Педагогическое общение: смысложизненные ориентации

Найдено 1 определение:

Педагогическое общение: смысложизненные ориентации

Смысложизненная проблематика - не только особая сфера Пед. О., но и фактор, повышающий эффективность взаимодействия учителя и ученика. О., содержанием к-рого является обращение к смысложизненной проблематике, способствует позитивному становлению личности. В свое время С. Л. Рубинштейн писал о 2 способах существования человека и 2 отношениях к его жизни: «Первый - жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в к-рых живет человек: сначала отец и мать, затем подруги, учителя, муж, дети и т. д. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение - это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Человек не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию вне ее»… Второй способ существования Рубинштейн связывает с появлением рефлексии, к-рая как бы выводит человека мысленно за пределы жизни: «С этого момента, собственно, и встает проблема ответственности человека в моральном плане, ответственности за содеянное и все упущенное». Жизнь школьника в осн. идет по первому варианту. Он весь во власти сегодняшних дел и переживаний, успехов и неудач, обид, огорчений и радостей. Пед. О., содержанием к-рого является проблема смысла жизни, затрагивает самую суть человеческой личности, когда отступает повседневная суета, учитель как бы протягивает воспитаннику руку как равному. Тот факт, что предметом такого О. является не конкретный случай, эпизод, а все «жизненное пространство личности» как бы «уравновешивает» позиции субъектов О., стимулирует переход подростка, юноши ко «второму способу» отношения к жизни, создает благоприятные предпосылки его нравственного развития. Исследования показывают, что смысложизненная проблема доступна школьникам с 7-го класса, взаимодействие с учащимися по этой теме является интересным и плодотворным. Созревание смысложизненных ориентаций подготавливается всем ходом предыдущего личностного развития, в частности - воспитание у школьников адекватного отношения к собственной судьбе. Одна из форм Пед. О. - цикл бесед на эту тему. Эти беседы - подступы к проблеме смысла жизни - обсуждению вопроса о смысле и бессмыслице жизни, о «двойственности» этого феномена, к-рый является обоюдоострым оружием - он может освещать путь в будущее и стать средством формирования негативных черт и качеств личности. Значимый аспект - вопрос об индивидуальных вариантах человеческой судьбы. Особый интерес представляют работы, рассматривающие роль смысложизненных ориентаций в процессе социореабилитации людей с физич. недостатками или инвалидностью, напр., судьба А. В. Суворова. Вышеназванные формы работы со школьниками по смысложизненной проблематике - это формы Пед. О., содержанием к-рого является взаимодействие учителя и учащихся, и это особая форма О., способствующая переходу на «вторую ступень» отношения к жизни, когда жизнь предстает не как совокупность отдельных событий, эпизодов, возрастных периодов, а как единое «пространство», имеющее свои особенности, к-рые необходимо знать и учитывать. Такая работа способствует установлению доверительного контакта учителя с учащимися, росту его авторитета. Учитель становится не только источником и «проводником» знаний, но и человеком, помогающим школьнику лучше понять окружающую жизнь и собственную судьбу. Лит.: Вайзер Г. А. Представления школьников о смысле жизни и акме человека // Мир психологии, 2001, № 2; Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Чудновский В. Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // Психол. журн., 2004, № 6; Он же. Смысл жизни и судьба. М., 1997. В. Э. Чудновский
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Исторические аспекты становления педагогического феномена «смысложизненные ориентации личности»

Ульянова Ирина Валентиновна
В постиндустриальном обществе проблема формирования смысложизненных ориентаций личности приобретает особую актуальность.
Читать PDF

Современные педагогические технологии формирования смысложизненных ориентации личности учащихся в ху

Фомина Ольга Евгеньевна
Проблема формирования культуры личности приобретает особое значение в современном российском образовании.
Читать PDF

Профессионально-педагогическое общение преподавателя современной высшей школы

Ларионова Марина Александровна
В статье рассматривается возможность повышения качества высшего профессионального образования за счет овладения вузовскими преподавателями приемами и методами субъектно-ориентированного профессиональн
Читать PDF

Методологическая структура профессиональной деятельности как программная ориентация педагогического

Верцинская Нелли Николаевна, Жильцов Вячеслав Николаевич
Структурные общности профессиональной деятельности, предполагаемые для рассмотрения в процессе педагогического исследования в той или иной последовательности, определяют его программу.
Читать PDF

Технология педагогической поддержки ценностных ориентаций подростков

Фомина Л.Ю.
Статья посвящена технологическим аспектам педагогической поддержки ценностных ориентаций подростков в современной социокультурной ситуации.
Читать PDF

Исследование ценностных и смысловых ориентаций представителей медицинской и педагогической специальн

Сычева Татьяна Юрьевна
Автором проводится теоретический анализ и эмпирическое исследование ценностных и смысложизненных ориентаций представителей медицинской и педагогической специальностей.
Читать PDF

Оптимизация педагогического взаимодействия в условиях рассогласования ценностных ориентаций субъекто

Сыченко Юлия Анатольевна
Исследуется рассогласование ценностных ориентаций субъектов образовательного процесса, принадлежащих к разным поколениям; выявляются связанные с этим затруднения в педагогическом взаимодействии.
Читать PDF

К вопросу формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов первого курса педагогического

Сидоренко О. А.
Читать PDF

Влияние системы ценностных ориентаций учителя на успешность педагогической деятельности

Поварёнков Юрий Павлович, Слепко Юрий Николаевич
В статье проводится анализ представлений разных участников образовательного процесса (учащиеся, родители, методисты) о системе ценностных ориентаций учителяобщеобразовательной школы.
Читать PDF

Ценностная ориентация личности как основа педагогического процесса

Мороз Алексей Аркадьевич
Читать PDF

Особенности системы ценностных ориентаций студентов педагогического вуза

Тропотяга П.А.
Читать PDF

Психолого-педагогическое исследование ценностных ориентаций современного юношества

Власова Наталия Викторовна
статья посвящена анализу проведенного психолого-педагогического исследования формирования ценностных ориентаций в разные возрастные периоды.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: