ТОСИЛАТ БРЕТИЛИУМА Тоска витальная

Тоска

Найдено 4 определения термина Тоска

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Тоска

состояние душевной тревоги, соединенное с грустью.

Оцените определение:

Источник: Психофизиология состояний человека: терминологический словарь

Тоска

тяжелое чувство напряжения, граничащее с болью, которое больные локализуют в области сердца (в отличие от тревоги сопровождается двигательной заторможенностью).

Источник: Клиническая психология. Глоссарий для преподавателей и студентов факультетов психологии

Тоска

возможно, связано с теснить, ср.: такое-то чувство теснит грудь, беда лежит камнем на сердце) – душевная тревога, уныние, томление души, мучительная грусть, скорбь. Ср. выражение сам не свой.

Она вошла в комнату Даши – пусто, вошла к Долинскому – тоже пусто. Присела на его кресле, и невыносимая тоска, словно как нежнейший друг, так и обняла ее из-за мягкой спинки… «Тоска!» – произнесла про себя Анна Михайловна (Н. Лесков, Обойденные).

Тяжело в ночной тиши

Выносить тоску души

Пред безглазым домовым,

Темным призраком немым,

Как стихийная волна

Над душой она вольна.

(А. Фет, «Тяжело в ночной тиши…»)

На Федора покойники тоскуют по земле (26 января по старому стилю) (Словарь Даля).

Ср. вокальное произведение Р. Вагнера «В теплице», хор девушек из оперы А. Серова «Аскольдова могила»; песни военных лет «В землянке», «Эх, дороги», песню «Ах, зачем эта ночь так была коротка!». Ср. грусть, сплин, хандра, меланхолия.

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Тоска

общеславянск. «тъска» - первоначальное значение – пустой) - 1. эмоциональное состояние, которое, как указывает его название, истощает, иссушает, «грызет» (грусть), «печет» (печаль), «пакостить сердцю мужеви», в котором индивид целиком сосредоточен на своем несчастье, удаляется от людей и стыдится их, забрасывает все свои дела, истязает себя самообвинениями и воспоминаниями своих неблаговидных поступков так, будто это доставляет ему если не радость и удовольствие, то какое-то никому непонятное чувство удовлетворения, так что тоска для своего развития не нуждается в какой-то очень уж особенной беде, ей бывает достаточно и незначительного повода при чрезмерном, болезненном самолюбии. Тоска легко может превратиться в обиду, озлобленность или даже в ненависть, а связанная с ними агрессия, не находя внешнего выхода, свободно трансформируется в самонаказание и аутоагрессивность. Горе – более человечное чувство, оно никогда не возникает само по себе, в нем индивид меньше всего думает о самом себе и потому он не склонен думать о суициде и тем более думать о нем как об избавлении от своего несчастья. О горе не говорят такого, как «грусть-тоска меня заела», хотя бесспорно, что оно при определенных обстоятельствах способно сокрушить, сломить едва ли не любого самого стойкого человека, если лишает его всего того, для чего он существует. О тоске можно сказать, повидимому, что это горе мазохиста или удел нарцисса, когда к переживанию реальной беды он прибавляет самомучение, почти садистическое «ковыряние» в своих душевных ранах; 2. согласно К.Изарду, тоска есть комплекс эмоций, включающие такие из них (перечисляется по убывающей представленности): напряжение, импульсивность, самоуверенность, удовольствие; 3. в психопатологии – основное настроение, свойственное, как многими принято считать, тоскливой, меланхолической депрессии. Эмоциональный спектр депрессии, и на это давно обратили внимание клиницисты, в значительной, если не определяющей степени зависит от уровня зрелости личности, типа личности, характера человека, и он сильно меняется с возрастом, а также в зависимости от влияния культуральных условий сушествования. Систематических исследований этой проблемы проводится, однако, мало. Синонимы: Печаль, Грусть, Хандра.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Показать все [+1] ↓

Найдено научных статей по теме — 1

Блуждание в трех соснах, или Тоска по личности (из личного архива В. П. Зинченко)

Зинченко Владимир Петрович
В статье анализируются многозначные психологические термины: «субъект», «индивид», «личность» и образуемые из них синкреты, например, «личностный субъект», «субъектность личности», «мультисубъектность личности», «личность атрибут субъекта», «личность индивида» и т.п. Автор пишет, что он, не претендуя на исчерпывающее раскрытие внутренней формы соответствующего слова, попытается выразить свое отношение к подобным синкретам и свое видение взаимоотношений между реальностями, скрытыми за терминами «субъект», «индивид», «личность». При этом он опирается на более ранние культурные традиции их понимания и использования. Реконструируется трактовка этих терминов Г.Г. Шпетом, М. Хайдеггером, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, А.Н. Леонтьевым и др. Автор утверждает, что ему не удалось найти в работах рассмотренных им авторов сколько-нибудь содержательных связей между понятиями «субъект» и «личность». Да и само понятие «субъект» в них используется настолько широко, что его содержание близко к нулю. Подчеркивается сложность постижения субъекта, приводятся свидетельства этой сложности, которые автор находит в работах ведущих философов и психологов, занимавшихся данной проблемой. В итоге автор пишет, что анализ различных форм рефлексивности и, собственно, лежащих в их основании практик это, возможно, и есть теория психологии субъекта, если таковая возможна. Второй член рассматриваемой триады индивид или индивидуальность, представляет собой и объект, и предмет, и цель бесконечного числа исследований. При этом понятия «субъект» и «личность» не конгруэнтны понятию «индивид», хотя многие попытки определить или охарактеризовать личность отталкиваются именно от индивидуальности. Феномен личности довольно поздний результат человеческого развития. Автор утверждает, что очевидной, реальной проблемой психологии является наше среднее звено индивид или индивидуальность. От нее возможны два пути: вниз к субъекту функции или к коллекции (коллективу) функций, к подлежащему. И путь вверх к личности, к коллективу переживаний, к духовности и свободе. Однако выбор не всегда за человеком, но и преуменьшать его стремлений к пределу самопостроения не следует.
Скачать PDF