ПЕЧАЛЬ
Печаль
grief) - реакция, переживаемая человеком, когда он утрачивает любимого человека.
Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007
Печаль
устойчивое состояние грусти, часто может использоваться как обозначение легкой степени скорби или подавляемой скорби.
Источник: Словарь чувств и эмоций. 2015
ПЕЧАЛЬ
психологическое состояние человека, характеризующееся переживанием чувства грусти и сопровождающееся резким снижением или даже полным прекращением активности человека в данный момент времени. Состояние П. противоположно (по сопровождающим его внутренним переживаниям и связанным с ним формам поведения) состоянию радости. См. радость.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ПЕЧАЛЬ (ГОРЕ) (GRIEF)
Психофизиологическая реакция на утрату, характеризующаяся снижением интереса к внешнему миру, поглощенностью непроизвольно возникающими мучительными воспоминаниями, по интенсивности близкими иногда к галлюцинациям, нарушением сна, унынием, смешанным с раскаянием, и плачем.
Хотя слово Trauer, использованное Фрейдом в "Печали и меланхолии" (1917) можно перевести кок 'скорбь' или "печаль', имеются клинические и теоретические причины рассматривать скорбь как процесс, а печаль - как аффективную реакцию на утрату. По Фрейду, понятие печали включает в себя реакцию но утрату любимого человека или абстрактных репрезентаций, таких, кок идеал. Поэтому имеет смысл рассматривать тяжелую утрату, особенно утрату любимого человека (интерперсонального объекта) кок подкласс аффекта печали (Pollock, 1978).
Процесс скорби по идеалу или любимому человеку при удачном течении ведет к усилению Я и во многих исследованиях рассматривается как адаптивный. Психопатологический эквивалент печали, связанный с нарушением процесса скорби, описывается многими в психодинамическом контексте различных видов депрессии.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000
Печаль
первоначальное значение – «то, что жжет», родственно словам печься (о ком-л.), лечь) – грусть, тоска, горе. Возможное проявление – малая подвижность тела, вздохи (ср. вздохнуть из глубины души), плач, низкий и негромкий голос, молчаливость.
Печально я гляжу на наше поколенье
(М. Лермонтов).
Печаль обычно вызывает сочувствие, желание оказать индивиду соответствующую помощь.
Мы с печалью, а Бог с милостью (Словарь Даля).
От всякой печали Бог избавляет (там же).
Ср. неаполитанскую песню «Не светится оконце». Печаль изображалась всегда сидящей, потому что ей трудно держаться на некрепких ногах, руки покоятся на коленях, со склоненной головой, брови опущены.
Ср. картину В. Васнецова «Аленушка».
Я скрою грусть поневоле,
Чтоб сердца покой спасти:
У тех, кто резвится вволю,
Печальный вид не в чести.
(Кристина де Пизан, Слагаю стихи от скуки)
Печаль – дряхлость души (Нил Синайский).
Как моль съедает одежду, а червь – дерево, так печаль съедает душу человека (он же).
Печально я гляжу на наше поколенье
(М. Лермонтов).
Печаль обычно вызывает сочувствие, желание оказать индивиду соответствующую помощь.
Мы с печалью, а Бог с милостью (Словарь Даля).
От всякой печали Бог избавляет (там же).
Ср. неаполитанскую песню «Не светится оконце». Печаль изображалась всегда сидящей, потому что ей трудно держаться на некрепких ногах, руки покоятся на коленях, со склоненной головой, брови опущены.
Ср. картину В. Васнецова «Аленушка».
Я скрою грусть поневоле,
Чтоб сердца покой спасти:
У тех, кто резвится вволю,
Печальный вид не в чести.
(Кристина де Пизан, Слагаю стихи от скуки)
Печаль – дряхлость души (Нил Синайский).
Как моль съедает одежду, а червь – дерево, так печаль съедает душу человека (он же).
Печаль
от рус. печет, жжет; англ. grief) – 1. грусть, тоска, траурное состояние, настроение, возникающее в процессе принятия тяжелой утраты кого-, чего-либо или признанием ненадежности определенных источников удовлетворения. Характеризуется поглощенностью ощущением собственного несчастья, кажущимся чем-то исключительным, никому непонятным или даже несправедливым («Вам не понять моей печали...» - слова из русского романса). Нередко печаль дополняется несколько запоздалым чувством собственной вины в происшедшем несчастье. Возможно, что именно поэтому термин «печаль» иногда воспринимается с коннотацией «дурной, предосудительный». Последним печаль отличается от горя (скорби), более сложного комплекса эмоций или аффективного состояния, в котором индивид не замыкается в себе, не страдает от угрызений совести и никого не обвиняет, напротив, он остается открытым, способным на сострадание, на чувство благодарности, а его горе проявляется искренне, неподдельно, без надрыва и естественно, так, что оно вызывает понятные и натуральные ответные чувства окружающих. Вообще говоря, описание эмоций не бывает и не может быть абсолютно точным, безотносительным к характеру человека, его личности человека, как, впрочем, и восприятие таких описаний; 2. в психоанализе – настроение погруженности в себя, напоминающее сожаление и горе и вызываемое либо принятием понесенной утраты, либо осознанием ненадежности всех источников удовлетворения. Печаль, в отличие от депрессии, считают аналитики, «не содержит в себе конфликта».
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ПЕЧАЛЬ
психическое состояние, обусловленное переживаниями утраты и сопровождающееся снижением интереса к внешнему миру, погруженностью в себя и поглощенностью воспоминаниями, вызывающими неприятный осадок.
Данный феномен был рассмотрен З. Фрейдом в работе «Trauer und Melancholie» (1917). Использованный им термин «Trauer» может быть переведен на русский язык как «печаль» и «скорбь». Содержательные тонкости различий между печалью и скорбью зависят подчас не только от контекста использования этих понятий, но и от понимания человеком сути данных явлений. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в различных отечественных изданиях соответствующая работа З. Фрейда переведена на русский язык в двух вариантах – «Печаль и меланхолия» и «Скорбь и меланхолия».
В зарубежной психоаналитической литературе предпринимаются попытки провести различия между печалью и скорбью. Некоторые исследователи считают, что имеются клинические и теоретические причины рассматривать печаль как аффективную реакцию на утрату, а скорбь – как процесс психического восстановления после утраты. Если исходить из данной точки зрения, то применительно к работе З. Фрейда следует говорить не о скорби, а о печали, поскольку он писал о том, что исследуемый им феномен является «реакцией на утрату любимого человека или какой-либо помещенной на его место абстракции, например Родины, свободы, идеала и т. д.».
В русском языке печаль соотносится с чувством грусти и скорби, состоянием душевной горечи. В то же время термин «печаль» используется для обозначения какого-нибудь отношения к чему-то («не твоя печаль», то есть не твое дело) или чего-то неожиданного, неприятного («не было печали!»). Понятие скорби обозначает крайнюю печаль, горесть, страдание. Если исходить из подобного понимания этих явлений, то применительно к работе З. Фрейда речь может идти о скорби как крайней печали, приносящей человеку глубокие страдания.
Принимая во внимание имеющиеся в русском языке различия между печалью и скорбью, можно, видимо, говорить о следующем. Печаль является нормальным состоянием человека, вызывающим у него такие переживания, которые не оставляют глубокого следа или при неблагоприятных обстоятельствах могут обостриться до скорби и тем самым создать почву для возможного возникновения невротических заболеваний. Скорбь – тоже нормальное состояние человека, но в отличие от печали характеризующееся более глубокими переживаниями, которые требуют много времени и душевных сил на их переработку, прежде чем психика человека приобретет былую устойчивость, что может и не иметь успешного результата, вследствии чего скорбь способна обернуться патологическими проявлениями.
Данный феномен был рассмотрен З. Фрейдом в работе «Trauer und Melancholie» (1917). Использованный им термин «Trauer» может быть переведен на русский язык как «печаль» и «скорбь». Содержательные тонкости различий между печалью и скорбью зависят подчас не только от контекста использования этих понятий, но и от понимания человеком сути данных явлений. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в различных отечественных изданиях соответствующая работа З. Фрейда переведена на русский язык в двух вариантах – «Печаль и меланхолия» и «Скорбь и меланхолия».
В зарубежной психоаналитической литературе предпринимаются попытки провести различия между печалью и скорбью. Некоторые исследователи считают, что имеются клинические и теоретические причины рассматривать печаль как аффективную реакцию на утрату, а скорбь – как процесс психического восстановления после утраты. Если исходить из данной точки зрения, то применительно к работе З. Фрейда следует говорить не о скорби, а о печали, поскольку он писал о том, что исследуемый им феномен является «реакцией на утрату любимого человека или какой-либо помещенной на его место абстракции, например Родины, свободы, идеала и т. д.».
В русском языке печаль соотносится с чувством грусти и скорби, состоянием душевной горечи. В то же время термин «печаль» используется для обозначения какого-нибудь отношения к чему-то («не твоя печаль», то есть не твое дело) или чего-то неожиданного, неприятного («не было печали!»). Понятие скорби обозначает крайнюю печаль, горесть, страдание. Если исходить из подобного понимания этих явлений, то применительно к работе З. Фрейда речь может идти о скорби как крайней печали, приносящей человеку глубокие страдания.
Принимая во внимание имеющиеся в русском языке различия между печалью и скорбью, можно, видимо, говорить о следующем. Печаль является нормальным состоянием человека, вызывающим у него такие переживания, которые не оставляют глубокого следа или при неблагоприятных обстоятельствах могут обостриться до скорби и тем самым создать почву для возможного возникновения невротических заболеваний. Скорбь – тоже нормальное состояние человека, но в отличие от печали характеризующееся более глубокими переживаниями, которые требуют много времени и душевных сил на их переработку, прежде чем психика человека приобретет былую устойчивость, что может и не иметь успешного результата, вследствии чего скорбь способна обернуться патологическими проявлениями.
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001