ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Предыдущий термин:
Половая идентификация

Следующий термин:
ПОЛОВАЯ КЛЕТКА

Содержание:

Найдено 11 определений термина ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОЛОВАЯ

см. Половая идентичность.

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

осознанная половая принадлежность индивида, с которой соотносятся прочие свойства его самосознания. Половая роль- модель социального поведения, специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского или женского пола.

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов

ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОЛОВАЯ

осознание индивидом своей половой принадлежности; переживание им своей маскулинности - фемининности; готовность играть определенную роль половую. Единство самосознания и поведения индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответственной роли половой. Является одним из аспектов личностной идентичности и в большой степени основана на подражании родителям. Осознание индивидом своей идентичности половой предполагает определенное отношение к ней - ориентацию полоролевую и предпочтения полоролевые. Первичная идентичность, половая формируется у ребенка к полутора годам, а к трем-четырем годам половая принадлежность ассоциируется с определенными соматическими и поведенческими свойствами. В роли гностического аппарата здесь выступает схема тела. На физиологическом базисе схемы тела создается личностная надстройка, с помощью коей образуются психологические и эстетические образы тела, несущие и оценочную функцию. На высшем, социально-психологическом уровне развития схемы тела формируются образы, связанные с такими представлениями, как полоролевые функции, мораль.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

англ. gender identity, sex identity) - переживание и осознание человеком своей половой принадлежности, физиологических, психологических и социальных особенностей своего пола; аспект личностной идентичности. П. и. определяет освоение половой роли (см. Тендерная роль, Пол), влияет на все поведение и развитие личности. Нормальное психосексуальное развитие ребенка происходит при условии, что позиции и поведение родителей дифференцированы по половому признаку: мать ведет себя как женщина, а отец как мужчина. См. также Периодизация психического развития, Половые извращения, Сексология, Социальная идентичность. (Т. П. Гаврилова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Половая идентичность

степень осознания и принятия индивидом своей половой принадлежности и соответствующих половых ролей.

Источник: Д. Мацумото. Психология и культура: глоссарий к книге

Половая идентичность

Словообразование. Происходит от лат. identicus - тождественный.

Категория. Осознание индивидом своей половой принадлежности, переживание им своей маскулинности - фемининности, готовность играть определенную половую роль.

Специфика. Является одним из аспектов личностной идентичности и в большой степени основана на подражании родителям.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Половая идентичность

единство самосознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Источник: Глоссарий терминов//Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов, 2006

Половая идентичность

gender identity). Отнесение себя к мужскому или женскому полу, способность определять пол других людей.

Источник: Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

GENDER IDENTITY)

Психологическая конфигурация, которая объединяет идентичность личности, биологический пол, опыт межличностного взаимодействия, внутрипсихические последствия (такие как идентификации), последствия влияния культуры и социума – всеобъемлющее чувство мужественности или женственности.

Источник: Ф. Тайсон, Р. Тайсон. Психоаналитические теории развития. Глоссарий

Идентичность половая

лат. identicus — одинаковый] — осознание субъектом своей принадлежности к мужскому или женскому полу или неопределенности своего полового (сексуального статуса), субъективное переживание своей половой роли. И. п. — один из самых глубоких и ранних элементов образа "Я", формирующийся в первые годы жизни в результате соответствующей категоризации (кодирования, типизирования) и половой социализации. На основании своей генитальной внешности новорожденный получает паспортный (акушерский, паспортный или аскриптивный) пол, в котором его в дальнейшем воспитывают. Центральный элемент И. п. — образ/схема тела и то, насколько его тело, внешность и поведение соответствуют нормативным представлениям о маскулинности/фемининности, которые ребенок усваивает от родителей и сверстников и которые формируют его представления о собственной половой адекватности ("настоящий ли я мальчик/девочка?"). У мальчиков, которым приходится преодолевать первоначальную зависимость от женского, материнского влияния (дефеминизация), этот процесс протекает сложнее, чем у девочек, и чаще сопровождается нарушениями. В подростковом возрасте И. п. дополняется и обогащается сексуально-эротическими компонентами, связанными с половым созреванием (вторичные половые признаки, появление сексуальных интересов и т.д.). Психологические механизмы формирования И. п. интерпретируются по-разному. Теория идентификации, восходящая к взглядам З. Фрейда, полагает, что ребенок бессознательно идентифицируется и копирует поведение взрослого человека своего пола, чаще всего отца или матери. Теория социального научения У.Мишела придает решающее значение половой типизации с помощью положительного и отрицательного подкрепления: взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за фемининное поведение, а с девочками поступают наоборот. Ребенок сначала научается различать полодиморфические образцы поведения, затем — выполнять соответствующие правила и, наконец, интегрирует этот опыт в своем образе "Я". Когнитивно-генетическая теория Л. Колберга подчеркивает когнитивную сторону этого процесса и особенно роль самосознания: ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем категоризирует себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается сообразовать свое поведение со своими представленими о своей половой роли. Перечисленные теории в известном смысле взаимодополнительны. Хотя большинство людей не сомневаются в своей И. п., у некоторых индивидов она проблематична или неопределенна. Это особенно характерно для детей, телосложение, внешность и/или поведение которых не соответствуют полоролевым ожиданиям и стереотипам маскулинности/фемининности (женственный мальчик и мужеподобная девочка). Часто за этим стоят нарушения гормональной дифференцировки мозга в пренатальном периоде развития. У некоторых детей на этой основе развивается половая дисфория (gender dysphoria) — чувство несогласованности своей сексуальной анатомии и половой идентичности/роли (клинические варианты — транссексуализм и трансвестицизм), неудовлетворенность своим телесным обликом и настоятельная потребность стать членом противоположного пола. Половая дисфория становится особенно острой в период пубертата, когда она осложняется появлением неадекватных генитальному и паспортному полу сексуально-эротических влечений. При наличии соответствующих медико-психологических показаний, такому индивиду может быть сделана хирургическая операция по перемене пола (Белкин А.И., 1979). Пока все проблемы пола рассматриваются в понятиях репродуктивной биологии, любая рассогласованность половой роли и И. п. воспринимается как патология. Однако некоторые культуры знают также понятие "третьего пола": индивид, занимающий промежуточный, межполовой статус (бердачи у американских индейцев, хиджра в Индии), не считается в таких обществах больным и выполняет особые функции. Увеличение в последние годы количества транссексуалов, видимо, отражает рост индивидуальной свободы: если раньше люди вынуждены были в обязательном порядке принимать требования своей половой роли, то теперь они могут в какой-то степени выбирать ее, приспосабливая свой гражданский половой статус к своей И. п. (Исаев Д.Н., Каган В.Е., 1986). В.Е. Каган

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

Половая идентичность

Осознание человеком своей половой принадлежности (маскулинности или фемининности), физиологических, психологических и социальных особенностей своего пола. П. и. определяет сексуальное поведение человека. Для формирования нормальной П. и. важное значение имеют пример взаимоотношений родителей и адекватное половое воспитание.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Половая идентичность и характеристики личности женщин с невротическими расстройствами

Алексеев Борис Егорович, Каданцева Александра Владимировна
Авторы представляют результаты исследования особенностей половой идентичности и их взаимосвязи с характеристиками личности у женщин, больных невротическими расстройствами. Установлено, что среди обследованных пациенток широко представлены женщины с м-изомерной половой идентичностью. М-изомерные пациентки отличается от ф-изомерных не столько степенью выраженности, сколько внутренней структурой половой идентичности и ее взаимосвязью с другими характеристиками личности.
Скачать PDF

Половая принадлежность и гендерная идентичность подростков из семей различного типа

Шабанов Лев Викторович, Шелехов Игорь Львович, Рубан Николай Николаевич
Рассматривается физиологический пол как совокупность анатомо-физиологических признаков особей одного вида и гендер как социальный пол. Делается обзор вышеперечисленных терминов, на основании которых формируется половая идентичность личности, т. е. особая принадлежность к определенному полу, как результат сложного биосоциального процесса соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.
Скачать PDF

Половая принадлежность как фактор развития волевых качеств лидеров молодежных учебных групп из радио

Логвинов Игорь Николаевич, Сарычев Сергей Васильевич
В статье анализируются гендерные особенности развития волевых качеств лидеров молодежных учебных групп в различных образовательных средах (в обычных общеобразовательных школах или в развивающей социальной среде) и социальных ситуациях развития (в районах радиоактивного загрязнения или «чистых» от радиации районах). Социально-психологические аспекты изучаемого феномена проанализированы с точки зрения динамики социальной ситуации на основе данных осуществленного авторами эмпирического исследования.
Скачать PDF

Половая специфика самооценки личности в подростковом возрасте

Умарова Альбина Сергеевна, Белобрыкина Ольга Альфонсасовна
В статье рассматривается проблема развития самооценки как структурного компонента самосознания и одного из психологических факторов формирования учебной деятельности учащихся. Показано влияние самооценки на становление индивидуальных особенностей и возрастных характеристик личности в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования дескриптивных характеристик самооценки современного подростка. Выявлено общее и различное в структурно-содержательных параметрах самооценки в зависимости от половой принадлежности подростков. На основе полученных результатов обозначено, что создание оптимальных условий для развития самосознания, воспитания и обучения подростков, предполагает опору на поло-возрастные признаки их самооценки.
Скачать PDF

Использование тендерных ролей как копинг-ресурса у мужчин с гомои гетеросексуальной идентичностью

Андронов Д. А.
В статье приводится сравнительная характеристика тендерных ролей как копинг-ресурса у мужчин с гомои гетеросексуальной идентичностью, анализируются аспекты реальных и идеальных представлений о тендерных ролях в исследуемых группах мужчин. Автор раскрывает причины имеющихся различий.
Скачать PDF

Влияние тендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию в пожилом и старческом возраст

Соколинская Е. В.
В статье рассмотрены особенности структуры тендерной идентичности людей позднего возраста. Обследовано 111 испытуемых в возрасте от 65 до 89 лет. Исследование проводилось при помощи методик: «МиФ», «SF-36», «Методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда» и «Пятифакторного опросника». Получены данные, свидетельствующие о наличии значимых различий в адаптивности мужчин и женщин по ряду факторов, а также о наличии корреляционной взаимосвязи между тендерной идентичностью и социально-психологической адаптацией у лиц пожилого и старческого возраста.
Скачать PDF

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и гендерной идентичности личности

Степанов Игорь Сергеевич
В статье рассматривается эмоциональный интеллект как сложный личностный конструкт, изучены взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и лидерством. Рассмотрены различные подходы к исследованию эмоционального интеллекта. Приведены эмпирические исследования взаимосвязи гендерной идентичности и эмоционального интеллекта на примере руководителей. Emotional intelligence is reviewed in the article as a complex personal construction. Correlations between emotional intelligence and leadership are examined. Different approaches to research of emotional intelligence are reviewed. Empirical researches of correlation between emotional intelligence and gender identity are illustrated by the example of executives.
Скачать PDF

Развитие идентичности в целях личностного самоопределения в пожилом возрасте

Пряхина С. Б.
В статье рассмотрены особенности личностного самоопределения пожилых людей, трудности данного критического этапа и варианты стратегий адаптации пожилого контингента. В целях предотвращения негативной стратегии старения предложена программа групповой работы с пожилыми людьми, направленная на коррекцию идентичности в целях их дальнейшего самоопределения.Features of personal self-determination of elderly persons, difficulties of this critical stage and variants of strategy of the elderly contingent adaptation are considered in the article. The programme of group work with the elderly people is proposed. This programme is directed at identity correction with a view of their further self-determination and prevention of ageing negative strategy.
Скачать PDF

Психологическое содержание кризиса идентичности личности

Савельев Дмитрий Иванович
В статье исследуется содержание кризиса идентичности личности, приводятся результаты экспериментального исследования двух групп испытуемых: обратившихся за психологической помощью в трудных жизненных ситуациях и справляющихся с возникшими трудными ситуациями самостоятельно, предложены критерии диагностики внутреннего конфликта, лежащего в основе формирования кризиса идентичности личности.
Скачать PDF

Проблема культурно-исторической идентичности в психологии труда

Мельникова М.И.
Скачать PDF

Динамика формирования полоролевой идентичности и гендерной социализации у школьников, проживающих в

Кравченко Е.Г.
По выражению А.Н. Леонтьева (1972), «личность рождается дважды»: первый раз внутри социального индивида (восприятие «Я» как части коллективного «мы»), второй как самостоятельный субъект. Обычно это «рождение» проходит в конце подросткового возраста. На сегодняшний день остро стоит вопрос о влиянии химического загрязнения окружающей среды на формирование полоролевой идентичности и гендерной социализации, поскольку в Российской Федерации 73 % всего населения проживает в условиях экологического неблагополучия (В.В. Утенина и с соавт., 2002). Не менее важен тот факт, что именно подростки являются наиболее экосенситивной группой (Л.И. Губарева, 2001). Целью настоящих исследований было изучение влияния химического загрязнения окружающей среды на формирование полоролевой идентичности и гендерной социализации. Обследовано 580 подростков 11-17 лет промышленной зоны г. Невинномысска (концентрация вредных химических веществ оксида азота (IV), кадмия, свинца, ксилола, фенола, формальдегида превышала ПДК в 3-8 раз) опытная группа и экологически благополучного района г. Ставрополя (концентрация вредных химических веществ не превышала ПДК) контрольная группа. Проведено психологическое тестирование подростков с использованием шкалы «маскулинность-феминность» Фрайбургского личностного опросника (FPI) и методики «маскулинность-феминность» С. Бема (Е.И. Рогов, 1998). Анализ результатов психологического тестирования по тесту FPI показал, что в условиях экологического благополучия формирование маскулинности у мальчиков имеет двухфазную кривую: пики проявления маскулинности выявлены в 12 и 17 лет. Аналогичная возрастная динамика выявлена и по результатам теста «маскулинность-феминность» С. Бема. У мальчиков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды, уровень маскулинности был ниже, чем у мальчиков контрольной группы. Достоверно значимые различия обнаружены в критический период пубертата 11-12 лет (р
Скачать PDF

Степень выраженности и соотношение этнической толерантности и этнической идентичности студентов

Пищик В.И., Кошевая А.А.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!