ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Найдено 1 определение
ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
процесс осознанной актуализации энграммы, ассоциированной в прошлом опыте с воспринятым в данный момент определенным сигналом. В отличие от сукцессивного восприятия, при этом актуализируется энграмма, относящаяся к другой системе кодирования, нежели сигнал. Распространенным видом такого П. и. является перевод с одного языка на другой при некотором среднем уровне освоения иностранного языка. В этом случае при восприятии слова на иностранном языке человеку приходится активно припоминать, как звучит это слово на родном языке, после чего непроизвольно возникает понимаемое слово. Такой уровень усвоения двух ассоциированных кодов весьма характерен для работы человека-оператора с разного рода искусственными языками (алфавитами). Кроме того, к действиям П. следует отнести еще более распространенный в деятельности оператора перевод искусственных сигналов в образное представление реальной обстановки. Напр., в литературе описаны факты, свидетельствующие о том, что летчики, воспринимая показания приборов, могут перекодировать их в образ полета. Результаты исследования особенностей выполнения даже относительно простых задач перекодирования говорят о том, что выявление психологических операций в составе трансформирующих действий может быть лишь ориентировочным. П. и.— действие, которое надо стремиться исключить из алгоритмов работы оператора. Поэтому искусственные (символические и др.) языки должны быть максимально приближены к языкам естественным, по крайней мере при их проектировании следует опираться на привычные, выработанные в жизненном и профессиональном опыте ассоциации (Г. М. Зараковский).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
266.29 кб

Способы перекодирования профессиональной информации при чтении профессиональных текстов

Кузьмицкая Н. А., Николаева Т. В.
Читать PDF
1.13 мб

Перекодирование информации как компонент когнитивной образовательной технологии в преподавании дисци

Лунина И.Н., Покровская М.В.
Данная работа посвящена вопросам перекодирования информации, поддерживающей изучение курса инженерной графики, с целью преодоления когнитивных дефицитов студентов.