ПЕЧАЛЬ это что такое ПЕЧАЛЬ: определение — Психология.НЭС
Петцля-Гоффа синдром ПЕЧЁНОЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

ПЕЧАЛЬ

Найдено 6 определений термина ПЕЧАЛЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Печаль

первоначальное значение – «то, что жжет», родственно словам печься (о ком-л.), лечь) – грусть, тоска, горе. Возможное проявление – малая подвижность тела, вздохи (ср. вздохнуть из глубины души), плач, низкий и негромкий голос, молчаливость.

Печально я гляжу на наше поколенье

(М. Лермонтов).

Печаль обычно вызывает сочувствие, желание оказать индивиду соответствующую помощь.

Мы с печалью, а Бог с милостью (Словарь Даля).

От всякой печали Бог избавляет (там же).

Ср. неаполитанскую песню «Не светится оконце». Печаль изображалась всегда сидящей, потому что ей трудно держаться на некрепких ногах, руки покоятся на коленях, со склоненной головой, брови опущены.

Ср. картину В. Васнецова «Аленушка».

Я скрою грусть поневоле,

Чтоб сердца покой спасти:

У тех, кто резвится вволю,

Печальный вид не в чести.

(Кристина де Пизан, Слагаю стихи от скуки)

Печаль – дряхлость души (Нил Синайский).

Как моль съедает одежду, а червь – дерево, так печаль съедает душу человека (он же).

Оцените определение:

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Печаль

состояние грусти и скорби.

Источник: Психофизиология состояний человека: терминологический словарь

ПЕЧАЛЬ (ГОРЕ) (GRIEF)

Психофизиологическая реакция на утрату, характеризующаяся снижением интереса к внешнему миру, поглощенностью непроизвольно возникающими мучительными воспоминаниями, по интенсивности близкими иногда к галлюцинациям, нарушением сна, унынием, смешанным с раскаянием, и плачем.

Хотя слово Trauer, использованное Фрейдом в "Печали и меланхолии" (1917) можно перевести кок 'скорбь' или "печаль', имеются клинические и теоретические причины рассматривать скорбь как процесс, а печаль - как аффективную реакцию на утрату. По Фрейду, понятие печали включает в себя реакцию но утрату любимого человека или абстрактных репрезентаций, таких, кок идеал. Поэтому имеет смысл рассматривать тяжелую утрату, особенно утрату любимого человека (интерперсонального объекта) кок подкласс аффекта печали (Pollock, 1978).

Процесс скорби по идеалу или любимому человеку при удачном течении ведет к усилению Я и во многих исследованиях рассматривается как адаптивный. Психопатологический эквивалент печали, связанный с нарушением процесса скорби, описывается многими в психодинамическом контексте различных видов депрессии.

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов.241

Печаль

grief) - реакция, переживаемая человеком, когда он утрачивает любимого человека.

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth".

ПЕЧАЛЬ

психическое состояние, обусловленное переживаниями утраты и сопровождающееся снижением интереса к внешнему миру, погруженностью в себя и поглощенностью воспоминаниями, вызывающими неприятный осадок.

   Данный феномен был рассмотрен З. Фрейдом в работе «Trauer und Melancholie» (1917). Использованный им термин «Trauer» может быть переведен на русский язык как «печаль» и «скорбь». Содержательные тонкости различий между печалью и скорбью зависят подчас не только от контекста использования этих понятий, но и от понимания человеком сути данных явлений. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в различных отечественных изданиях соответствующая работа З. Фрейда переведена на русский язык в двух вариантах – «Печаль и меланхолия» и «Скорбь и меланхолия».

   В зарубежной психоаналитической литературе предпринимаются попытки провести различия между печалью и скорбью. Некоторые исследователи считают, что имеются клинические и теоретические причины рассматривать печаль как аффективную реакцию на утрату, а скорбь – как процесс психического восстановления после утраты. Если исходить из данной точки зрения, то применительно к работе З. Фрейда следует говорить не о скорби, а о печали, поскольку он писал о том, что исследуемый им феномен является «реакцией на утрату любимого человека или какой-либо помещенной на его место абстракции, например Родины, свободы, идеала и т. д.».

   В русском языке печаль соотносится с чувством грусти и скорби, состоянием душевной горечи. В то же время термин «печаль» используется для обозначения какого-нибудь отношения к чему-то («не твоя печаль», то есть не твое дело) или чего-то неожиданного, неприятного («не было печали!»). Понятие скорби обозначает крайнюю печаль, горесть, страдание. Если исходить из подобного понимания этих явлений, то применительно к работе З. Фрейда речь может идти о скорби как крайней печали, приносящей человеку глубокие страдания.

   Принимая во внимание имеющиеся в русском языке различия между печалью и скорбью, можно, видимо, говорить о следующем. Печаль является нормальным состоянием человека, вызывающим у него такие переживания, которые не оставляют глубокого следа или при неблагоприятных обстоятельствах могут обостриться до скорби и тем самым создать почву для возможного возникновения невротических заболеваний. Скорбь – тоже нормальное состояние человека, но в отличие от печали характеризующееся более глубокими переживаниями, которые требуют много времени и душевных сил на их переработку, прежде чем психика человека приобретет былую устойчивость, что может и не иметь успешного результата, вследствии чего скорбь способна обернуться патологическими проявлениями.   

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Печаль

от рус. печет, жжет; англ. grief) – 1. грусть, тоска, траурное состояние, настроение, возникающее в процессе принятия тяжелой утраты кого-, чего-либо или признанием ненадежности определенных источников удовлетворения. Характеризуется поглощенностью ощущением собственного несчастья, кажущимся чем-то исключительным, никому непонятным или даже несправедливым («Вам не понять моей печали...» - слова из русского романса). Нередко печаль дополняется несколько запоздалым чувством собственной вины в происшедшем несчастье. Возможно, что именно поэтому термин «печаль» иногда воспринимается с коннотацией «дурной, предосудительный». Последним печаль отличается от горя (скорби), более сложного комплекса эмоций или аффективного состояния, в котором индивид не замыкается в себе, не страдает от угрызений совести и никого не обвиняет, напротив, он остается открытым, способным на сострадание, на чувство благодарности, а его горе проявляется искренне, неподдельно, без надрыва и естественно, так, что оно вызывает понятные и натуральные ответные чувства окружающих. Вообще говоря, описание эмоций не бывает и не может быть абсолютно точным, безотносительным к характеру человека, его личности человека, как, впрочем, и восприятие таких описаний; 2. в психоанализе – настроение погруженности в себя, напоминающее сожаление и горе и вызываемое либо принятием понесенной утраты, либо осознанием ненадежности всех источников удовлетворения. Печаль, в отличие от депрессии, считают аналитики, «не содержит в себе конфликта».

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ПЕЧАЛЬ — 0

Найдено научных статей по теме — 5

Печаль и горе: пути и способы их преодоления (на материале эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея

Котенёва Анна Валентиновна
В статье анализируется природа печали и горя, основные приемы, способы и жизненные стратегии их преодоления. В основе исследования лежат тексты эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Реконструкция психологических образов героев, их внутренних переживаний и поведения осуществлялась с помощью герменевтического, феноменологического и сравнительного методов в контексте современной психологии.
Скачать PDF

Отчуждение от себя: печаль и уныние, уничижающие душу

Мухина Валерия, Хвостов Андрей
В статье обсуждаются страсти печали и уныния, о которых говорится в Библии и последующих текстах Святых отцов, философии, начиная от древних греков, и в современных научных исследованиях. Анализируются печаль как психическое состояние, вызванное душевным бременем; уныние как соединенное с печалью психическое состояние. В статье рассматриваются: тяжелые чувства, прежде всего страдания, которые сопутствуют печали и унынию; продуктивные позиции человека по отношению к внешним условиям, которые удерживают от страданий печали и уныния и которые укрепляют духовные силы человека. Показано, что страсти человека порок, взращенный историей культуры.Grief and despondency passions discussed in the Bible, followup texts of St. Fathers, philosophy, starting from ancient Greek, and contemporary scientific researchers are presented. Grief as a psychic state generated by emotional burden, and despondency as a connected with grief psychic state are analyzed. Hard feelings, mainly sufferings, accompanying grief and despondency are discussed. A mans productive positions to the circumstances, which prevent from grief and despondency sufferings and Теория и исследования РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 14 № 4 2010 which strengthen human high spirits are presented. It is shown that human passions, grief, despondency, fears and sufferings are sins cultivated by the history of culture.
Скачать PDF

Переживание психической травмы и печали в условиях эмиграции

Хрусталева Нелли Сергеевна
В статье дается целостное представление об общей картине травматизации эмигрантов в условиях чужой языковой и социокультурной среды -на примере восьми наиболее важных травм: расставание с родиной; чувство вины; чувство ностальгии; изучение языка; утрата своего Я; комплекс иностранца и переживание стигматизации; изменение в семейных отношениях; разобщенность с детьми. Далее анализируется роль печали в переработке утрат и психических травм эмигранта. Акцент сделан на универсальный характер закономерностей, которым подчиняется психологическая адаптация различных этнических групп, переживающих состояние травмы, печали и утраты в условиях чужого общества.
Скачать PDF

Преодоление печали и тревоги

Шеховцова Л.Ф.
В статье рассматриваются принципы православной психотерапии по преодолению тягостных настроений человека. В статье широко используется опыт и практика Святых отцов в этом направлении.
Скачать PDF

Динамика эмоций как предмет эмпирического психологического исследования (на примере радости и печали

Азанова Ирина Николаевна, Левченко Елена Васильевна
В статье поставлена проблема исследования динамики эмоциональных явлений и ее представленности в сознании. Обсуждается противоречие между интуитивной очевидностью и значимостью проблемы представленности в сознании субъекта именно динамики эмоций, с одной стороны, и теоретической, методической, эмпирической непроработанностью этой проблемы - с другой. Рассматривается исследовательский прием, позволяющий создать условия для возникновения динамики эмоций (на примере эмоций радости и печали). Приводятся доказательства его надежности. Описаны эмпирические особенности ментальных репрезентаций динамики для эмоций радости и печали.
Скачать PDF

Похожие термины: