Педагогическое общение: оценивание

Найдено 1 определение:

Педагогическое общение: оценивание

Психол. роль оценочных суждений, используемых учителем в процессе О. с учеником, была впервые систематически проанализирована Б. Г. Ананьевым, к-рый показал, что Пед. О. пронизано оценочными моментами, и говорил о системном влиянии оценивания на личность школьника, затрагивающем как интеллектуальную, так и аффективно-волевую сферы. В отношении интеллектуальной сферы оценивание (Оц.) выполняет ориентирующую функцию, содействуя осознанию учеником процесса и результата умственной работы. В аффективно-волевой сфере Оц. влияет, прежде всего, на формирование притязаний и намерений, закладывая в сознании ребенка первые элементы объективной самооценки. Чем выразительнее, конкретнее, индивидуальнее оценка, тем в большей мере она помогает школьнику ориентироваться в уровне своих знаний. Отсутствие Оц. дезориентирует школьника и заставляет строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в к-рой отражены его действительные знания, а на субъективных истолкованиях учебных ситуаций. Выделено 3 осн. функции Оц. в рамках О. учителя и ученика: 1) ориентация школьника в состоянии собственных знаний; 2) информация об успехе в данной ситуации; 3) выражение общего мнения педагога об ученике. Есть дифференциация оценки и отметки как форм оценивания: оценка - это именно процесс Оц., осуществляемый человеком; отметка - результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах. С помощью вербально выраженного оценочного суждения учитель сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации и только затем, как вывод из сказанного, называет отметку. По мнению В. В. Давыдова, психол. содержание оценки состоит в том, что она позволяет определить, в какой степени усвоен способ решения учебной задачи и насколько результат учебных действий соответствует их конечной цели. Психол. содержание школьной отметки в том, что она служит мощным мотивационным фактором и затрагивает все сферы жизни ребенка. Приобретая особую значимость в глазах окружающих, она превращается в характеристику личности ребенка, влияет на его самооценку, во многом определяет систему его социальных отношений в семье и школе. Отрицательные отметки являются сильным психотравмирующим фактором для детей. Зарубеж. исследователи предлагают выделять в вербальном оценивании 3 содержательно разные формы: 1) оценочные дискрипторы, представляющие собой высказывания, содержащие сильные и слабые стороны ответов учеников; 2) отметки, несущие в себе скрытое сравнение и выражающие относительную оценку ученика среди его одноклассников; 3) сравнительные дискрипторы, содержащие элементы сравнения во внешне речевой форме. Эмпирические исследования форм оценочных суждений и их функций в рамках Пед. О. осуществляются по нескольким направлениям: 1) исследования форм оценочных суждений, рассматриваемых в кач. информационной обратной связи и средства побуждения учеников к освоению учебного мат-ла; 2) изучение восприятий и предпочтений учениками разных видов атрибутивной обратной связи: оценочных высказываний учителя, касающихся предпринятых учеником усилий или имеющихся у него способностей; 3) анализ влияния оценочных ситуаций на личность школьников и их эмоциональные состояния: выявлено, что переживания ученика зависят от того, как строится оценочная ситуаций в процессе О. учителя и ученика, насколько содержательным является оценивание. Соответственно для учеников в оценочной ситуации выступают на первый план 2 момента: содержание оценки (что оценивается) и формы выражения оценки (как она делается). Лит.: Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984; Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избр. психол. тр. Т. 2. М., 1980; Божович Е. Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка. М., 1999, С. 173-194; Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986; Slavin R. E. Educational Psychology. Theory and practice. Boston, 2003. Е. С. Самойленко
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Профессионально-педагогическое общение преподавателя современной высшей школы

Ларионова Марина Александровна
В статье рассматривается возможность повышения качества высшего профессионального образования за счет овладения вузовскими преподавателями приемами и методами субъектно-ориентированного профессиональн
Читать PDF

Структурное моделирование каузальных гипотез: исследование педагогических стереотипов оценивания мла

Наследов Андрей Дмитриевич
В статье аргументируется возможность проверки гипотез о направлении причинно-следственных связей на основе корреляционных по дизайну исследований.
Читать PDF

Педагогическое общение преподавателя

Шарухин Анатолий Петрович, Ермолов Евгений Михайлович
В статье рассматриваются вопросы сущности, структуры и технологий педагогического общения преподавателя учебного заведения.
Читать PDF

Педагогическое общение преподавателя

Шарухин Анатолий Петрович, Ермолов Евгений Михайлович
В статье рассматриваются вопросы сущности, структуры и технологий педагогического общения преподавателя учебного заведения.
Читать PDF

Технология модерации - инструмент мягкого педагогического управления развивающим досуговым общением

Степанова Татьяна Павловна
В статье рассматривается сущность технологии модерации, особенности ее системного, теоретико-эмпирического проектирования.
Читать PDF

Технология модерации - инструмент мягкого педагогического управления развивающим досуговым общением

Степанова Татьяна Павловна
В статье рассматривается сущность технологии модерации, особенности ее системного, теоретико-эмпирического проектирования.
Читать PDF

Рейтинговая модель дидактического контроля и оценивания в отечественной и зарубежной педагогической

Маряшина И. В., Храпаль Л. Р., Мухутдинова Т. З.
В статье проведен теоретический и практический анализ модульно-рейтинговой системы обучения, контроля и оценивания обучающихся, который позволил выявить как достоинства, так и её недостатки.
Читать PDF

Рейтинговая модель дидактического контроля и оценивания в отечественной и зарубежной педагогической

Маряшина И. В., Храпаль Л. Р., Мухутдинова Т. З.
В статье проведен теоретический и практический анализ модульно-рейтинговой системы обучения, контроля и оценивания обучающихся, который позволил выявить как достоинства, так и её недостатки.
Читать PDF

Педагогическое общение и его принципы

Мишина О.А.
Проблемы педагогического общения составляют основу про-фессиональной деятельности вузовского преподавателя. Оно имеет свои особенности, знание которых способствует продуктивной пе-дагогической работе.
Читать PDF

Система подготовки педагогических кадров в условиях модернизации образования: проблема оценивания эф

Шаршов И.А., Макарова Л.Н.
Читать PDF

Педагогическое общение на уроке иностранного языка и автономность обучаемого

Шамонина Г. Н.
Статья посвящена педагогическому общению в обучении и воспитании как инструменту воздействия на личность обучаемого.
Читать PDF

Педагогическое общение на уроке иностранного языка и автономность обучаемого

Шамонина Г. Н.
Статья посвящена педагогическому общению в обучении и воспитании как инструменту воздействия на личность обучаемого.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: