любая мысль воплощается в ту или иную конкретную кодовую форму. В процессе познавательного опыта человечество изобрело различные типы символических кодов — зрительно–пространственный, словесно–понятийный, акустически–образный, буквенный, цифровой и другие, причем разные люди обладают неодинаковой способностью ими пользоваться. По мнению Дж. Брунера, творческое мышление проявляется как способность нового и необычного кодирования информации.
Задача развития творческих способностей не только в том, чтобы увеличить число кодов, которыми пользуется человек для фиксирования своих идей. Необходимо помочь человеку «найти свой код», соответствующий его собственной природе, т. е. понять, какие символы, какой код информации для него наиболее доступны и приемлемы.
В этом случае мышление будет максимально продуктивным.
Доминирующий код, вероятно, связан с доминирующей у человека сенсорной модальностью. Если человек склонен к использованию зрительно–образных представлений, то это свидетельствует о «зрительном воображении». Преобладание акустически–образных представлений говорит о «музыкальной фантазии». Словесно–образные формы характеризуют «поэтическую фантазию». Способ кодирования информации должен гармонически соответствовать содержанию и структуре предмета творческой деятельности. «Я даже верю, — писал Ф. М. Достоевский, — что для разных форм искусства существуют и соответственные им ряды поэтических мыслей, так что одна мысль не может никогда быть выражена в другой, не соответствующей ей форме». Способ кодирования накладывает печать и на форму воплощения результатов, и на выбор объекта творчества, и, шире, на выбор содержательной области мышления.
Задания:
1. «Переводчик»: перевести одну информацию в различные (моно– и синтетическую) системы кодирования; перевести различную информацию в одну систему кодирования.
2. Поиск соответствия содержания информации определенному коду. Селекция вариантов.
3. Поиск рассогласования кода и идеи и другое. (Барышева Т. А.)
299.03 кб
Перекодирование универсально-понятийного кода в современной мифологии
В статье, подготовленной на основе доклада в ходе Международной научной конференции «XXIX Петровские чтения. Наследие М.К.