ПОВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЕ

Найдено 3 определения термина ПОВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Поведение экспрессивное

лат. expressio — выразительность] — выразительное, яркое проявление чувств, настроений. Термины экспрессия и экспрессивность используются в том случае, когда необходимо подчеркнуть степень выраженности духовного мира человека или указать на средства его выражения. В психологии существует несколько трактовок понятия "выражение или экспрессия личности" : 1) широкая — все "максимальное бытие" человека, представленное с помощью всех возможных биологических и социокультурных средств; 2) менее широкая — категория, охватывающая персональное, личностное бытие человека, представленное в нескольких устойчивых чертах, стиле, манере держаться, нечто стабильное, отличающее одного человека от другого; 3) узкая — однотипное проявление какого-то чувства, отношения, состояния человека; 4) очень узкая — динамическое явление, состоящее из выразительных движений, сопровождающих текущие состояния (радость, гнев, отвращение, удивление) и отношения личности. В психологии П. э. рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее особенности могут быть обнаружены наблюдателем. В эти средства попадают мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок, окружающая среда и т.д. Предмет психологии П. э. — изучение закономерностей выявления на основе внешних данных, несловесных признаков (кодов) сущностной природы личности, изучение выражения (экспрессивного кода) как целостно-динамического явления, в котором представлены индивидуальные особенности человека, его актуальные состояния, отношения, его уровень притязаний, ценностные ориентации, стиль жизни и т.д. Представители различных научных школ в процессе создания экспрессивных кодов обращались к изучению механизмов, факторов, условий успешного кодирования и интерпретации экспрессивного поведения. В связи с этим возникает социально-перцептивный подход, учитывающий особенности межличностного и межгруппового восприятия; коммуникативный подход, ставящий задачу выделить невербальные коммуникации из общего потока движений человека и использующий для этих целей структурно-лингвистические критерии; интерактивный подход, делающий акцент на изучении роли экспрессии в регуляции социального взаимодействия. Фундаментальной особенностью П. э. является то, что оно есть составная часть целостного поведения личности. Как и все поведение, оно представляет культурно-исторический, интерперсональный феномен. Формирование П. э. личности, ее экспрессивного репертуара осуществляется на стыке природных форм выражения состояний, переживаний, отношений и социокультурных способов их предъявления. П. э. относится к биосоциальным системам как и все поведение человека. П. э. неотделимо от личности. Оно индивидуально и неповторимо настолько, насколько индивидуальна и неповторима сама личность. П. э. — инструмент познания внутреннего мира человека, часть этого мира, форма его существования. Основное свойство П. э. — динамичность и изменчивость совокупности выразительных средств вслед за изменениями личности. Экспрессия включает элементы, имеющие высокую степень изменчивости (динамические — мимика, жесты, позы и т.д.), среднюю (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости ( физиогномические составляющие экспрессии). Совокупность выразительных средств, образующих структуру П. э. представляет из себя целостность, трудноразложимую на отдельные единицы, где преобладают непроизвольные движения над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми. Поэтому П. э. "верно передает душу во всем ее бессознательном и сознательном составе... — передает ...гораздо больше, чем сами сознают и чем могут выразить словами люди" (И.А. Ильин). П. э. частично представлено самому субъекту общения. Он не видит напряжения своих мышц, пластики своих поз, экспрессии своего лица (М.М. Бахтин). Партнер по взаимодействию, напротив, может наблюдать за экспрессией с помощью оптической, тактильно-кинестетической, акустической, ольфакторной систем отражения и формировать психологически многозначный образ о личности другого. П. э. относится к полифункциональным явлениям, выполняющим информативные, коммуникативные, эмоциональные, когнитивные, регулятивные функции. Оно уточняет, изменяет эмоциональную насыщенность сказанного, нейтрализует нежелательные состояния, отношения (например, агрессию). Постоянная представленность П. э. другому ("осязаемое данное" С.Л. Рубинштейн) привела к развитию функций маскировки своего "Я" человеком, который использует в этих целях различные "экспрессивные маски". В.А. Лабунская
Оцените определение:

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

Поведение экспрессивное

Экспрессия - выразительность, яркое проявление чувств, настроений. Экспрессивность - степень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения и т. д. Данные термины используются не только психологами, но и искусствоведами, театроведами, когда необходимо подчеркнуть степень выраженности духовного мира человека или указать на средства его выражения, напр., в музыке, живописи, архитектуре. В психологии П. э. существует неск. трактовок понятия «выражение или экспрессия личности»: 1) широкая трактовка - все «максимальное бытие» человека, представленное с помощью всех возможных биологических и социокультурных средств; 2) менее широкая трактовка - категория, охватывающая персональное, личностное бытие человека, представленное в неск. устойчивых чертах, стиле, манере держаться, нечто стабильное, отличающее одного человека от другого; 3) более узкое определение однотипного проявления какого-то чувства, отношения, состояния человека; 4) в самом узком смысле - динамическое явление, состоящее из выразительных движений, сопровождающих текущие состояния (радость, гнев, отвращение, удивление) и отношения личности. В психологии П. э. рассматривается широкий спектр средств, с помощью к-рых личность выражает себя, или ее особенности могут быть обнаружены наблюдателем. В класс средств, выявляющих своеобразие личности, попадают: мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок, окружающая среда и т. д. Центральный предмет психологии П. э. - изучение закономерностей выявления на основе внешне данных, несловесных признаков (кодов) сущностной природы личности, изучение выражения (экспрессивного кода) как целостно-динамического явления, в к-ром представлены индивидуальные особенности человека, его актуальные состояния, отношения, его уровень притязаний, ценностные ориентации, стиль жизни и т. д. Главная цель психологии П. э. личности состоит в том, чтобы ответить на вопрос о диагностико-регулятивной ценности выразительных движений человека. Представители разл. школ в процессе создания экспрессивных кодов обращались к изучению механизмов, факторов, условий успешного кодирования и интерпретации П. э. В связи с этим в рамках психологии П. э. возникает социально-перцептивный подход, учитывающий особенности межличностного и межгруппового восприятия, коммуникативный подход, ставящий задачу выделить невербальные коммуникации из общего потока движений человека и использующий для этих целей структурно-лингвистические критерии, интерактивный подход, делающий акцент на изучении роли экспрессии в регуляции социального взаимодействия. Фундаментальные особенности П. э.: 1) оно есть составная часть целостного поведения личности, и как все поведение представляет собой культурно-исторический, интерперсональный феномен; 2) формирование П. э. личности, ее экспрессивного репертуара осуществляется на стыке природных форм выражения состояний, переживаний, отношений и социокультурных способов их предъявления, поэтому П. э. относится к биосоциальным системам как и все поведение человека; 3) оно неотделимо от личности, индивидуально и неповторимо настолько, насколько индивидуальна и неповторима сама личность; 4) П. э. есть инструмент познания внутр. мира человека, потому что оно и есть часть этого мира, форма его существования. По словам исследователя выразительного поведения С. Волконского, выразительное поведение - это выявление внутреннего Я путем внешнего Я, это «самоизваяние, при том вечно изменяющееся». 5) Осн. свойство П. э. - это динамичность и изменчивость совокупности выразительных средств вслед за изменениями личности. Экспрессия включает элементы, имеющие высокую степень изменчивости (динамические - мимика, жесты, позы и т. д.), среднюю (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). 6) П. э. представляет из себя целостность, состоящую из движений, отличающихся степенью интенциональности, направленности, осознанности. Наряду с устойчиво повторяющимися движениями в него входят те элементы, к-рые соответствуют динамическим состояниям личности. Они, в свою очередь, накладываются на индивидуально-личностные и групповые программы П. э. 7) В силу этих обстоятельств оно не является системой кодов с жестко закрепленными значениями, имеет поле психол. значений. 8) Совокупность выразительных средств, образующих структуру П. э., представляет собой целостность, трудно разложимую на отдельные единицы, где преобладают непроизвольные движения над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми. Поэтому П. э. «верно передает душу во всем ее бессознательном и сознательном составе…- передает… гораздо больше, чем сами сознают и чем могут выразить словами люди» (Ильин, О связанности людей в добре и зле). 9) П. э. частично представлено самому субъекту О. Он не видит напряжения своих мышц, пластики своих поз, экспрессии своего лица (Бахтин). 10) Партнер по взаимодействию напротив может наблюдать за экспрессией с помощью оптической, тактильно-кинестетической, акустической, ольфакторной систем отражения и формировать психологически многозначный образ личности другого. 11) П. э. относится к полифункц. явлениям, выполняющим информативные, коммуникативные, эмоциональные, когнитивные, регулятивные функции. Оно уточняет, изменяет эмоциональную насыщенность сказанного, нейтрализует нежелательные состояния, отношения (напр., агрессию). Постоянная представленность П. э. другому («осязаемое данное» - Рубинштейн) привела к развитию функций маскировки своего Я человеком, к-рый использует в этих целях разл. «экспрессивные маски». 12) Экспрессия является не языком тела, а языком души. Экспрессия как внешнее Я личности, связанное с ее устойчивыми и динамическими подструктурами, может обсуждаться в следующих направлениях: 1) в кач. выразительных компонентов общей, психомоторной активности личности, сопряженной с ее темпераментом (темп, амплитуда, интенсивность, гармоничность движений); 2) как экспрессивная структура актуальных психич. состояний личности; 3) как выражение модальности, знака отношения одного человека к другому; 4) как средство выражения свойств и качеств личности; 5) как показатель развития личности в кач. субъекта О. (экспрессивные программы вступления в контакт, поддержания и выхода из него); 6) в кач. экспрессивных компонентов социального статуса личности; 7) как средство выражения личностью ее тождества с опр. группой, общностью, культурой; 8) в кач. «экспрессивных масок» маскировки, внешнего Я личности; 9) как средство демонстрации и создания социально приемлемых форм поведения; 10) может рассматриваться как показатель личностных способов разрядки, облегчения в стрессогенных ситуациях. Наряду с этими направлениями анализа выражения личности, она (личность) может быть изучена с т. зр. использования ею экспрессивного репертуара (как его статических, так и динамических компонентов) для: 1) поддерживания оптимального уровня близости с партнером; 2) для изменения взаимоотношений в О.; 3) для придания опр. формы взаимодействию с другими (от конфликта до согласия); 4) для осуществления социальной стратификации. В экспериментальной психологии экспрессивного поведения предпочтение отдается изучению динамических компонентов экспрессии - совокупности выразительных движений, к-рые постоянно изменяются в соответствии с состояниями и отношениями человека. Эти выразительные движения отражаются преим. с помощью оптической системы. К визуальным средствам О. в англо-американской психологии относят также кинесику: это зрительно воспринимаемый диапазон движений, несущих разл. информацию либо с т. зр. одного партнера, либо с т. зр. другого, либо для обоих. В структуру кинесики входят только те выразительные движения рук (жестов), движения глаз (контакт глаз), движения тела человека (позы), к-рые имеют достаточно четкую семантику. В отеч. психологии принята классификация выразительных движений, имеющих как четкое, так и размытое поле психол. значений, предложенная С. Л. Рубинштейном: мимика или экспрессия лица (выразительные движения лица), пантомимика (выразительные движения всего тела - позы, походка, жесты) и «вокальная мимика» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса - просодика). Мимика, жесты, позы, походка, интонации образуют экспрессивный репертуар личности, к-рый в той или иной степени осознается индивидом, управляется им, носит характер программы экспрессивного поведения личности. Лит.: Бодалев А. А. Личность и общение. 1982; Бутовская М. Л. Язык тела: природа и культура. 2004; Волконский С. Выразительный человек. М., 1913; Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. 1999; Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. 2001; Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940 ; The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research / Ed. by Jinni A. Harrigan, Robert Rosenthal, Klaus R. Scherer. Oxford, New York, 2005. В. А. Лабунская

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

ПОВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЕ

характеризует относительно стабильные особенности индивидуального стиля испытуемого, - например, лексику, речь, способ работы с перцептивным материалом. Диагностируется в некоей мере всеми методиками проективными, но лучше всего - тестом пятен Роршаха и методикой миокинетической Мира-и-Лопеса.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Зависимость оценки восприятия экспрессивного поведения человека студентами социономических профессий

Бессонов Сергей Леонидович
В статье даны характеристики восприятия человека человеком и экспрессивного поведения личности. Приводятся результаты исследования зависимости оценки восприятия экспрессивного поведения человека от личностных особенностей воспринимающего, его типа темперамента и половой принадлежности. Представлены уровни оценки восприятия экспрессивного поведения человека.
Скачать PDF

ПЕДАГОГИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛЕ-ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ государс

Тимакин А.В
Рассматривается вопрос об основных проблемах профилактики девиантного поведения подростков в свете употребления ими алкоголя. Предлагается использование нового термина "алкоголе-девиация". Обозначается механизм совершения преступления несовершеннолетними в силу зависимости от алкоголя. Анализируется проблема государственной политики в области предупреждения деградации населения страны. Ставится вопрос о противостоянии права и педагогики в сфере профилактики правонарушений и воспитания личности.
Скачать PDF

Гэмблинг как девиантное поведение: психологические и социальные корни

Осипов Егор Михайлович
В статье исследуется относительно новое явление в жизни российского общества гэмблинг или привязанность к азартным играм и развлечениям. Показывается влияние проблемного гэмблинга на отношения между индивидуумом и социумом, предложены социальные решения проблемы.
Скачать PDF

Развитие личностной сферы женщины как субъекта репродуктивного поведения в современной системе социа

Уразаев Александр Михайлович, Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович, Ясюкевич Юлия Владимировна, Миненко Леонтий Иванович, Шабанов Лев Викторович
Раскрываются проблемы психологии репродуктивного поведения современных российских женщин. Затронуты вопросы демографической ситуации в России. Приведены данные исследований, направленных на выявление роли условий социализации современных молодых женщин в формировании их личностной сферы и «коридора социальных возможностей» в реализации жизненного сценария как потенциальных матерей, основанные на комплексном изучении 300 женщин репродуктивного возраста.
Скачать PDF

Взаимосвязь стратегий поведения в условиях ролевого конфликта с личностными характеристиками спортсм

Монастырев Сергей Николаевич
Прогнозирование и предупреждение конфликтов в индивидуальных видах спорта невозможно без изучения личностных характеристик спортсменов. В статье дается анализ одной из таких характеристик, которой является локус контроля, позволяющий определять стратегии поведения спортсменов в условиях ролевого конфликта.
Скачать PDF

Арттерапия как средство коррекции личностных качеств определяющих девиантное поведение подростков

Кузьмина Наталья Евгеньевна
В статье автор определяет эффективность воздействия средств коррекции на личностные составляющие, определяющие девиантное поведение подростков.
Скачать PDF

Организация и содержание интегрированного образования детей с девиантным поведением

Галич Галина Олеговна, Карпушкина Елена Александровна, Корчагина Лунника Николаевна, Морозова Наталья Львовна, Тупарева Н.В.
Обоснована необходимость создания современной модели социальнообразовательной интеграции детей с девиантным поведением. Описана структура модели и содержание работы специалистов различного профиля службы сопровождения в зависимости от вида интеграции.
Скачать PDF

Технологии социально-культурной анимации как средство коррекции девиантного поведения подростков

Сайкина Л.В., Шарапова О.В.
The article considers the peculiarities of correction of teenagers' deviant behaviour on the basis of one of the most intensively developing trends in modern socio-cultural activity socio-cultural animation, which presupposes realization of programmes of creative rehabilitation, intensive rest, socio-psychological consolidation of social groups based on the cultural values.
Скачать PDF

Психологические факторы социализации подростков с делинквентным поведением

Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Белевич Наталия Александровна, Соловьева Татьяна Андреевна
С системных позиций рассматривается социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Приводятся данные о психологических факторах социализации подростков с делинквентным поведением.
Скачать PDF

К вопросу о девиантном поведении молодежи в условиях модернизации российского общества

Аймаутова Надежда Евгеньевна
Russia is experiencing a period of the system crisis and social disorganization of society nowadays. The deviant behavior of citizens increases at such periods. Phenomena of transgression and deviation have a specially strong effect on the youth. The sociological approach clarifies the roots of this phenomenon. It's very important to know how much young people know about the law, what they think about it, what the government does to bring up law-obedient citizens. The article is devoted to these problems.
Скачать PDF

Влияние фрустрации на поведение умственно отсталых учащихся подросткового возраста

Бажукова Оксана Александровна
В статье описываются результаты экспериментального исследования влияния фрустрации на поведение умственно отсталых школьников. Показана зависимость между фрустрированностью и уровнем враждебности и агрессивности подростков с нарушениями интеллекта.
Скачать PDF

Социокультурные стратегии современной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних

Сергиенко Сергей Викторович
Статья «Социокультурные стратегии современной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних» посвящена исследованию современных концепций предупреждения процессов формирования девиантного поведения несовершеннолетних на основе социокультурного подхода к организации функционирования социальных институтов ювеналъной профилактики.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!