ПОРОГА, СМЕЩЕНИЕ ПОРОГОВАЯ ТЕОРИЯ ФЕХНЕРА

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ

Найдено 3 определения термина ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Пороги ощущений

Категория. Качественные показатели чувствительности анализатора.

Виды:

- абсолютный порог (верхний и нижний),

- дифференциальный порог,

- оперативный порог.

Оцените определение:

Источник: Психологический словарь

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ

англ. thresholds of sensations) - основные характеристики любого анализатора. Различают: абсолютный, дифференциальный и оперативный П. о. Абсолютный нижний П. о. - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний П. о. - максимально допустимая величина внешнего раздражителя. Дифференциальный П. о. - минимальное различие между 2 раздражителями либо между 2 состояниями 1 раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений. Оперативный П. о. - наименьшая величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. См. Порог моментальный, Порог относительный, Порог сенсорный. (К. В. Бардин.)

Добавление ред.: То, что в рос. литературе называется "абсолютный нижний порог", в зарубежной литературе называется проще - "абсолютный порог" (или "порог обнаружения"); при этом "абсолютный верхний порог" удобнее именовать "терминальный порог" (см. Порог терминальный), однако следует помнить, что последний - это теоретическая фикция, которую ни один разумный психофизик не станет измерять психофизическими методами; к нему также не имеет отношения ни одна из существующих пороговых теорий. (Б. М.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ

основные характеристики любого анализатора. Различают абсолютный, дифференциальный (или различительный) и оперативный П. о. Абсолютный нижний порог — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний П. о.— максимально допустимая величина внешнего раздражителя. Разность между верхним и нижним абсолютными порогами определяет рабочий диапазон анализатора. Однако его чувствительность внутри этого диапазона не одинакова: она наибольшая в средней части диапазона и уменьшается по его краям. Данное обстоятельство необходимо учитывать при определении длины алфавита кода (см. Кодирование), выборе параметров сигналов той или иной модальности, адресованных оператору, и в других случаях. Дифференциальный П. о.— минимальное различие между двумя раздражителями либо между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений. Оперативный П. о.— наименьшая величина различия между сигналами, при которой скорость и точность различия достигают максимума. Измерение абсолютных и дифференциальных П. о. привели в настоящее время к представлению о существовании более или менее широкой «пороговой зоны», внутри которой вероятность ответной реакции меняется от 0 до 1. Значения всех рассмотренных П. о. меняются в процессе адаптации и подвержены влиянию большого числа факторов — от пространственно-временных условий раздражения до индивидуальных особенностей функционального состояния наблюдателя П. о. обратно пропорциональны показателю соответствующего вида чувствительности. Понятие П. о. имеет место по отношению к различным анализаторам (зрительным, слуховым и др.) и различным характеристикам (энергетическим, пространственным, временным) сигналов, воспринимаемых ими. Поэтому в частных случаях может идти речь об энергетических, пространственных и временных П. о. различных анализаторов. Напр., острота слуха характеризует нижний абсолютный энергетический порог слухового анализатора, слепящая яркость — верхний абсолютный порог зрительного анализатора, критическая частота мельканий определяется временным дифференциальным порогом зрительного анализатора и т. п.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Найдено книг по теме — 13

Найдено научных статей по теме — 12

Психология и психологи на пороге XXI века

Залевский Генрих Владиславович, Залевский Владислав Генрихович
Скачать PDF

У порога неклассической релятивистской психологии

Асмолов Александр Григорьевич
Скачать PDF

Эмоциональная память как индикатор профессиональной адаптивности социального работника на пороге про

Мокшанцев Рудольф Иванович
В статье рассматривается результат экспериментального исследования эмоциональной памяти студентов 1-го курса факультета социальной работы Новосибирского государственного медицинского университета.
Скачать PDF

III Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития «На пороге взросления», Мос

Головей Лариса Арсеньевна
В статье дается краткий обзор проблем, которые обсуждались на конференции «На пороге взросления», состоявшейся в Москве 23-25 ноября 2011 г. Подростковый возраст рассматривался как трудный период перехода к взрослости. Обсуждались проблемы обучения, воспитания, психологической помощи подросткам.
Скачать PDF

Показатели порога активности студентов различных профилей обучения

Кирсанов Вячеслав Михайлович
В статье анализируются результаты диагностики порога активности студентов творческих и не творческих специальностей (профилей обучения). В исследовании приняли участие студенты младших и старших курсов дневного и заочного отделений. База исследования включала студентов, обучающихся в вузах городов Челябинска, Екатеринбурга, Костаная (Республика Казахстан).
Скачать PDF

Некоторые структурные особенности готовности к риску, связанные с порогом активности и личностными к

Левинцова Наталья Сергеевна
Статья посвящена постановке проблемы взаимосвязи готовности к риску с порогом активности и личностными особенностями сотрудников полиции. Готовность к риску сотрудников полиции достоверно взаимосвязана как с определенными личностными качествами сотрудника полиции, так и с его порогом активности.
Скачать PDF

На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора

Иванченко Г.В.
Опасения общества по поводу ситуации, когда значительная часть выпускников высшей школы начинает работать не по своей специальности или не может найти рабочего места вообще, возникли не сегодня. Известной метафоре «призрачного вокзала, где поезда уже не ходят по расписанию», отнесенной У. Беком к затронутым безработицей секторам системы образования, уже почти двадцать лет. Профессиональное самоопределение личности традиционно рассматривается почти исключительно как процесс выбора на этапе окончания средней школы. Можно говорить о не меньшей личностной значимости выбора выпускников вуза в сравнении с тем, перед которым оказываются выпускники средней школы. Дополнительную напряженность профессиональному выбору студентов выпускных курсов сообщает его «увязанность» с задачами жизненного выбора (жизненных выборов). Вследствие этого теоретический анализ их профессионального самоопределения требует обращения к понятиям и конструктам, используемым в психологии и социологии для отражения рефлексивной и мотивационной составляющих самоопределения. В статье приводятся и анализируются результаты исследования стратегий профессионального самоопределения и имплицитных концепций профессионализма выпускницами столичных и региональных, технических и педагогических вузов.
Скачать PDF

Роль личностной саморегуляции в решении пороговой задачи: психофизический и дифференциально-психолог

Гусев Алексей Николаевич, Емельянова Светлана Анатольевна
В статье представлены результаты психофизического исследования (метод двухальтернативного вынужденного выбора) по различению громкости тональных сигналов. В эксперименте участвовали 106 испытуемых — 18 мужчин и 88 женщин, средний возраст — 31 год. Задача состояла в проведении качественного и количественного анализа того, как именно личностная диспозиция «Контроль за действием» и индивидуальные особенности саморегуляции оказывают влияние на характерную для каждого субъекта структуру процесса решения двух сенсорных задач разного уровня сложности. Обнаружено влияние механизмов личностной саморегуляции (опросники: «Контроль за действием», «Стиль саморегуляции поведения», «Самоорганизация деятельности») на показатели эффективности решения пороговой сенсорной задачи. На основе самоотчетов испытуемых проведен качественный анализ индивидуальных способов различения сигналов. Выделены и описаны дополнительные сенсорные признаки сравниваемых звуковых сигналов, использовавшиеся наблюдателями в качестве средств решения сенсорной задачи. Соотнесение особенностей личностной саморегуляции (ориентация на действие и ориентация на состояние, планирование, моделирование, гибкость и др.) с результатами качественного анализа позволило объяснить характерные для разных групп испытуемых изменения количественных показателей различения (ВР, вариативность ВР, сенсорная чувствительность). В рамках системно-деятельностного подхода в психофизике (А.Н. Гусев) осуществлено приложение принципа активности субъекта к традиционному исследованию. Получила развитие идея, что варьирование стимульной неопределенности приводит к трансформации соответствующего задаче функционального органа (А.Н. Леонтьев, А.А. Ухтомский).
Скачать PDF

Дифференциальный порог как порог осознания различий

Владыкина Наталья Петровна
В статье обсуждается влияние неосознаваемого восприятия на протекание различных когнитивных процессов. Описываются двухпроцессные теории, согласно которым все когнитивные процессы можно подразделить на осознаваемые и неосознаваемые. Ставится вопрос о границах осознаваемого. Авторы придерживаются мнения о том, что принятие решения об осознании либо неосознании различий между объектами является неотъемлемым этапом процесса решения сенсорных задач. Таким образом, дифференциальный порог можно рассматривать как порог осознания различий между объектами. Библиогр. 41 назв.
Скачать PDF

На пороге жизни: отношение к деньгам и карьерная ориентация

Камнева Елена Владимировна, Анненкова Наталия Викторовна
В статье уделено внимание рассмотрению психологических аспектов восприятия денег как символа ценности, созданного человеческим воображением, и описаны различные формы отношения к деньгам. Рассматриваются роль денег как нового фактора современного формирования личности, позитивные и негативные результаты их воздействия. Авторы анализируют влияние возраста на отношение к деньгам.В статье представлены результаты социально-психологического исследования особенностей отношения к деньгам у студентов Финансового университета, специфики их ценностных и карьерных ориентаций. В ходе исследований, проведенных на студенческой выборке, выявлены пять монетарных типов респондентов, отмечается значительная степень дифференцированности отношения студентом к деньгам с преобладанием импульсивного потребительского поведения, более свойственного незрелой личности.Выявлены взаимосвязи отношения к деньгам и жизненных ценностей. Отмечено, что высокий уровень материального благосостояния зачастую становится основанием для формирования чувства собственной значимости и повышенной самооценки; негативное эмоциональное отношение к деньгам вызывает стремление к конформности, замкнутости, избеганию ответственности; восприятие денег в качестве удовольствия или лекарства характеризуется равнодушием к материальному достатку.В статье описываются выявленные взаимосвязи отношения к деньгам и карьерных ориентаций студентов. Отмечается, что респонденты с выраженной потребностью быть свободными и независимыми в профессиональной деятельности характеризуются более высоким уровнем тревожности из-за денег, переоцениванием значимости денег, стремлением контролировать свои финансы. Выявлено, что стремление к профессиональной компетентности характеризуется уверенностью в финансовой сфере, низким уровнем тревоги из-за денег.
Скачать PDF

Психология и психологи на пороге XXI века (по материалам 27-го Международного психологического Конгр

Залевский Генрих Владиславович, Залевский Владислав Генрихович
Авторы статьи делятся впечатлением о 27-м Международном Психологическом Конгрессе на основании личного участия и анализа материалов, приуроченных к началу его работы. Авторы, в связи с тем, что это последний форум такого уровня в уходящем столетии и тысячелетии, обобщают ответы видных европейских психологов, участников Конгресса, на два вопроса, заданных им журналом «European Psychologist»: первый: какие три-четыре наиболее значимых достижения Вы бы отметили в научной и практической психологии в 20-м столетии? и второй: если бы у Вас было три пожелания для будущего психологии, как науки или практики, то какими они были бы?
Скачать PDF

Показатели порога активности студентов, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение»

Савченков Алексей Викторович, Кирсанов Вячеслав Михайлович
В статье анализируются результаты диагностики порога активности студентов с различной учебно-профессиональной направленностью (профили обучения). В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по направлению «Профессиональное обучение». Полученные данные сопоставляются с ранее проведенным исследованием активности студентов с учебно-профессиональной направленностью на регламентированную и нерегламентированную деятельность. Установлено преобладание среднего уровня порога активности в группах студентов исследуемых профилей обучения.
Скачать PDF