ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

идентичность половая
Идентичность, базирующаяся на биологической половой принадлежности.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

Половая идентичность
степень осознания и принятия индивидом своей половой принадлежности и соответствующих половых ролей.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

Половая идентичность
gender identity). Отнесение себя к мужскому или женскому полу, способность определять пол других людей.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
осознание себя в качестве представителя определенного пола, усвоение социальных стандартов поведения, соответствующего своему полу.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Половая идентичность
единство поведения и самосознания человека, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОЛОВАЯ
единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Половая идентичность
(gender identity) — начальная фаза процесса осознания половой идентичности, на которой ребенок может правильно определить свой пол и пол других людей.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

половая идентичность
[gender identity] Убеждение в принадлежности к мужскому или женскому полу, основывающееся на сочетанном действии биологических и психосоциальных факторов.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
осознанная половая принадлежность индивида, с которой соотносятся прочие свойства его самосознания. Половая роль- модель социального поведения, специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского или женского пола.

Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов

ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
GENDER IDENTITY)
Психологическая конфигурация, которая объединяет идентичность личности, биологический пол, опыт межличностного взаимодействия, внутрипсихические последствия (такие как идентификации), последствия влияния культуры и социума – всеобъемлющее чувство мужественности или женственности.

Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006

Половая идентичность
Осознание человеком своей половой принадлежности (маскулинности или фемининности), физиологических, психологических и социальных особенностей своего пола. П. и. определяет сексуальное поведение человека. Для формирования нормальной П. и. важное значение имеют пример взаимоотношений родителей и адекватное половое воспитание.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Половая идентичность
Словообразование. Происходит от лат. identicus - тождественный.
Категория. Осознание индивидом своей половой принадлежности, переживание им своей маскулинности - фемининности, готовность играть определенную половую роль.
Специфика. Является одним из аспектов личностной идентичности и в большой степени основана на подражании родителям.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОЛОВАЯ
усвоенная психосексуальная принадлежность индивида к тому или иному полу, которая определяет его роль половую и сознание половое. Ср. Гендер.
Идентификация половая – процесс психологического развития, в ходе которого формируется И.П.
«Половая идентичность – единство поведения и самосознания человека, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.» Е. Ильин. Пол и гендер.

Источник: Словарь доктора либидо

ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОЛОВАЯ
(core gender или sex identity – англ.) – 1. Осознание человеком своей принадлежности к людям определенного пола, включая психологические свойства и поведенческие особенности людей соответствующего пола. 2. В психоанализе раннее появление у ребенка чувства своей принадлежности к определенному полу. Считается, что И.п. происходит на втором году жизни, за несколько лет до наступления эдиповой стадии развития. См. идентичность, развития психосексуального стадии .

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
англ. gender identity, sex identity) - переживание и осознание человеком своей половой принадлежности, физиологических, психологических и социальных особенностей своего пола; аспект личностной идентичности. П. и. определяет освоение половой роли (см. Тендерная роль, Пол), влияет на все поведение и развитие личности. Нормальное психосексуальное развитие ребенка происходит при условии, что позиции и поведение родителей дифференцированы по половому признаку: мать ведет себя как женщина, а отец как мужчина. См. также Периодизация психического развития, Половые извращения, Сексология, Социальная идентичность. (Т. П. Гаврилова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
процесс и результат приобретения ребенком психологических черт и особенностей поведения человека одного и того же с ним или другого пола. Первичная П.и. формируется у ребенка к полутора годам, а к трем–четырем годам половая принадлежность ассоциируется с определенными соматическими и поведенческими свойствами. В роли гностического аппарата выступает система «схема тела», к–рую можно рассматривать как психофизиологический информационный аппарат, где постоянно формируются и сопоставляются динамический и статический образы тела. На физиологическом базисе системы «схема тела» создается личностная надстройка, с помощью к–рой образуются психологические и эстетические образы тела, несущие уже и оценочную функцию. На высшем – социально-психологическом – уровне развития системы «схема тела» формируются образы, связанные с такими представлениями, как полоролевые функции, мораль. «Схема тела», таким образом, выступает как аппарат не только самопознания, но и самосознания.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОЛОВАЯ
осознание индивидом своей половой принадлежности; переживание им своей маскулинности - фемининности; готовность играть определенную роль половую. Единство самосознания и поведения индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответственной роли половой. Является одним из аспектов личностной идентичности и в большой степени основана на подражании родителям. Осознание индивидом своей идентичности половой предполагает определенное отношение к ней - ориентацию полоролевую и предпочтения полоролевые. Первичная идентичность, половая формируется у ребенка к полутора годам, а к трем-четырем годам половая принадлежность ассоциируется с определенными соматическими и поведенческими свойствами. В роли гностического аппарата здесь выступает схема тела. На физиологическом базисе схемы тела создается личностная надстройка, с помощью коей образуются психологические и эстетические образы тела, несущие и оценочную функцию. На высшем, социально-психологическом уровне развития схемы тела формируются образы, связанные с такими представлениями, как полоролевые функции, мораль.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Идентичность половая
лат. identicus — одинаковый] — осознание субъектом своей принадлежности к мужскому или женскому полу или неопределенности своего полового (сексуального статуса), субъективное переживание своей половой роли. И. п. — один из самых глубоких и ранних элементов образа "Я", формирующийся в первые годы жизни в результате соответствующей категоризации (кодирования, типизирования) и половой социализации. На основании своей генитальной внешности новорожденный получает паспортный (акушерский, паспортный или аскриптивный) пол, в котором его в дальнейшем воспитывают. Центральный элемент И. п. — образ/схема тела и то, насколько его тело, внешность и поведение соответствуют нормативным представлениям о маскулинности/фемининности, которые ребенок усваивает от родителей и сверстников и которые формируют его представления о собственной половой адекватности ("настоящий ли я мальчик/девочка?"). У мальчиков, которым приходится преодолевать первоначальную зависимость от женского, материнского влияния (дефеминизация), этот процесс протекает сложнее, чем у девочек, и чаще сопровождается нарушениями. В подростковом возрасте И. п. дополняется и обогащается сексуально-эротическими компонентами, связанными с половым созреванием (вторичные половые признаки, появление сексуальных интересов и т.д.). Психологические механизмы формирования И. п. интерпретируются по-разному. Теория идентификации, восходящая к взглядам З. Фрейда, полагает, что ребенок бессознательно идентифицируется и копирует поведение взрослого человека своего пола, чаще всего отца или матери. Теория социального научения У.Мишела придает решающее значение половой типизации с помощью положительного и отрицательного подкрепления: взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за фемининное поведение, а с девочками поступают наоборот. Ребенок сначала научается различать полодиморфические образцы поведения, затем — выполнять соответствующие правила и, наконец, интегрирует этот опыт в своем образе "Я". Когнитивно-генетическая теория Л. Колберга подчеркивает когнитивную сторону этого процесса и особенно роль самосознания: ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем категоризирует себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается сообразовать свое поведение со своими представленими о своей половой роли. Перечисленные теории в известном смысле взаимодополнительны. Хотя большинство людей не сомневаются в своей И. п., у некоторых индивидов она проблематична или неопределенна. Это особенно характерно для детей, телосложение, внешность и/или поведение которых не соответствуют полоролевым ожиданиям и стереотипам маскулинности/фемининности (женственный мальчик и мужеподобная девочка). Часто за этим стоят нарушения гормональной дифференцировки мозга в пренатальном периоде развития. У некоторых детей на этой основе развивается половая дисфория (gender dysphoria) — чувство несогласованности своей сексуальной анатомии и половой идентичности/роли (клинические варианты — транссексуализм и трансвестицизм), неудовлетворенность своим телесным обликом и настоятельная потребность стать членом противоположного пола. Половая дисфория становится особенно острой в период пубертата, когда она осложняется появлением неадекватных генитальному и паспортному полу сексуально-эротических влечений. При наличии соответствующих медико-психологических показаний, такому индивиду может быть сделана хирургическая операция по перемене пола (Белкин А.И., 1979). Пока все проблемы пола рассматриваются в понятиях репродуктивной биологии, любая рассогласованность половой роли и И. п. воспринимается как патология. Однако некоторые культуры знают также понятие "третьего пола": индивид, занимающий промежуточный, межполовой статус (бердачи у американских индейцев, хиджра в Индии), не считается в таких обществах больным и выполняет особые функции. Увеличение в последние годы количества транссексуалов, видимо, отражает рост индивидуальной свободы: если раньше люди вынуждены были в обязательном порядке принимать требования своей половой роли, то теперь они могут в какой-то степени выбирать ее, приспосабливая свой гражданский половой статус к своей И. п. (Исаев Д.Н., Каган В.Е., 1986). В.Е. Каган

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
359.83 кб

Развитие половой идентичности в поздние периоды онтогенеза

Флотская Наталья Юрьевна
Автор рассматривает половую идентичность как многоуровневую систему, структурные компоненты которой формируются на разных стадиях индивидуального развития, и приводит результаты констатирующего эксперимента, позволяющие утверждать
Читать PDF
212.11 кб

О проблеме формирования половой идентичности в современном обществе

Летягина Светлана Константинована
Статья посвящена проблеме формирования гендерной идентичности в современном обществе.
Читать PDF
223.59 кб

Осознание половой идентичности детьми старшего дошкольного возраста

Стрильчук Вероника Петровна
В статье описываются результаты исследования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста. Многими исследователями показана актуальность проблемы гендерной идентификации в условиях кризиса семьи в России.
Читать PDF
990.83 кб

Особенности развития половой идентичности в младшем школьном возрасте

Ковалева Нина Петровна
Статья посвящена анализу результатов исследования динамики развития когнитивного, эмоционального и конативного компонентов половой идентичности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста при переходе от 7-8 лет к 9-10 годам
Читать PDF
154.77 кб

Гендерные образы и проблема половой идентичности в современном обществе

О. А. Ульянина, Р. Х. Тугушев
Существуют различия в восприятии и оценке гендерных образов в рекламе среди представленных категорий молодежи в связи возрастными особенностями, уровнем образовательной подготовки и спецификой профессиональной деятельности, однако
Читать PDF
401.16 кб

Психологические особенности развития половой идентичности в период молодости

Флотская Наталья Юрьевна
В статье рассматриваются основные тенденции развития половой идентичности в период молодости.
Читать PDF
180.15 кб

ОСОБЕННОСТИ ПУБЕРТАТНОГО ПЕРИОДА У ЛИЦ С РАССТРОЙСТВАМИ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Матевосян Степан Нарбеевич
В статье рассматриваются клинико-психопатологические и психосексуальные особенности пубертатного периода лиц с расстройствами половой идентичности при различных синдромально-нозологических формах, обратившихся к психиатрам по пово
Читать PDF
378.89 кб

Психологические особенности развития половой идентичности в дошкольном возрасте

Флотская Наталья Юрьевна
В статье рассматриваются особенности развития когнитивного, эмоционального и конативного компонентов половой идентичности у мальчиков и девочек 6-7 лет; приводятся результаты экспериментального исследования, подтверждающие значимо
Читать PDF
266.56 кб

Половая принадлежность и гендерная идентичность подростков из семей различного типа

Шабанов Лев Викторович, Шелехов Игорь Львович, Рубан Николай Николаевич
Рассматривается физиологический пол как совокупность анатомо-физиологических признаков особей одного вида и гендер как социальный пол.
Читать PDF
324.69 кб

Связь сиблинговой позиции с половой идентичностью детей младшего школьного возраста

Ковалева Нина Петровна
Изучены связи структурных компонентов половой идентичности с сиблинговой позицией. Исследование проведено методом поперечных срезов, выборка составила 530 детей младшего школьного возраста.
Читать PDF
79.51 кб

Исследование семьи как фактора становления половой идентичности: постановка проблемы

Ковалева Нина Петровна
Статья посвящена обоснованию актуальности исследования семьи как фактора становления половой идентичности.
Читать PDF
292.07 кб

Психологические особенности развития половой идентичности в разные периоды онтогенеза

Маралов Владимир Георгиевич
Читать PDF
199.76 кб

Половая идентичность и характеристики личности женщин с невротическими расстройствами

Алексеев Борис Егорович, Каданцева Александра Владимировна
Авторы представляют результаты исследования особенностей половой идентичности и их взаимосвязи с характеристиками личности у женщин, больных невротическими расстройствами.
Читать PDF
382.08 кб

Особенности половой идентичности подростков, воспитывающихся в городском и сельском социуме

Флотская Наталья Юрьевна
Статья посвящена проблеме влияния социокультурных условий (село, город) на процесс становления половой идентичности.
Читать PDF
386.62 кб

Особенности когнитивного компонента половой идентичности подростков с девиантным поведением

Пономарёва Мария Александровна
Статья посвящена проблеме особенностей половой идентичности у девиантных подростков, в ней сравниваются характеристики когнитивного компонента половой идентичности у подростков с отклоняющимся и просоциальным поведением.

Похожие термины:

  • СТЕРЖНЕВАЯ ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

    Относительно новый термин, употребляемый в психоаналитических моделях полового развития для обозначения раннего ощущения человеком своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Принято сч