ПЕРЦЕПТИВНАЯ ОБЛАСТЬ ПЕРЦЕПТИВНАЯ СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ

Перцептивная организация

Найдено 2 определения термина Перцептивная организация

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [зарубежный] Время: [современное]

Перцептивная организация

perceptual organization) Для большинства психологов тема перцептивной орг-ции служит символом гештальт-психологии. Именно Курт Коффка возвестил научному миру о том, что восприятие является организованным процессом. Коффка резко критиковал т. н. "гипотезу константности" - распространенное мнение о том, что ощущения имеют одно и только одно значение. Цыпленок клюет более крупное из двух зерен, даже если оно находится от него дальше и имеет меньшее изображение в глазу, чем более мелкое. Для доказательства того, что дети, животные и взрослые делают относительный выбор или, говоря иначе, реагируют на целостную ситуацию, приводилось множество эксперим. данных. Гештальт-психологи подметили, что перцептивное поле состоит из фигуры (или объекта внимания) и фона. Они сформулировали законы отношений "фигур - фон" и принципы перцептивной группировки. Напр., при прочих равных условиях, элементы, находящиеся ближе друг к другу или к какому-то центру, будут восприниматься как части единого целого; то же происходит со сходными в к.-л. отношении элементами; в нашем восприятии группируются и элементы, движущиеся вместе или, как говорил Макс Вертгеймер, имеющие "общую судьбу"; сюда же относится принцип "хорошего продолжения", или продолжающихся естественных линий, имеющих ясную интерпретацию. Короче, близость, сходство, "общая судьба" и "хорошее продолжение" - все это примеры принципов перцептивной группировки, релевантных в самых различных контекстах. Гештальт-психологи считали восприятие природным и врожденным, не зависящим от сложных процессов научения. Эта позиция контрастирует со взглядами физиолога XIX в. Германа фон Гельмгольца, полагавшего, что восприятие строится из элементарных ощущений. Исслед. П. о. после 1935 г. немало способствовало развитие техники. Компьютеры позволяют создавать сложные перцептивные стимулы; речь и др. сложные звуковые сигналы (напр., пение птиц) можно анализировать с помощью спектрограмм; речевой синтезатор обеспечивает предъявление сложных речевых стимулов; а кинопроектор, магнитофон и видеокамера стали обычными инструментами психол. исслед. Неск. реже психологи возвращаются в своих дискуссиях к вопросу о том, является ли восприятие непосредственным или более сложно организованным процессом, базирующимся на когнитивных процессах. Гештальт-психологам ближе первая - "непосредственная" - позиция, тогда как Гельмгольц и его последователи отстаивают второй - "когнитивный" - подход. Джеймс Гибсон характеризует воспринимающего (чел. или животное) как активно реагирующего на инвариантные отношения в окружающем мире. Восприятие картины. Может ли наблюдатель естественным образом декодировать двумерную проекцию сцены, изображенной на картине? Должны ли мы учиться видеть картины? Исслед. в этой области были сосредоточены на особых популяциях с ограниченным опытом восприятия картин, таких как животные, представители "примитивных культур" и дети. Хотя все они легко опознают изображенные на картинах объекты, восприятие пространства представляет для них более сложную задачу. По данным одного исслед., четырехлетние дети в качестве "лучшей" выбирают картину с фотографической перспективой, а взрослые предпочитают картины с более измененной перспективой, тогда как по данным др. исслед. фотографическая перспектива вызывает неприятие как у детей (школьного возраста), так и у взрослых. Восприятие событий. Исслед. восприятия событий открыли поразительные возможности зрительной системы в том, что касается ее способности за минимальное время организовывать воспринимаемый мир. Предположим, что проволочную одежную вешалку сначала растянули, а затем дважды согнули пополам. Если с помощью сильного источника света спроецировать ее тень на полупрозрачный экран, то можно увидеть множество изогнутых линий. Но стоит нам заставить эту подвешенную на бечевке проволочную массу вращаться, мы увидим трехмерный комок проволоки - т. е. ее истинную форму, а не плоское, бессмысленное сплетение кривых линий. Это явление известно под названием кинетического эффекта глубины. В др. демонстрационном опыте большой квадрат сжимается до меньшего размера, сохраняя форму и положение, но наблюдатель видит не большой квадрат, уменьшающийся в размерах. Наблюдателю кажется, что квадрат удаляется от него и, когда он снова увеличивается, что квадрат приближается к нему. Квадрат сжимается и расширяется в двух измерениях, однако НС наблюдателя, по-видимому, предпочитает трехмерную интерпретацию. Движущиеся картины. Восприятие движущихся картин (напр., кинокартин) содержит интересные проблемы П. о. Кинокартина должна в реалистической манере воспроизводить движение в естественном окружении и к тому же рассказывать убедительную, хотя и вымышленную историю. Последовательное развертывание действия предполагает резкие монтажные переходы от одной сцены к др., крупный, средний и общий планы, различные ракурсы. Последствиями неудачного монтажа м. б. перцептивные и концептуальные скачки и непреднамеренные двигательные эффекты. Контекст имеет первостепенную важность в определении смыслового значения сцены. Из-за множества концептуальных факторов, входящих составной частью в процесс создания фильма, мы не можем толковать кинокартину в прямой перцептивной манере на основе непосредственно воспринимаемого на экране действия. Восприятие музыки. Музыкальные звуки имеют тенденцию группироваться по частоте, высокие отдельно от низких. При конкуренции частот в каждом ухе для праворуких характерно слышать высокие частоты в правом ухе (с корковой проекцией в левом или речевом полушарии), а низкие частоты - в левом ухе (с корковой проекцией в правом полушарии, отвечающем в большей мере за обработку пространственных признаков). Это непосредственное чувственное впечатление возникает даже тогда, когда оно противоречит реальным отношениям частот физ. раздражителя. Если музыкальную строчку проиграть в восходящей и нисходящей гамме т. о., чтобы одним ухом воспринималась восходящая нота, а др. - нисходящая, испытуемые будут слышать две мелодии (в высокой и низкой тональностях) и к тому же слышать высокие частоты в одном ухе, а низкие - в др. Диана Дойч называет эти феномены "музыкальными иллюзиями"; они иллюстрируют сильную - доминирующую - тенденцию к близости по частоте тонов и к раздельному группированию высоких и низких тонов. Принцип "хорошего продолжения", казалось бы, позволяет испытуемым следовать в восприятии восходящему и нисходящему звукоряду, однако группирование по высоте тона одерживает верх. Испытуемые узнают мелодию, исполняемую в разных тональностях. Никто из них не утверждает, что мелодия звучит одинаково, но все отмечают сохранность структурных отношений (между нотами). Это и есть транспозиция. Мн. музыкальные соотношения строятся на этом базисном феномене и его связях с др. феноменами восприятия. Восприятие речи. Речь как акустический раздражитель воспринимается категориально. Речевой сигнал, состоящий из множества колебаний, воспринимается как один звук. Здесь можно провести аналогию с цветовым спектром, когда длины волн непрерывно изменяются в диапазоне от 400 до 700 мкм, однако мы воспринимаем дискретные цвета - красный, зеленый, синий и желтый. В интегрировании наших речевых перцептов важную роль играет пауза. Функция коротких пауз заключается в обеспечении акцентов и произнесении взрывных согласных. Увеличение длительности фрикативного звука (как в shh [ш-ш]) тж помогает произносить взрывные согласные. Паузы способствуют орг-ции речевого восприятия. На восприятие речи влияет зрение (межсенсорный эффект). Мак-Гурк и Мак-Дональд показали, что, когда движение губ говорящего соответствует произнесению одного звука, но при этом произносится др. звук, наблюдатель воспринимает некий компромиссный вариант. Звучащее bа [ба] при положении губ, соотв. произнесению звука gа [га], воспринималось испытуемыми на слух как da [да]. Сам по себе звук bа [ба] легко и безошибочно распознавался ими на слух, однако вид губ говорящего, произносящих несовместимый звук, создавал условия для компромиссного восприятия. Дети не были столь подверженными влиянию зрительной информ., и поэтому зрительно-слуховой эффект, должно быть, осн. на опыте. Межсенсорные связи. П. о. распространяется на взаимосвязи между органами чувств. Уже младенцы способны сознавать, что воспринимаемая на ощупь форма эквивалентна той, к-рую они прежде видели. Эффектная демонстрация кросс-модальной эквивалентности, не осн. на опыте, получена в эксперименте Уайта и его коллег. Слепых взрослых учили пользоваться устройством, к-рое транслировало зрительные паттерны в импульсы, передаваемые к закрепленным у них на спине механическим вибраторам. Приближающийся визуальный объект увеличивался в размерах, и все большее число вибраторов приводилось в действие. Нек-рые слепые испытуемые резко наклонялись в ответ на "разрастание" этого тактильного объекта - бесспорный пример кросс-модальной эквивалентности во второй сенсорной модальности, тактильной, где объекты не могут увеличиваться в размерах. Это впечатляющее доказательство единства всех наших чувств. Системы сигнализации. Орг-ция слуховых и обонятельных систем сигнализации имеет ряд общих интересных особенностей. Сигналами тревоги у мелких птиц служат постепенно нарастающие высокочастотные звуки. Такой сигнал очень трудно локализовать. И те виды птиц, к-рые подают сигнал тревоги, и мн. др. виды, к-рые его слышат, могут укрыться от хищника, такого как ястреб. Однако призывы к спариванию являются более специфичными. Они обеспечивают индивидуальную идентификацию вида, а их форма - краткое кудахтанье и чириканье - позволяет легко определить местонахождение особи. Обонятельные феромоны, используемые насекомыми в качестве сигналов опасности, обнаруживают удивительное сходство, тогда как их половые феромоны являются узко специфичными и сильнодействующими. Широта систем тревожной сигнализации в противоположность специфичности систем привлечения полового партнера - поразительно сходный принцип орг-ции в двух различных модальностях. Заключительные замечания. Постгештальтистское понимание принципов П. о. связано с более ранними работами гештальтистов, однако его лучше всего оценивать как смещение интереса на проблемы, близкие к классическим. Исслед. восприятия речи, событий, музыки, запахов и возможностей замещения пораженных сенсорных систем - все это типичные примеры исслед., осн. на недоступных представителям классической гештальт-психологии технологиях. Тем не менее центральная тема гештальт психологии - тема естественной орг-ции всех перцептивных процессов - прочно удерживает свои позиции. См. также Воспринимаемый размер, Константность, Контекстуальные ассоциации, Восприятие (перцепция), Перцептивные искажения, Перцептивный транзакционализм Р. Д. Уолк
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ПЕРЦЕПТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

См. организация и принцип организации.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Исследование характеристик невротического статуса и субъективной организации перцептивных ощущений в

Петрожак О.Л., Фомин Н.А.
Рассмотрены особенности субъективного переживания интрацептивных ощущений в норме у лиц с различным уровнем невротизации в свете феноменологии телесности. В исследовании выявлены общий уровень невротичности, доминирующие невротические расстройства, а также степень осознания интрацептивных ощущений.
Скачать PDF

Нарушения перцептивной организации психической деятельности больных шизофренией

Ершов Борис Борисович
Цель настоящего исследования состояла в выявлении нарушений перцептивной организации психической деятельности больных шизофренией. Выявлены различия при решении определенных тестовых заданий больными шизофренией и органическими психическими расстройствами. Показаны различия в точности выполнения заданий пациентами отдельных клинических групп расстройств шизофренического спектра. Получены результаты, указывающие на нарушения селективности и целостности перцептивных процессов при шизофрении.
Скачать PDF

Включение речевых функций в организацию перцептивных процессов у детей дошкольного возраста

Маланов Сергей Владимирович, Сарафанникова Марина Геннадьевна
В статье анализируются закономерности включения функций речи в организацию перцептивных операций и действий у детей в возрасте от 3 до 7 лет. Представленные эмпирические данные позволяют верифицировать ряд гипотез: 1) эффективность восприятия у детей дошкольного возраста повышается по мере овладения способами использования языковых средств и формирования сенсорно-перцептивных эталонов, обеспечивающих организацию перцептивных процессов в совместных с другими людьми действиях; 2) в дошкольном возрасте эффективность зрительного обследования отношений между изображениями простых геометрических фигур (форм) повышается при организации перцептивных действий ребенка внешними речевыми указаниями со стороны взрослого, которые в последующем замещаются самостоятельными внешне речевыми, а затем внутренне речевыми приемами организации перцептивных действий; 3) в дошкольном возрасте существуют различия в эффективности зрительного обследования отношений между изображениями геометрических фигур (форм), имеющих одинаковое количество элементов, но характеризующихся: а) «внутренней» структурной организацией; б) «внешней» пространственной организацией.
Скачать PDF

Специфика нарушений сенсорно-перцептивных функций у детей дошкольного возраста с тяжелой двигательно

Белякова Ю.Ю.
В статье отражены актуальные проблемы диагностики нарушений сенсорно-перцептивных функций у дошкольников с тяжелой двигательной патологией, раскрыты основные принципы организации работы по их коррекции средствами полифункционалыюй интерактивной среды.
Скачать PDF

Социально-психологические условия развития профессионально-перцептивной культуры будущего практическ

Аксенова И.В.
В данной работе рассмотрены условия развития профессионально-перцептивной культуры студентов-психологов. Корреляционный анализ позволил выявить социально-психологические условия развития образа объекта и субъекта профессиональной деятельности практического психолога. Результаты исследования свидетельствуют о том, что чем хуже студент относится к другим, и группе в целом, тем вероятней восприятие клиента самовлюбленным, эгоцентричным. В свою очередь, чем сплоченней группа, чем выше уровень принятия друг друга в группе, выше общность группы, тем выше готовность воспринимать психолога как послушного, зависимого от другого и от чужого мнения, ожидающего помощи и советов. Стремление поддерживать отношения, ориентация на совместную деятельность студентов-психологов способствует развитию готовности воспринимать себя как психолога ответственным по отношению к людям, умеющим подбодрить окружающих, общительным, конгруэнтным в контактах.
Скачать PDF

Включенное наблюдение как метод исследования социально-перцептивных факторов оценки служебно-боевых

Винокуров Игорь Борисович
В статье рассматриваются возможности использования метода включенного наблюдения при изучении социального восприятия сотрудников спецподразделений полиции в служебно-боевых ситуациях. В работе отражен анализ основных результатов применения данного метода, описаны социально-перцептивные особенности в профессиональной деятельности сотрудников СОБР и ОМОН МВД России.
Скачать PDF

Особенности сенсомоторных и перцептивно-моторных реакций у студенток с разным уровнем ювенильности

Павлов Константин Иванович
Ведущим конституциональным признаком современного человека является ювенильность. Изучение данного признака стало возможным только в последние 30 лет. Цель нашего исследования — изучить сенсомоторные реакции на динамически организованные серии стимулов и перцептивно-моторные реакции по опознанию цифровых символов разного размера на цветовом фоне, особенности произвольного внимания, а также оперативной памяти у девушек 18-23 лет с разной степенью ювенильности. Было показано, что девушки с высоким и средним уровнем ювенильности имеют более высокий уровень организации перцептивно-моторных реакций по опознанию цифровых символов разного размера на цветовом фоне, демонстрируют наилучшую способность к восприятию времени и высокий уровень развития оперативной памяти и произвольного внимания, в отличие от низкоювенильных. Однако в сложной рефлексометрической серии девушки с высоким уровнем ювенильности имеют большее время реакции на акустические стимулы, в сравнении с низкоювенильными.
Скачать PDF

Социально-перцептивные аспекты воспитательной деятельности современного учителя

Чуткина Галина Михайловна
Cтатья посвящена проблемам воспитательной деятельности современного учителя. В ней даётся анализ психолого-педагогических положений социально-перцептивных аспектов воспитательной деятельности учителя. Воспитательная деятельность рассматривается как фактор гуманизации «пространства детства» это помощь ребёнку и его поддержка в процессе развития. В связи с этим его социально-перцептивные аспекты рассматриваются в качестве одного из важнейших факторов повышения эффективности педагогической деятельности.
Скачать PDF

Теоретические реконструкции перцептивного процесса

Барабанщиков Владимир Александрович
Рассматриваются основные теории восприятия, их достоинства и недостатки. Дается теоретико-методологическая характеристика исследований перцептивного процесса и обсуждается перспектива их развития.
Скачать PDF

Модель социально-перцептивной компетентности педагога

Ершова Нина Николаевна
В статье представлена теоретическая модель социально-перцептивной компетентности, ее сущностные характеристики и результаты изучения основных компонентов социально-перцептивной компетентности педагога.
Скачать PDF

Исследование условий трансформации перцептивных образов (на примере анализа характера движений глаз

Редькина Екатерина Андреевна
Статья посвящена выявлению условий и механизмов трансформации перцептивных образов. Обосновывается необходимость обращения к восприятию «неоднозначных» изображений. Результаты экспериментального исследования продемонстрировали, что характер движений глаз (выделение точек и зон фиксации) определяется задачами и содержанием деятельности, а не характером изображения.
Скачать PDF

Исследование особенностей перцептивно-интерактивной компетентности сотрудников банка

Красненкова Наталия Сергеевна
Профессия банковского служащего стала в последнее время достаточно распространенной. Традиционная классификация сфер деятельности получила дополнение в виде новой сферы «человек-бизнес». В статье рассматривается понятие профессиональной компетентности и его содержание в отношении сотрудников банка, приводятся результаты исследования, вьшвляющие специфику перцептивно-интерактивной компетентности работников разных подразделений, подводятся итоги тренинговой работы по развитию качеств, определяющих содержание перцептивно-интерактивной компетентности.
Скачать PDF