ПЛЮРАЛИЗМ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПЛЮРАЛИЗМ
лат. pluralis - множественность) - проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентации, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Плюрализм
от лат. pluralis - множественный),
1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия, или оснований, знания. Термин введен Х. Вольфом (1712).
2) характеристика демократической политической системы общества, при которой социальные группы имеют органичные (институционные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации).

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

ПЛЮРАЛИЗМ
1. Многообразие, множественность чего-либо, например мнений, взглядов, позиций, подходов к решению какого-либо вопроса. 2. Философская точка зрения, согласно которой реальная действительность состоит из более чем одной субстанции. 3. Тенденция искать и находить несколько разных причин или несколько различных объяснений одного и того же психологического явления. 4. Стремление (тенденция) социальных групп распадаться на более мелкие группы. 5. Социально-философская доктрина, согласно которой люди в обществе должны и имеют право придерживаться различных мнений, думать и вести себя по-разному. См. группа социальная, дуализм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПЛЮРАЛИЗМ
В социально-психологическом аспекте - проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентации, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций.
В плюрализме проявляется социальная активность личности, ее потребность в отстаивании собственных позиций, способность к рефлексии, терпимость к мнениям других. Чаще всего плюрализм можно наблюдать при принятии решений групповых и в дискуссии групповой, особенно при творческой деятельности совместной. Плюрализм - важная характеристика конструктивности общения, эффективного взаимодействия межличностного. Он является важным феноменом психологии политической, несовместим с догматизмом, тоталитарным мышлением и авторитарным руководством.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПЛЮРАЛИЗМ
от лат. pluralis – множественность) – проявление в обществе, социальной группе, деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. В П. проявляется социальная активность личности, ее потребность в отстаивании собственных позиций, способность к рефлексии, терпимость к мнениям других. Часто П. можно наблюдать при принятии групповых решений, в групповой дискуссии, в совместной творческой деятельности. П. – важная характеристика конструктивности общения, эффективного межличностного взаимодействия, условие предупреждения конфликтов. Будучи условием гласности, демократизации и свободного мышления, П. несовместим с догматизмом, тоталитарным мышлением и авторитарным руководством. Термин «П.» был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712 г.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ПЛЮРАЛИЗМ
1. Философская точка зрения, согласно которой реальность состоит из более чем одной формы основной материи или принципа. Строго говоря, дуализм является плюрализмом, хотя эти термины обычно различаются; см. витализм, который в соединении с дуалистическим подходом является тому примером. 2. Тенденция искать множественные причины. Это значение очень общее и характеризует любое число теоретических подходов, признающих, что психологические явления возникают в результате действия множества причинных факторов. 3. Тенденция социальных групп разделяться на меньшие единицы. Этот способ употребления строго описательный. 4. Социально-философское направление, в котором утверждается, что культурные характеристики меньшинств, отличающиеся от других являются важными аспектами целого общества и они должны поощряться более мощным большинством.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Плюрализм
лат. pluralis — множественность] (социально-психологический аспект) — проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. В П. проявляется социальная активность личности, ее потребность в отстаивании собственных позиций, способность к рефлексии, терпимость к мнениям других. Наиболее часто П. можно наблюдать при принятии групповых решений и в групповой дискуссии, в особенности при совместной творческой деятельности. П. — важная характеристика конструктивности общения, эффективного межличностного взаимодействия. Будучи несовместим с догматизмом, тоталитарным мышлением и авторитарным руководством, П. является важным феноменом политической психологии, характеризующим систему взаимоотношений в подлинно демократическом обществе. А.Г. Аллахвердян

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

Плюрализм
лат. pluralis – множественный) – 1. философская точка зрения, согласно которой реальность состоит из более чем одной формы основной субстанции (например, дуализм, витализм); 2. тенденция искать всему множественные причины; например, считать, что психологические явления возникают в результате действия множества причинных факторов; 3. тенденция социальных групп разделяться на меньшие субъединицы, относительно автономные подгруппы; 4. социально-философский принцип, согласно которому культурные характеристики меньшинств, отличающиеся от других, являются важными аспектами целого общества и они должны поощряться более мощным большинством. Иными словами, при буквальном понимании данного аспекта термина большинству общества следует поощрять секты, гомосексуализм, педофилию, масонство и т.п. явления. Зачем это следует делать, не разъясняется; 5. провозглашенный Горбачевым принцип «гласности», согласно которому субъективное мнение важнее, чем обоснованное суждение.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПЛЮРАЛИЗМ
это феномен отражается-проявляется-репродуцируется в деятельности, в коммуникациях, как мультиспектральная модель мнений-индексов-критериев-оценок-ориентаций, кот. высказывают-продуцируют субъекты, в зависимости от социально-онтологических, экономическо-политических ситуаций в стране; в формах П. проявляется-осуществляется социоактивность-онтосоактивность субъекта, когда сам субъект осмысливает потребность-желание отстаивать собственные эго-социопозиции, проявляет либо толерантность, либо нетерпимость к мнениям других индивидов, к социально-политической позиции лидеров государства; матрицы-формы П. наблюдаются также при группо-альянсных дискуссиях, дебатах, когда вырабатываются формы принятия тех или иных группо-альянсных решений, вырабатываются нормативные интерпретации задач, кот. ставят перед собой члены группировки, группы, организации, клана; П. — это базальная характеристика мультиконструктивности-мультимодельноста в общениях-коммуникациях, это кардинально-эффективная форма межличностной корреляции, межличностного взаимодействия; во всех государствах, где существует демократический строй мультиформы П. должны быть неотъемлемыми атрибутами-условиями гласности, демократичности, объективности, что, к примеру, мы наблюдаем в США, их функция — деструктировать дифференциально-социальные проявления догматизма, косности, рутинности, политической фетишизации, чего не было, заметим, в эпоху приматного здравствования КПСС, функционеры кот. навязывали свои догмы, принципы, режим, пред-писания, манифесты, директивы народу; феномены П. являются также базально-атрибутивными факторами политической психологии, изучающей проблемы политического догматизма, политико-тоталитарного мышления, политико-авторитарного управления.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Плюрализм
от лат. pluralis — множественность] — демонстрация и реализация различных, инвариантых позиций, мнений, точек зрения в условиях совместной деятельности и общения по поводу вопросов и задач, личностно значимых для каждого и принципиально важных для общности в целом. При этом необходимо специально обговорить, что несовпадение мнений, отсутствие их нивелировки, поверхностного единства ни в коей мере не означает, что в общности сложилась конфликтная ситуация. Более того, на этапе дискуссионного определения «что» и «как» следует делать подобное откровенное столкновение индивидуальных мнений, что позволяет уже после принятия группового решения, когда выработана тактика дальнейших единых действий, не возвращаться к спорным вопросам, не «откатываться» на предшествующую фазу выработки согласованных групповых планов. Кроме того, совершенно очевидно, что без плюрализма мнений на этапе принятия группового решения практически был бы невозможен тот нередко случающийся интеллектуальный «прорыв», с надеждой на который и проводится, например, наиболее распространенная техника групповой дискуссии — брейншторминг. Следует подчеркнуть, что плюрализм мнений ничего общего не имеет с конфликтным противостоянием позиций, с непримиримой конкурентностью и ни в коей мере не предполагает попыток на этапе уже реализации принятого решения возложить груз ответственности на другого и снять его с себя, если на этапе обсуждения победило мнение оппонента. Конечно, подобная реакция нередко случается, но, как правило, лишь в группах невысокого уровня социально-психологического развития и при этом тогда, когда речь идет не об изначальном плюрализме мнений членов общности, а о принципиально низкой степени ценностно-ориентационного единства в ней и об отчетливо выраженном конкретно-конфликтном противостоянии ее членов друг другу. Несмотря на то, что в последние годы термин «плюрализм» достаточно широко применяется в психологии малых групп, все же это понятие чаще применяется в психологии больших групп и, прежде всего, в политической психологии, так как именно он характеризует систему взаимоотношений в действительно демократическом обществе, а отсутствие плюрализма выступает в качестве одного из важнейших критериев, позволяющих оценить социум в качестве тоталитарного.
Прямым следствием дефицита плюрализма в группе является широко известный в социальной психологии феномен «огруппления» мышления, который не только существенно снижает эффективность совместной деятельности, но и часто делает попросту невозможным принятие по-настоящему качественных решений. Более того, нередко «огруппление» мышления приводит к катастрофическим последствиям.
Данный феномен впервые был зафиксирован И. Джанисом на основании анализа процесса принятия ряда откровенно провальных решений высшим политическим руководством США, в частности, действий администрации Ф. Рузвельта в ситуации назревающего военного столкновения с Японией в 1941 г., попытки силового устранения режима Ф. Кастро на Кубе в 1961 г. и эскалации военного вмешательства США в ситуацию во Вьетнаме в 1964—1967 гг. И. Джанис сформулировал восемь симптомов «огруппления» мышления, а именно: иллюзию неуязвимости, безусловную веру в этичность группы, рационализацию, стереотипный взгляд на внешних оппонентов, часто позиционируемых как противник, сильное давление конформизма, самоцензуру, иллюзию единомыслия и наличие в группе «умохранителей».
Иллюзия неуязвимости проявляется в том, что группа проявляет излишний оптимизм относительно своих возможностей, не позволяющий адекватно оценить внешние угрозы и выявить уязвимые точки собственной позиции.
Зараженные безусловной верой в этичность своего сообщества «члены группы верят в неотъемлемо присущую ей добродетель и отвергают все рассуждения о морали и нравственности»1.
Рационализация является групповой формой аналогичной индивидуальной психологической защите. В процессе принятия решения члены группы заняты не анализом возможных альтернатив, а поиском псевдорациональных обоснований одной единственной позиции.
Стереотипный взгляд на внешних оппонентов проявляется, прежде всего, в том, что «попавшие в болото огруппления мышления рассматривают своих противников как слишком злонамеренных, чтобы вести с ними переговоры или как слишком слабых и неразумных, чтобы защитить себя от планируемых ими действий»2.
Давление конформизма становится явным и проявляется в открытых, целенаправленных санкциях против нарушителей единомыслия: «Тем, кто высказывает сомнения относительно идей и планов группы, члены группы дают отпор иногда даже не с помощью аргументов, а при помощи насмешек, задевающих лисность»1.
Самоцензура: «Так как разногласия зачастую дискомфортны, а в группе существует видимость консенсуса, ее члены предпочитают скрывать или отбрасывать свои опасения»2.
Иллюзия единомыслия является следствием сильного давления конформизма в сочетании с самоцензурой, поскольку таким образом создается видимость единодушной поддержки решения, «более того, кажущийся консенсус подтверждает правильность группового решения», поскольку «Все эти незаурядные люди не могут одновременно ошибаться»3.
Наличие в группе «умохранителей» предполагает, что «некоторые члены группы защищают ее от информации, которая могла бы поднять вопросы морального характера или поставить под сомнение эффективность групповых решений»4.
Еще раз подчеркнем, наличие даже некоторых из перечисленных симптомов может существенно снизить эффективность групповой деятельности и ограничить способность группы к принятию креативных и инновационных решений. Полномасштабное же «огруппление» мышления практически неизбежно влечет за собой «провальные» результаты. Этому имеется множество подтверждений не только в политической, но и в бизнес-практике. Так, например в истории бизнес-катастрофы, связанной с крахом проекта «Иридиум», фактор огруппления мышления сыграл одну из ключевых ролей.
В этой связи особый интерес представляют меры, предложенные И. Джейнисом для предотвращения «огруппления» мышления. Он сформулировал их в следующих основных положениях:
1. «Лидер должен поощрять каждого члена группы высказывать свои возражения и сомнения, возникающие по поводу предлагаемых решений. Чтобы это было эффективным, лидер должен демонстрировать готовность к восприятию критики своих собственных идей.
2. Лидер с самого начала должен сохранять беспристрастность в развернувшихся дискуссиях и выражать свои предпочтения и ожидания только после высказывания точек зрения остальных членов группы.
3. Группе следует разделиться на подкомитеты для независимого обсуждения проблемы и затем вновь собраться вместе, чтобы прийти к единому решению.
4. Периодически к участию в групповом обсуждении следует привлекать независимых экспертов и поощрять их к поиску слабых мест в позициях членов группы.
5. В ходе каждой встречи хотя бы одного человека следует назначать на роль “адвоката дьявола”, оспаривающего выдвигаемые группой идеи.
Эти предложения направлены на усиление способностей группы рассматривать множество альтернатив, устранять иллюзии согласия и более полно учитывать релевантную информацию»5. Совершенно очевидно, что речь в данном случае идет именно об обеспечении реального плюрализма мнений в контактном сообществе.
Еще одним важнейшим средствам обеспечения плюрализма в группе являются групповые нормы, особенно в той их части, которая касается принятия решений и обеспечения прав меньшинства. Как правило, при принятии решения, группы руководствуются одним из двух принципов: «побеждает большинство» или «побеждает истина». Что касается первого из них, то «в соответствии с правилом победы большинства, группа в результате соглашается с той позицией, которая имеет наибольшее число сторонников, даже если это большинство оказывается незначительным»1.
Принцип «побеждает истина», в свою очередь, предполагает, что «на основании представленной ... информации и различных аргументов члены группы убеждаются в истинности определенной позиции, даже если поначалу ее разделяло меньшинство членов этой группы»2.
Вполне понятно, что эти два принципа далеко не всегда являются антагонистичными. Решения большинства в целом ряде случаев могут быть вполне объективными и рациональными, особенно если речь идет о малых группах высокого уровня социально-психологического развития. Кроме того, в идеале принцип принятия решения должен произвольно выбираться в зависимости от специфики задачи, «цены вопроса» и условий конкретной ситуации. Так, например, если речь идет о выборе места проведения пикника, по-видимому, вполне оправдано следование мнению большинства, поскольку для успеха данного мероприятия во многом определяющими являются субъективные предпочтения большинства компании, а один берег водохранилища, по большому счету, принципиально не отличается от другого. С другой стороны, для решения даже такого в общем-то бытового вопроса, как покупка автомобиля, вряд ли наиболее подходящим будет простое семейное голосование, поскольку в данном случае необходим анализ массы объективных факторов: технических, финансовых, организационных и т. п.
И все-таки вполне очевидно, что принцип «побеждает истина» в значительно большей степени обеспечивает подлинный плюрализм, чем принцип «побеждает большинство». Между тем, его целенаправленное использование практически невозможно в целом ряде случаев, касающихся функционирования больших групп, например, при формировании представительных органов власти. В связи с этим в демократических обществах при реализации принципа «побеждает большинство» используется целый ряд процедур, позволяющих, в известной степени, обеспечить плюрализм мнений в рамках данного принципа. К ним относятся, в первую очередь, тайное голосование, реальное обеспечение равных возможностей при представлении избирателям альтернативных программ и точек зрения, многочисленные согласительные процедуры, выделение определенной квоты во властных структурах для представителей меньшинства и т. д.
Следует особо отметить, что обеспечение реального плюрализма в сообществе в большой степени зависит от социально-психологических особенностей меньшинства. Если оно состоит из конформных и авторитарных личностей, в обществе неизбежно возникает тотальное «единомыслие», какими бы громкими и радикальными публичными декларациями не разражались при этом представители меньшинства. Типичным примером такого рода может служить деятельность ряда российских «оппозиционных» политических партий, с разных позиций критикующих действующую власть и одновременно фактически поддерживающих и лигитимизирующих все ее действия.
С другой стороны, по-настоящему сильное, сплоченное и убежденное в собственной правоте меньшинство способно не только эффективно отстаивать свои интересы и взгляды, но и в целом ряде случаев существенно влиять на позицию большинства. Это было экспериментально зафиксировано, например, в исследованиях С. Московичи и его коллег. Они «...обнаружили, что, если меньшинство постоянно называет голубые полоски зелеными, представители большинства эпизодически соглашаются с этим. Но если меньшинство колеблется, называя “голубыми” третью часть голубых полосок и “зелеными” — остальные, практически никто из большинства никогда не назовет их “зелеными”. ... Московичи полагает, что следование меньшинства за большинством означает просто публичную уступку, а следование меньшинства за большинством отражает истинное одобрение — действительное восприятие голубой полоски как зеленой»1.
Практический социальный психолог, если он работает с большими группами, выполняя свою профессиональную деятельность, должен учитывать факт наличия или отсутствия плюрализма для того, чтобы верно диагностировать характер взаимосвязей в макросоциуме. Если же полем его профессиональной деятельности является малая группа, то он должен выстраивать свою программу психологической поддержки и сопровождения реального функционирования контактного сообщества таким образом, чтобы на этапе выработки группового решения мнения членов группы были максимально плюралистичны, а на этапе реализации уже принятого решения сбалансировано едины.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
503.34 кб

Каузальный плюрализм и холизм в концепции метаиндивидуального мира

Дорфман Леонид Яковлевич
Представлена обновленная версия концепции метаиндивидуального мира.
Читать PDF
253.38 кб

Плюрализм образов маскулинности в культуре XXI в

Боровкова Ирина Владимировна
В наши дни гендерная проблематика обретает новые аспекты изучения в русле гуманитарных наук. Одной из наиболее новых и актуальных является мужская тема в гендерных исследованиях.
Читать PDF
146.37 кб

Глобализация и культурный плюрализм

Шалютина Н. В.
Статья посвящена актуальной теме возможности существования культурного плюрализма в условиях глобализации.
Читать PDF
161.34 кб

2019.01.006. РИККАРДИ В. МИГРАЦИЯ, ПЛЮРАЛИЗМ И "СОЗНАНИЕ ЗЕМЛИ": НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ ВЗГ

Мельник С.В.
Читать PDF
135.63 кб

Плюрализм и фундаментальность

Лебедев C.
Читать PDF
80.88 кб

Полиархия, плюрализм и пространство

Даль Роберт
Читать PDF
162.48 кб

Религиозный плюрализм или уникальность Истины?

Зуев Юрий Петрович
Читать PDF
2.85 мб

Религиозный плюрализм в современной России. Новые религиозные движения на постсоветском этапе

Балагушкин Е. Г., Шохин В. К.
Читать PDF
291.40 кб

Плюрализм будущего и перспективы человечества

Савченко Владимир
Общественные преобразования и сама планетарная эволюция увеличивают темпы, и в этом процессе появляются зародыши новых изменений, причем не только положительных, но и несущих новые угрозы.
Читать PDF
231.74 кб

Парадигмальный плюрализм как проявление кризиса образования

Герасимов Георгий Иванович
В статье, посвященной проблемам современного образования, автором отмечается, что характеристикой новой парадигмы знания будет не просто беспрецедентность открытия, а новизна научного понимания «взгляда» на решения разрешимой проб
Читать PDF
797.39 кб

Философский плюрализм, гносеологический релятивизм или банальное научное Неве жество?

Жилин Владимир Ильич
Утверждается, что под лозунгами философского плюрализма и гносеологического релятивизма нередко предстает банальное научное невежество; приводятся конкретные примеры «ревизии» специальной теории относительности на основе искажения
Читать PDF
88.27 кб

Плюрализм идеологии: состояние и тенденции развития

Васютин Ю. С.
Анализируется состояние и тенденции развития качественно новой идеологии на-правленной на формирование демократического, правового, светского государства, духовной нравственности.
Читать PDF
404.29 кб

Плюрализм, толерантность, истина: к соотношению понятий

Колчигин С. Ю.
Читать PDF
272.04 кб

Научное познание и плюрализм

Пискорская С. Ю.
Статья затрагивает вопросы научного познания и, в частности, проблему существования гносеологического и методологического плюрализма.
Читать PDF
264.62 кб

Плюрализм культур и философия

Андреева И. С.

Похожие термины:

  • КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ

    См. плюрализм (4).
  • ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ

    quot;несопоставимые описания мира, ни одно из которых не является более фундаментальным по отношению друг к другу" [Blackborn, 1996, c. 290-291].Плюрализм часто ассо-циируется с поздним Wittgenstein, подчеркивавшим
  • ПЛЮРАЛИЗМ СЕКСУАЛЬНЫЙ

    перверсия половая, проявляемая в том, что достижение полового удовлетворения достигается при участии в сексуальной игре не менее трех партнеров. При этом совместные сексуальные действия приводя
  • плюрализм этнический

    [pluralism, ethnic] Социальные условия, когда две или более этнические группы живут вместе в едином обществе, хотя и сохраняют свои собственные отдельные этнические идентичности. См. также: этническая гру
  • плюрализм культуральный

    [pluralism, cultural] Сосуществование двух или более различающихся культуральных групп в пределах одного государственного образования. См. также: мультикультуральный.