Педагогическое общение: смысложизненные ориентации

Найдено 1 определение:

Педагогическое общение: смысложизненные ориентации

Смысложизненная проблематика - не только особая сфера Пед. О., но и фактор, повышающий эффективность взаимодействия учителя и ученика. О., содержанием к-рого является обращение к смысложизненной проблематике, способствует позитивному становлению личности. В свое время С. Л. Рубинштейн писал о 2 способах существования человека и 2 отношениях к его жизни: «Первый - жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в к-рых живет человек: сначала отец и мать, затем подруги, учителя, муж, дети и т. д. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение - это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Человек не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию вне ее»… Второй способ существования Рубинштейн связывает с появлением рефлексии, к-рая как бы выводит человека мысленно за пределы жизни: «С этого момента, собственно, и встает проблема ответственности человека в моральном плане, ответственности за содеянное и все упущенное». Жизнь школьника в осн. идет по первому варианту. Он весь во власти сегодняшних дел и переживаний, успехов и неудач, обид, огорчений и радостей. Пед. О., содержанием к-рого является проблема смысла жизни, затрагивает самую суть человеческой личности, когда отступает повседневная суета, учитель как бы протягивает воспитаннику руку как равному. Тот факт, что предметом такого О. является не конкретный случай, эпизод, а все «жизненное пространство личности» как бы «уравновешивает» позиции субъектов О., стимулирует переход подростка, юноши ко «второму способу» отношения к жизни, создает благоприятные предпосылки его нравственного развития. Исследования показывают, что смысложизненная проблема доступна школьникам с 7-го класса, взаимодействие с учащимися по этой теме является интересным и плодотворным. Созревание смысложизненных ориентаций подготавливается всем ходом предыдущего личностного развития, в частности - воспитание у школьников адекватного отношения к собственной судьбе. Одна из форм Пед. О. - цикл бесед на эту тему. Эти беседы - подступы к проблеме смысла жизни - обсуждению вопроса о смысле и бессмыслице жизни, о «двойственности» этого феномена, к-рый является обоюдоострым оружием - он может освещать путь в будущее и стать средством формирования негативных черт и качеств личности. Значимый аспект - вопрос об индивидуальных вариантах человеческой судьбы. Особый интерес представляют работы, рассматривающие роль смысложизненных ориентаций в процессе социореабилитации людей с физич. недостатками или инвалидностью, напр., судьба А. В. Суворова. Вышеназванные формы работы со школьниками по смысложизненной проблематике - это формы Пед. О., содержанием к-рого является взаимодействие учителя и учащихся, и это особая форма О., способствующая переходу на «вторую ступень» отношения к жизни, когда жизнь предстает не как совокупность отдельных событий, эпизодов, возрастных периодов, а как единое «пространство», имеющее свои особенности, к-рые необходимо знать и учитывать. Такая работа способствует установлению доверительного контакта учителя с учащимися, росту его авторитета. Учитель становится не только источником и «проводником» знаний, но и человеком, помогающим школьнику лучше понять окружающую жизнь и собственную судьбу. Лит.: Вайзер Г. А. Представления школьников о смысле жизни и акме человека // Мир психологии, 2001, № 2; Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Чудновский В. Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // Психол. журн., 2004, № 6; Он же. Смысл жизни и судьба. М., 1997. В. Э. Чудновский
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Исторические аспекты становления педагогического феномена «смысложизненные ориентации личности»

Ульянова Ирина Валентиновна
В постиндустриальном обществе проблема формирования смысложизненных ориентаций личности приобретает особую актуальность. В связи с этим возникает необходимость ее изучения не только в философском, психологическом, но и в педагогическом аспектах. Исторический анализ доказывает, что педагоги-гуманисты связывают феномен «смысложизненные ориентации личности» с вопросами самовоспитания, саморазвития учащихся в образовательном процессе.
Скачать PDF

Профессионально-педагогическое общение преподавателя современной высшей школы

Ларионова Марина Александровна
В статье рассматривается возможность повышения качества высшего профессионального образования за счет овладения вузовскими преподавателями приемами и методами субъектно-ориентированного профессионально-педагогического общения со студентами, коллегами и т. д. Приводятся данные изучения личностно-профессиональных особенностей преподавателей высшей школы.
Скачать PDF

Методологическая структура профессиональной деятельности как программная ориентация педагогического

Верцинская Нелли Николаевна, Жильцов Вячеслав Николаевич
Структурные общности профессиональной деятельности, предполагаемые для рассмотрения в процессе педагогического исследования в той или иной последовательности, определяют его программу. Проведён анализ научной литературы, и разработаны основные требования к подготовке специалистов лётного дела. Выявлено, что нетипичность методологической структуры профессиональной деятельности летчика вызывает сложность в методологическом обосновании программы педагогического исследования. Сформулировано понятие компетентностной мобильности как интегративного профессионально значимого качества.
Скачать PDF

Технология педагогической поддержки ценностных ориентаций подростков

Фомина Л.Ю.
Статья посвящена технологическим аспектам педагогической поддержки ценностных ориентаций подростков в современной социокультурной ситуации. Автором представлены требования, предъявляемые к технологии педагогической поддержки в условиях личностно-ориентированного подхода. Охарактеризованы педагогические условия осуществления успешной педагогической поддержки ценностных ориентаций подростка. Представлены основные методы, приобщающие подростка к социокультурным ценностям. Подробно описана последовательность дейс-твий педагога для осуществления эффективной педагогической поддержки ценностных ориентаций подростков. Отмечается, что подобная педагогическая поддержка должна базироваться на нравственной позиции педагога и его профессиональной компетентности и определяться степенью готовности к взаимному сотрудничеству.
Скачать PDF

Исследование ценностных и смысловых ориентаций представителей медицинской и педагогической специальн

Сычева Татьяна Юрьевна
Автором проводится теоретический анализ и эмпирическое исследование ценностных и смысложизненных ориентаций представителей медицинской и педагогической специальностей. Выделены основные тенденции и различия.
Скачать PDF

Оптимизация педагогического взаимодействия в условиях рассогласования ценностных ориентаций субъекто

Сыченко Юлия Анатольевна
Исследуется рассогласование ценностных ориентаций субъектов образовательного процесса, принадлежащих к разным поколениям; выявляются связанные с этим затруднения в педагогическом взаимодействии. Предлагаются возможные пути оптимизации педагогического взаимодействия.
Скачать PDF

К вопросу формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов первого курса педагогического

Сидоренко О. А.
Скачать PDF

Влияние системы ценностных ориентаций учителя на успешность педагогической деятельности

Поварёнков Юрий Павлович, Слепко Юрий Николаевич
В статье проводится анализ представлений разных участников образовательного процесса (учащиеся, родители, методисты) о системе ценностных ориентаций учителяобщеобразовательной школы. Рассматриваются психологические особенности системы ценностных ориентаций педагогов с разным стажем деятельности, с разной успешностью педагогической деятельности. Определяется роль как всей системы, так и ее отдельных элементов в формировании представлений учащихся, родителей и методистов о успешном и неуспешном учителе.
Скачать PDF

Ценностная ориентация личности как основа педагогического процесса

Мороз Алексей Аркадьевич
Скачать PDF

Особенности системы ценностных ориентаций студентов педагогического вуза

Тропотяга П.А.
Скачать PDF

Психолого-педагогическое исследование ценностных ориентаций современного юношества

Власова Наталия Викторовна
статья посвящена анализу проведенного психолого-педагогического исследования формирования ценностных ориентаций в разные возрастные периоды. В данной работе рассматриваются различные подходы в изучении развития и принятия ценностей в детском, подростковом и юношеском возрасте. Приведены как ранговые оценки предпочтений ценностей в разные жизненные периоды, так и качественный анализ этих ценностей на каждом возрастном этапе формирования и становления личности.this article is based on the psycho-pedagogical research of values orientation formation in different age groups. This research touches upon diverse approaches to values development and acceptance among children, teenagers and youngsters. This article adduses quantitative analysis of values preferences in different periods of life as well as qualitative analysis of these values in each age group.
Скачать PDF

Ценностные ориентации и мотивация достижения студентов педагогического вуза

Ансимова Нина Петровна, Мишучкова Екатерина Юрьевна
Статья посвящена проблеме связи ценностных ориентаций и мотивации достижения студентов педагогического вуза. Исследования учебной мотивации и системы ценностных ориентаций студенческой молодежи могут служить инструментом для выявления изменений, происходящих в системе высшего образования. Исследование проведено на выборке студентов 1-4 курсов факультета социального управления и физико-математического факультета ЯЛТУ им. К. Д. Ушинского. Наиболее значимой ценностью для обеих групп студентов оказалось «духовное удовлетворение», а также ценности общения и личной жизни. Для студентов-психологов наибольшее значение имеет «счастье других», для математиков «здоровье». Студенты, стремящиеся к максимальному достижению результатов своей деятельности, ориентированы на успешное обучение, получение образования, имеют четкие представления о будущей жизни, характеризуются независимостью в высказывании собственного мнения, широтой взглядов, активной жизненной позицией. Студенты, не стремящиеся к успеху, более ориентированы на социальные процессы, подчинение требованиям и желание проявить себя. Полученные эмпирические данные могут найти свое применение в методической и практической работе психологов, педагогов-психологов, педагогов и других работников образовательных учреждений.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: