Порядок рождения и личность это что такое Порядок рождения и личность: определение — Психология.НЭС
ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ ПОРЯДОК, ЛИНЕЙНЫЙ

Порядок рождения и личность

Найдено 2 определения термина Порядок рождения и личность

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Порядок рождения и личность

birth order and personality) Один из самых значительных вкладов в психологию, сделанных А. Адлером, состоит в постулировании связи между порядком рождения и развитием личности. Адлер предположил, что положение ребенка в семье вносит специфические проблемы, каждая из к-рых разрешается в разных семьях по существу сходным образом. Т. о., связанный с порядком рождения опыт имеет следствием развитие личности, типичной для каждого положения, занимаемого ребенком в последовательности рождений в семье. Исслед. порядка рождения насчитывается с избытком. Несмотря на предельно эмпирический характер большинства этих исслед., их результаты ограничиваются разрозненными явлениями и неполными объяснениями, что неудивительно при отсутствии осн. и полной теории порядка рождения. Складывается впечатление, что имеется множество документальных подтверждений связей между порядком рождения и др. явлениями, но еще не сделано сколько-нибудь существенных шагов по пути понимания или объяснения результатов исслед. порядка рождения. По-видимому, невозможно одним только порядком рождения объяснить полученные в этой области результаты. Тем не менее, впечатляющее количество исслед. порядка рождения отражает важность этого фактора. Даже в тех случаях, когда исслед. приводит к противоречивым результатам, их почти всегда можно объяснить пороками методологии или слабой теорет. базой, на к-рой основывалось данное исслед. Олмен, Грин и Кларк практически не обнаружили различий в личностных профилях, когда исключили действие всех факторов кроме порядка рождения. Однако, несмотря на подобную изобличающую "улику", исслед. порядка рождения продолжают приносить значимые результаты, особенно когда контролируются нек-рые критические факторы. Становится все яснее, что "влияния порядка рождения яв-ся более общими, чем предполагал Адлер", и, видимо, именно это навело Моузака на мысль о большей важности субъективного восприятия человеком своего психол. порядка рождения по сравнению с его местом в чисто биолог. последовательности рождений в семье. Адлер утверждал, что понять отдельного человека можно, только учитывая полный контекст той семейной атмосферы, в к-рой он рос, и что важным вопросом в рамках этого контекста яв-ся положение ребенка в структуре семьи, связанное с порядком рождения. В ходе развития семьи как группы возникают новые, отличные от прежних потребности, и удовлетворение этих потребностей распределяется между детьми в зависимости от порядка рождения. У двух любых детей стиль совладания с проблемой, возникающей при изменении ситуации в семье, никогда не совпадает. Адлер указывал, что потребности или запросы, влияющие на стиль жизни, соответствуют воспринимаемому порядку рождения конкретного ребенка. Из этого следует, что есть 4 категории порядка рождения с соотв. наборами характеристик и исследовательских данных. Следует подчеркнуть, что такие характеристики показывают лишь общие тенденции и предназначены для того, чтобы помочь психологам делать предположения относительно порядка рождения и личностной динамики, а вовсе не для того, чтобы с их помощью описывать и маркировать конкретных людей. Первенец. Первенцы занимают уникальное положение в семье. Родители объективно могут уделять больше времени и внимания первому ребенку и склонны быть более осторожными, снисходительными и оберегающими. Первенец избавлен от необходимости соперничать со старшими братьями/сестрами и, хотя бы на время, поставлен в условия, когда ему ничего не остается, как подражать взрослым моделям и пытаться превзойти взрослые стандарты поведения. Исслед. показывают, что эти факторы действительно сказываются на развитии личности. Первые дети в семье, в целом, чаще получают оценки по тестами интеллекта, попадающие в крайнюю правую (верхнюю) область распределения, яв-ся высоко мотивированными, достигают высоких постов и имеют сильную потребность в достижении. Среди студентов, получивших гос. поощрительную стипендию по результатам Национального квалификационного теста качества образования, количество первенцев равно суммарному количеству тех, кто родился вторым или третьим. Первенцы чаще всех других попадают в биографические справочники современников (Who"s Who) и с большей вероятностью встречаются на руководящих должностях. Такие дети, в тенденции, склонны проявлять высокую ответственность и ориентированы на продуктивность, чтобы соответствовать взрослым стандартам. Они осторожны, добросовестны и склонны к сотрудничеству, что отражает их желание сохранить свое привилегированное положение в отношениях с родителями после появления соперника. Средние дети. Второй и/или средний ребенок в семье в принципе лишен возможности испытать, что значит быть единственным ребенком. Таким детям приходится прилагать больше усилий и чаще вступать в состязание, чтобы "захватить власть". Средний ребенок может находиться в тени старших сиблингов, к-рых он стремится сместить с занимаемых позиций. Он часто чувствует себя менее компетентным по сравнению со старшим братом или сестрой (не сознавая, что его незнание и неумение - просто следствие возраста) и может пытаться выделиться в др. областях. Напр., если старший ребенок имеет интеллектуальные наклонности, то младший может стремиться к занятиям спортом или иск-вом. Исслед. показывают, что средние дети в семье чувствительны к несправедливостям, нечестности и совершаемым по отношению к ним ошибкам. Вероятно, они не отказываются попробовать свои силы в иск-ве. Средние дети в семье, будучи весьма коммуникабельными и благосклонными к другим, яв-ся хорошими дипломатами, успешно работают в группе, легко налаживают контакты с пожилыми и молодыми людьми и способны поддерживать хорошие отношения. Младшие дети. Младший ребенок тж занимает уникальное положение в семье. У него нет преследователей и, являясь "ребенком всей семьи", он никогда не будет лишен этого положения. Ранняя социализация последних детей в семье чаще включает снисходительное, балующее обращение с ними остальных членов семьи, приводя в результате к формированию зависимо-импульсивного типа личности. Младшего ребенка легко избаловать, особенно когда старшие братья и сестры присоединяются к родителям в стремлении удовлетворить все его потребности. Результатом этого нередко становится чувство защищенности и неконкурентный характер: такой ребенок будет всегда искать поддержки других. Младший ребенок часто яв-ся самым "могущественным" в семье, прибегая к таким формам выражения своих желаний, как агрессивные действия и плач. Младшие дети в семье менее серьезно относятся к собственной персоне и любят веселье и розыгрыши. В тенденции, они пользуются наибольшей популярностью у других и входят в макс. возможное число групп, а тж имеют самую высокую самооценку по сравнению с занимающими все др. позиции в порядке рождения. Они креативны, человеколюбивы и отличаются развитой способностью понимать юмор. Последние дети из больших семей имеют сильнейшую потребность в достижении и умеют прекрасно приспосабливаться к обстоятельствам. Однако, высока вероятность того, что они могут оказаться в числе неуспевающих учеников, стать алкоголиками (зависимой личностью) и иметь самый низкий IQ. Тем не менее, положение последнего ребенка в семье обеспечивает ему максимум любви и заботы из всех возможных позиций в порядке рождения. Единственный ребенок. Положение единственного ребенка в семье сходно с положением самого младшего в том, что над ним никогда не нависает угроза утратить свои привилегии, поскольку у него просто нет соперников. С первенцами таких детей роднит их единственность: им не нужно бороться за родительское внимание и они ориентируются в своем поведении исключительно на взрослые образцы поведения и стандарты деятельности. Родители склонны баловать единственного ребенка, и такие дети могут в последующем пытаться восстановить привилегированное положение, просто захватывая "центр сцены", но не сделав ничего такого, что оправдывало бы их действия. Есть 2 возможных исхода развития единственного ребенка в семье: он может остаться по-детски зависимым и беспомощным, либо приложит все силы, чтобы стать компетентным и состоятельным взрослым. Исслед. показывают, что единственные дети испытывают сложности с установлением близких отношений, тяготея к одинокому образу жизни. Они склонны к эгоизму и имеют самую низкую потребность в аффилиации. Они стремятся во что бы то ни стало угодить другим, но при этом стараются сохранять макс. независимость и менее всего боятся неудачи. Для таких детей весьма вероятно поступление в колледж и успешное обучение. После первенцев, единственные дети имеют самый высокий IQ и самый высокий показатель потребности в достижении. И действительно, единственный ребенок в семье добивается в учеб. деятельности положения лидера и может превзойти учителя или наставника. Больше всего у единственных детей психол. проблем, и, по всей вероятности, они чаще обращаются за психиатрической помощью, причем неоднократно. Исслед. будут продолжаться, т. к. качество и потенциал наших теперешних знаний в этой области, равно как и ожидаемые в ближайшем будущем данные, играют важную роль в понимании челов. поведения. См. также Порядок рождения, Детская психология, Развитие в раннем детстве, Отношения сиблингов Р. Дрисколл, Д. Икстейн
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Порядок рождения и личность

гипотетическая связь, существующая между порядком рождения и развитием личности (Дрисколл, Икстейн, 2005). А.Адлер предположил, и это рассматривается как один из самых значительных его вкладов в психологию, что положение ребенка в семье определенным образом меняет семейную атмосферу, вносит специфические проблемы, каждая из которых разрешается в разных семьях сходным образом, тем самым опыт, связанный с порядком рождения, оказывает на развитие личности существенное и примерно однотипное воздействие. Существует огромное количество исследований, в которых эта гипотеза будто бы подтверждается, хотя некоторые авторы не находят таких подтверждений или склонны считать, что более важным фактором является не порядок рождения, а его субъективное восприятие человеком. Различаются 4 категории порядка рождения с соответствующими наборами характеристик и исследовательских данных, которые могут помочь делать предположения относительно порядка рождения и личностной динамики, но которые не могут быть использованы для того, чтобы маркировать отдельных людей, приписывать им какие-то личностные качества, то есть воспринимать гипотезу как нечто доказанное или, напротив, что-то иллюзорное, наподобие гороскопа, поскольку она, несомненно, основана на некоторых фактах, но факторов формирования личности на самом деле бывает не 2 – 4, а десятки, а быть может и сотни, если не более, при этом удельный вес влияния любого из них и тем блее их сочетаний определить чрезвычайно сложно.

1. Первенцы. Занимают уникальное положение в семье. Родители могут уделять им больше внимания, склонны быть с ними более осторожными, снисходительными и оберегающими. Первенцы избавлены от необходимости соперничать со старшими сибсами и, хотя бы время от времени, оказываются в условиях, когда им не остается ничего другого, как подражать взрослым моделям и пытаться превзойти взрослые стандарты поведения. Исследования показывают, что первенцы, в целом, получают оценки по тестам интеллекта, попадающие в крайнюю правую (верхнюю) область распределения, являются высокомотивированными, достигают высоких служебных постов и имеют сильную потребность в достижении. Они чаще других попадают в биографические справочники известных современников. Им свойственно проявлять высокую ответственность, ориентацию на продуктивность, чтобы соответствовать взрослым стандартам. Они осторожны, добросовестны и склонны к сотрудничеству, что отражает их желание сохранить свое привилегированное положение в отношениях с родителями после появления соперника. Среди лиц со склонностью к развитию паранойи, отмечается самый высокий процент первенцев. В военных учебных лагерях первенцы чаще консультировались у психиатра, признаваясь «психоневротиками» и увольнялись из армии. Им чаще выставяется диагноз «расстройство личности». Первенцы, выступая перед аудиторией, хуже воспроизводят материал по памяти и сильнее боятся публичных выступлений. Они более аффилиативны и более чувствительны к боли.

2. Средние дети. Второй и/или средний ребенок в принципе лишен возможности испытать, что означает быть единственным ребенком. Таким детям приходится прилагать больше усилий и чаще вступать в состязание, чтобы «захватить власть». Они чаще могут находиться в тени старших сибсов, которых они стремяться детронировать, чаще чувствуют себя менее компетентными, нежели последние, и могут пытаться выделиться в чем-то другом. Согласно исследованиям, средние дети чувствительны к несправедливости, нечестности и чувствительны к совершаемым по отношению к ним ошибкам, они в наибольшей мере подвержены риску делинквентности. Вероятно, они не отказываются попробовать себя в искусстве. Будучи коммуникабельными и благосклонными к другим, являются хорошими дипломатами, успешно работают в группе, легко налаживают контакты с пожилыми и молодыми людьми и способны поддерживать хорошие отношения. У средних детей чаще наблюдаются тревожные расстройства.

3. Младшие дети. Так же, как и первенцы, занимают в семье уникальное положение. Им стараются обеспечить максимум заботы, любви детям из всех других возможных позиций в порядке рождения. У них нет преследователей, и они, являясь «детьми всей семьи», никогда не рискуют потерять своего привелированного положения. Ранняя их социализация чаще включает также снисходительное, балующее обращение с ними остальных членов семьи, что, как показывают некоторые исследования, может повлечь формирование зависимо-компульсивного типа личности. Результатом избалованности нередко становится чувство защищенности и лишенный конкурентноспособности характер: такой ребенок в будущем всегда будет искать поддержки других. Часто младшие дети являются самыми «могущественными» в семье, прибегая к таким формам выражения своих желаний, как агрессия и плач. Они менее серьезно относятся к собственной персоне, любят веселье и розыгрыши. В тенденции, они пользуются наибольшей популярностью у других и входят в максимально возможное число групп, а также имеют самую высокую самооценку (по сравнении с имеющими другой порядок рождения). Они креативны, человеколюбивы, обладают чувством юмора. Последние дети из больших семей имеют сильнейшую потребность в достижении и умеют прекрасно приспосабливаться к обстоятельствам своей жизни. Однако, высока вероятность и того, что они могут оказаться в числе неуспевающих учеников, стать алкоголиками (вообще зависимой от психоактивных субстанций личностью) и иметь самый низкий из своих сиблингов JQ.

4. Единственные дети. Родители склонны их баловать, и такие дети могут в последующем пытаться восстановить свое привилегированное положение, просто захватывая «центр сцены», но не сделав ничего такого, что каким-то образом оправдывало бы их действия. Некоторые исследования показывают, что единственные дели испытывают сложности с установлением близких отношений, тяготеют к одинокому образу жизни. Они склонны к эгоизму и имеют самую низкую потребность в аффилиации. Они стремятся, кроме того, во что бы то ни стало угодить другим, но при этом стараются сохранять максимальную независимость и менее всего боятся неудачи. После первенцев, они имеют самый высокий интеллект и самый высокий показатель потребности в достижениях, в учебе они добиваются положение лидера и могут превзойти своих учителей или наставников. У единственных детей больше всего психологических проблем, они чаще обращаются за психиатрической помощью.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Порядок рождения и личность — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Предоформление смысловой сферы личности в детском возрасте (от рождения до подросткового возраста)

Фризен Марина Александровна
In the article on the basis of theoretical and empirical research the attempt of description of main mechanisms of pre-formation and transformation of personality meaning sphere in childhood is made. The author describes structure and substantial peculiarities of meaning sphere of children from their birth to 10years old. Key words: personality meaning sphere, pre-formation of meaning sphere, physical world marking, psychological world marking, generalized personalities meanings.
Скачать PDF

Особенности взаимосвязи порядка рождения личности и поведения в конфликте

Грошев Игорь Васильевич, Утенышева Олеся Вячеславовна
Рассматривается взаимосвязь порядка рождения человека в семье с его личностными особенностями. Анализируется состояние разработки исследуемой темы в мировой и российской психологической науке. Указывается, что в нашей стране влияние этого фактора не является общепризнанным, хотя опыт зарубежных исследований показывает, что порядок рождения связан с определенными личностными особенностями. Обосновывается наличие зависимости и взаимосвязи порядка рождения с такими факторами, как: биологические различия, интеллект, особенности развития личности, психические заболевания. Однако при этом проблема выявления основного фактора, к числу которого может быть отнесен порядок рождения, непосредственно влияющий на характер поведения личности, в частности в конфликтах, не была рассмотрена. Это достаточно значимая и актуальная научная проблема исследовательского поля конфликтологии. Для решения подобного рода проблемы предлагается проведение исследования, которое продиктовано необходимостью выработки такого подхода к развивающейся личности, который рассматривает ее не только как сформированную под влиянием исключительно генетических факторов, но и учитывает социальные предпосылки ее развития. Особо акцентируется внимание на том, что влияние порядка рождения следует изучать через призму других факторов неразделенной среды.
Скачать PDF

Взаимосвязь структуры семьи и порядка рождения с альтруистической направленностью личности

Моисеева А.А.
Статья посвящена обсуждению теоретического и эмпирического анализа семейных факторов и условий, которые оказывают влияние на формирование альтруистической направленности личности. От общего анализа места направленности в структуре личности осуществляется переход к альтруистической направленности. В качестве описываемых выбраны следующие факторы: тип и структура семьи, количество детей в семье и порядок рождения респондентов. Теоретической основой являются научные положения представителя неофрейдизма А.Адлера.
Скачать PDF

Отношение матери беременной женщины как фактор, влияющий на решение о рождении ребенка

Куценко Оксана Сергеевна
Анализируется современное состояние исследований по проблеме принятия решения об исходе незапланированной беременности с позиции социальной обусловленности принимаемого решения. Характеризуется влияние материнско-дочерних отношений на принимаемое решение. Обосновывается влияние наличия абортов по материнской линии беременной и субъективная интерпретация совершённых абортов, транслируемая в семье беременной женщине. Анализируются особенности материнско-дочерних отношений в тех ситуациях, когда матери склоняют дочь к аборту. Выдвигаются рекомендации по организации социально-психологического сопровождения беременных женщин в условиях принятия решения об исходе незапланированной беременности с учетом выявленных особенностей отношения матери.
Скачать PDF

Рождение ребенка-инвалида как событие инициирующее трансформацию субъективной картины жизни матери

Ральникова Ирина Александровна, Шмакова Светлана Сергеевна
В статье отражены результаты научного исследования субъективной картины жизненного пути матерей, воспитывающих детей-инвалидов в контексте их личностной направленности. Показано, что, когда женщина наделяет событие «рождение ребенка-инвалида» психотравмирующим смыслом, происходят трансформации в ведущих динамических тенденциях личности и как следствие изменения представлений о собственном жизненном пути, неотъемлемым сопровождением развертывания которого является ребенок и его болезнь. The article presents the research results of mothers' subjective life-course view, who bring up disabled children in the context of their personal orientation. It has been shown that when a woman attributes psycho-traumatic sense to "disabled baby birth" event, leading personal dynamic trends of personality are transformed. As a result, woman's own life-course view changes. The baby and his/her disease becomes an essential part of this view development.
Скачать PDF

Удовлетворенность браком и супружеские ценности в семье после рождения второго ребенка

Калугина Екатерина Леонидовна
The article defines the important problem of marital satisfaction and values` change after a second child is born. The traditional description of marital relationships changes begins when people become parents. The data are supporting the idea that spouses experience stress after a second child is born.
Скачать PDF

Представления о зачатии, вынашивании и рождении ребенка на разных этапах онтогенеза женщины

Дождева С.М.
Представлены результаты исследования возрастных особенностей представлений девочек, девушек и женщин о зачатии, вынашивании и рождении ребенка. Анализируются содержательные аспекты представлений и источники их формирования на разных этапах онтогенеза
Скачать PDF

Арттерапевтические занятия с супружескими парами, ожидающими рождения ребенка

Трунов Дмитрий Геннадьевич
В статье рассматриваются арттерапевтические занятия в комплексной программе информационной и психологической подготовки супружеских пар к рождению ребенка. Описываются особенности арттерапевтического метода, его механизмы, а также цели, задачи, принципы, структура и содержание арттерапевтических занятий, примеры упражнений и их результаты.
Скачать PDF

Вклад А. Р. Лурия в российскую психологию: 35 лет спустя (к 110-летию со дня рождения)

Белопольская Наталия Львовна, Белопольский Виктор Исаевич
В статье представлены основные новаторские идеи А. Р. Лурия, оказавшие значительное влияние на развитие психологии XX в. как в России, так и за рубежом. Прослежены точки роста этих идей в современной отечественной психологии.
Скачать PDF

Нарушение психической адаптации ВИЧ-инфицированных женщин при рождении ребенка

Афанасьева Елена Дмитриевна
Рассматривается проблема психологической адаптации ВИЧинфицированных женщин к материнству. Представлены результаты исследования личностных отношений, особенностей нарушения адаптации. Показано, что нарушение адаптации к материнству сопряжено с нарушением всей системы отношений личности
Скачать PDF

Принципы В. Д. Небылицына и измерение психических состояний (к 80-летию со дня рождения В. Д. Небыли

Курганский Никита Анатольевич
Предлагается возможное развитие методологических позиций видного отечественного психофизиолога В.Д. Небылицына в направлении изучения и диагностики психических состояний. Проводится параллельное сопоставление отстаиваемых В.Д. Небылицыным подходов к пониманию и исследованию свойств нервной системы и взглядов автора на проблематику психических состояний. Показано, что методологические принципы, представленные В.Д. Небылицыным в первой главе его монографии «Основные свойства нервной системы человека» и других работах, остаются актуальными и в наши дни.
Скачать PDF

Рождение недоношенного ребенка — жизненный кризис семьи

Белоусова Марина Владимировна, Уткузова Марина Анатольевна, Карпов Анатолий Михайлович
В статье рассматриваются объективные и субъективные трудности, с которыми семья сталкивается при рождении недоношенного ребенка. Анализируется роль членов семьи в формировании и разрешении возникающего кризиса. Описаны стадии переживания семьей кризисного события. Предлагается программа помощи семье.
Скачать PDF