фаза завершающая - более постоянная.

Поведение инстинктивное нужно отличать от собственно инстинкта. Его проявление едва намечается у кишечнополостных, достигает максимума у насекомых, средней степени - у птиц и низших млекопитающих, и близко к нулю - у человека.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Инстинктивное поведение

Instinctive behavior) . Врожденная, не связанная с научением модель поведения, проявляющаяся у всех представителей данного вида.

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004 г

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

ПЕДАГОГИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛЕ-ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ государс

Тимакин А.В
Рассматривается вопрос об основных проблемах профилактики девиантного поведения подростков в свете употребления ими алкоголя. Предлагается использование нового термина "алкоголе-девиация". Обозначается механизм совершения преступления несовершеннолетними в силу зависимости от алкоголя. Анализируется проблема государственной политики в области предупреждения деградации населения страны. Ставится вопрос о противостоянии права и педагогики в сфере профилактики правонарушений и воспитания личности.
Скачать PDF

Гэмблинг как девиантное поведение: психологические и социальные корни

Осипов Егор Михайлович
В статье исследуется относительно новое явление в жизни российского общества гэмблинг или привязанность к азартным играм и развлечениям. Показывается влияние проблемного гэмблинга на отношения между индивидуумом и социумом, предложены социальные решения проблемы.
Скачать PDF

Развитие личностной сферы женщины как субъекта репродуктивного поведения в современной системе социа

Уразаев Александр Михайлович, Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович, Ясюкевич Юлия Владимировна, Миненко Леонтий Иванович, Шабанов Лев Викторович
Раскрываются проблемы психологии репродуктивного поведения современных российских женщин. Затронуты вопросы демографической ситуации в России. Приведены данные исследований, направленных на выявление роли условий социализации современных молодых женщин в формировании их личностной сферы и «коридора социальных возможностей» в реализации жизненного сценария как потенциальных матерей, основанные на комплексном изучении 300 женщин репродуктивного возраста.
Скачать PDF

Взаимосвязь стратегий поведения в условиях ролевого конфликта с личностными характеристиками спортсм

Монастырев Сергей Николаевич
Прогнозирование и предупреждение конфликтов в индивидуальных видах спорта невозможно без изучения личностных характеристик спортсменов. В статье дается анализ одной из таких характеристик, которой является локус контроля, позволяющий определять стратегии поведения спортсменов в условиях ролевого конфликта.
Скачать PDF

Арттерапия как средство коррекции личностных качеств определяющих девиантное поведение подростков

Кузьмина Наталья Евгеньевна
В статье автор определяет эффективность воздействия средств коррекции на личностные составляющие, определяющие девиантное поведение подростков.
Скачать PDF

Организация и содержание интегрированного образования детей с девиантным поведением

Галич Галина Олеговна, Карпушкина Елена Александровна, Корчагина Лунника Николаевна, Морозова Наталья Львовна, Тупарева Н.В.
Обоснована необходимость создания современной модели социальнообразовательной интеграции детей с девиантным поведением. Описана структура модели и содержание работы специалистов различного профиля службы сопровождения в зависимости от вида интеграции.
Скачать PDF

Технологии социально-культурной анимации как средство коррекции девиантного поведения подростков

Сайкина Л.В., Шарапова О.В.
The article considers the peculiarities of correction of teenagers' deviant behaviour on the basis of one of the most intensively developing trends in modern socio-cultural activity socio-cultural animation, which presupposes realization of programmes of creative rehabilitation, intensive rest, socio-psychological consolidation of social groups based on the cultural values.
Скачать PDF

Психологические факторы социализации подростков с делинквентным поведением

Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Белевич Наталия Александровна, Соловьева Татьяна Андреевна
С системных позиций рассматривается социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Приводятся данные о психологических факторах социализации подростков с делинквентным поведением.
Скачать PDF

К вопросу о девиантном поведении молодежи в условиях модернизации российского общества

Аймаутова Надежда Евгеньевна
Russia is experiencing a period of the system crisis and social disorganization of society nowadays. The deviant behavior of citizens increases at such periods. Phenomena of transgression and deviation have a specially strong effect on the youth. The sociological approach clarifies the roots of this phenomenon. It's very important to know how much young people know about the law, what they think about it, what the government does to bring up law-obedient citizens. The article is devoted to these problems.
Скачать PDF

Влияние фрустрации на поведение умственно отсталых учащихся подросткового возраста

Бажукова Оксана Александровна
В статье описываются результаты экспериментального исследования влияния фрустрации на поведение умственно отсталых школьников. Показана зависимость между фрустрированностью и уровнем враждебности и агрессивности подростков с нарушениями интеллекта.
Скачать PDF

Социокультурные стратегии современной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних

Сергиенко Сергей Викторович
Статья «Социокультурные стратегии современной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних» посвящена исследованию современных концепций предупреждения процессов формирования девиантного поведения несовершеннолетних на основе социокультурного подхода к организации функционирования социальных институтов ювеналъной профилактики.
Скачать PDF

Изменения поведения у мышей после субхронического введения фенамина и галоперидола

Козловский В.Л., Прахье И.В.
У мышей, которым поочередно через день вводили галоперидол (5 мг/кг) и фенамин (10 мг/кг) в течение 12 дней, оценивали поведение в тестах на «тревогу» и «депрессивность» (темно-светлая камера, «подвешивания за хвост») и спровоцированную агрессию. Было установлено, что подопытные животные, отличались по всем изученным показателям от контрольных мышей, которым в течение 12 дней вводили физиологический раствор. В целом, выявленные отличия указывали на меньшую эмоциональность и превалирование «депрессивных тенденций». Обсуждается, что последствия поочередных инъекции агонистов/антагонистов дофамина могут рассматриваться как эквиваленты апато-абулии при хроническом прогредиентном психозе (шизофрении).
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!