ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ это что такое ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ: определение — Психология.НЭС
ПАРАНОИДНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНОЕ СОСТОЯНИЕ

ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ

Найдено 3 определения термина ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ

PARANOID-SCHIZOID POSITION) Предложенная Мелани Клейн психическая организация индивида, которая помогает ему справиться со своими внутренними деструктивными импульсами путем

а) РАСЩЕПЛЕНИЯ как своего ЭГО, так и его ОБЪЕКТ-ПРЕДСТАВЛЕНИЙ на ХОРОШИЕ и ПЛОХИЕ части и

б) проецирования (см. ПРОЕКЦИЯ) своих деструктивных импульсов на плохой объект, который, как он чувствует, его преследует.

Согласно Клейн, параноидно-шизоидная позиция представляет собой первую попытку младенца справиться с ИНСТИНКТОМ СМЕРТИ и предшествует ДЕПРЕССИВНОЙ ПОЗИЦИИ. Неудавшийся выход из параноидио-шизоидной позиции (т.е. достижение депрессивной позиции) несет за собой, по мнению Клейн, не только многие ШИЗОИДНЫЕ и ПАРАНОИДНЫЕ расстройства, но и трудности обсессивного плана (см. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИИ), в которых "преследующий плохой объект" интроецируется (см. ИНТРОЕКЦИЯ), образуя ядро СВЕРХ-Я. См. Segal (1964).

Оцените определение:

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г.256

ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ

примитивная организация психического аппарата, характеризующаяся проявлением первоначальных переживаний ребенка, сопровождающихся возникновением страха перед воображаемым разрушением, уничтожением его.

   Представления о параноидно-шизоидной позиции содержались в размышлениях М. Кляйн (1882–1960) о психическом развитии младенца. В частности, они нашли отражение в ее работе «Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка» (1952).

   По мнению М. Кляйн, с самого начала жизни младенец переживает тревогу, связанную с работой инстинкта смерти и переживанием собственного рождения. Его отношения с объектами внешнего мира, прежде всего с материнской грудью, оказываются окрашенными тревогой преследования. В виде психического представления грудь матери воспринимается ребенком в качестве «хорошего» или «плохого» объекта. Хороший объект – грудь, удовлетворяющая младенца и ощущаемая им как любимая. Плохой объект – фрустрирующая, ненавидимая грудь. С одной стороны, внешний объект интроецируется вовнуть, образуя психический мир младенца. С другой стороны, ребенок проецирует на внешний объект свои импульсы, связанные с любовью и ненавистью. «Хорошая» грудь идеализируется, становится «идеальной», в то время как «плохая» грудь воспринимается в качестве ужасного преследователя, способного проглотить, пожрать, уничтожить младенца.

   М. Кляйн считала, что «соединение чувства любви и деструктивных импульсов по отношению к одному и тому же объекту – груди – служит предпосылкой роста депрессивной тревоги». Тем самым душевная жизнь ребенка в течение первых трех-четырех месяцев характеризуется тем, что она назвала параноидно-шизоидной позицией, которая позднее сменяется депрессивной позицией, тесно связанной с коренными изменениями в либидозной организации ребенка. Примитивные тревоги и защиты, в своей совокупности составляющие параноидно-шизоидную позицию и проявляющиеся в форме страха преследования и идеализации, появляются на самых ранних стадиях развития ребенка, но они, по утверждению М. Кляйн, «не ограничиваются их пределами, а снова и снова возникают в течение первых лет детства и при определенных обстоятельствах в ходе всей позднейшей жизни», что может давать знать о себе в виде психических расстройств.    

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Параноидно-шизоидная позиция

в психоанализе – гипотеза М.Клейн о психической организации, которая помогает индивиду справляться с деструктивными импульсами путем: а) расщепления как своего Эго, так и его объект-представления на хорошую и плохую части; б) проецирования деструктивных импульсов на плохой объект, который становится тем самым преследователем («преследующая грудь»). Это, по мнению М.Клейн, первая попытка младенца справиться с инстинктом смерти. Если она не удается, то неудача влечет не только многие шизоидные и параноидные расстройства, но и трудности обсессивного плана, в которых преследующий «плохой объект» интроецируется. Оригинальным и особенно интригующим в этой гипотезе является предположение о том, что сознание собственного Я свойственно уже младенцам. Человек, согласно психоанализу, - единственный биологический вид, которому анадлитики приписывают наличие инстинкта смерти.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ — 0

Найдено книг по теме — 12

Найдено научных статей по теме — 12

Некоторые аспекты изучения качества жизни больных параноидной шизофренией с позиций системного анали

Куликов Сергей Александрович, Куликова А.С.
Рассматриваются особенности субъективной картины качества жизни у больных параноидной шизофренией в аспекте межгрупповых различий (проводится сравнение в группах сохранных пациентов и больных с формирующимся или уже сформировавшимся дефектом). Важным является применение системного подхода к анализу качества жизни не только с определением степени субъективной удовлетворенности, но и выделением стержневых факторов, имеющих приоритетное значение в формировании его картины в условиях болезни. В настоящем исследовании показано, что специфика субъективной картины качества жизни в изучаемых группах определяется не только степенью выраженности, но и разной структурой компонентов, характеризующихся наибольшей корреляционной сопряженностью с клиническими, когнитивными и аффективными характеристиками. Ключевые слова: параноидная шизофрения, качество жизни, системный подход, процессуальные характеристики,
Скачать PDF

Активная познавательная позиция как достижение психического развития младших школьников

Меньшикова Елена Александровна
Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активной познавательной позиции как центрального психологического новообразования детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции авторов, раскрывает компоненты данного феномена: познавательный интерес, радость познания, рефлексивный компонент и нравственно-волевые качества личности.
Скачать PDF

профессиональная позиция руководителя и осуществление им функции мотивирования персонала

Иоголевич Н.И.
Скачать PDF

Развитие рефлексивной позиции учащегося как стратегия предупреждения когнитивной депривации

Грязнова В.Ю.
Предметом статьи является развитие рефлексивной позиции учащегося как стратегия предупреждения когнитивной депривации.
Скачать PDF

Психофизиологическая адаптация военнослужащих по призыву к условиям военного труда с позиций восточн

Сюрис Николай Алексеевич, Дукальская Ольга Юрьевна
В данной статье описаны варианты оценки динамики психофизиологической адаптации военнослужащих по призыву к условиям военного труда с позиций восточной философии и медицины с целью оптимизации мероприятий психофизиологического сопровождения военной службы.In this article the variants of estimation of psycho physiological adaptation dynamics of the soldiers on the call to the conditions of military labor from the positions of eastern philosophy and medicine have been described, with the purpose of optimization of psycho physiological support of military service.
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия воспитания экогуманистической позиции младшего школьника

Капитонец Е.В.
В статье раскрываются философские и психологические основы воспитания у ученика младшего школьного возраста экогуманистической личностной позиции как устойчивой системы ценностных отношений к объектам природной и социальной реальности и самому себе. Ключевая идея обретение человеком себя (своей сущности) через общение с миром природы. Представлены педагогическая концепция воспитания экогуманистической позиции и результаты педагогического эксперимента по ее реализации.The article deals with the philosophical and psychological principles of upbringing a junior pupil as an eco-human personality resulting from a stable system of value relationships to nature, social reality and oneself. The key-idea of the article is finding oneself through the communication with nature. The article presents the pedagogical conception of upbringing an eco-human personality and the result of its experimental realisation.
Скачать PDF

Безопасность человека с позиции системной устойчивости

Лызь Н.А.
Рассмотрены проблемы безопасности человека с точки зрения личностных качеств, обеспечивающих его способность сохранять целостность и удерживать направленность развития в условиях внешних и внутренних возмущающих воздействий. Представлена модель безопасной личности, охарактеризован наиболее перспективный подход к обеспечению безопасности развитие безопасной личности через формирование основ системной устойчивости.
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции старшеклассников в процессе предпро

Артемьева Юлия Анатольевна
В статье рассмотрены условия психолого-педагогического воздействия, способствующие развитию субъектной позиции учащихся. Статья предназначена психологам, руководителям элективных курсов, студентам, аспирантам, обучающимся по педагогическим специальностям.
Скачать PDF

Профессиональное самоопределение как путь реализации активной позиции личности

Овсянникова С. Б.
Статья посвящена вопросам профессионального самоопределения студентов, обучающихся в государственных и негосударственных вузах. В работе освещаются вопросы активности личности, мотивация профессиональной направленности при выборе жизненного пути. На основе обобщенных результатов эмпирических данных охарактеризована целостная картина динамики профессио нального становления студентов в высших учебных заведениях, а также рассмотрены особенности профессионального развития будущих специалистов, обучающихся в учреждениях разного типа.
Скачать PDF

Сомнение взрослого в целесообразности обучения и формирование субъектной позиции

Березина Н.Н.
Скачать PDF

Психологический феномен влияния тендера на позицию ребенка с нарушениями зрения в игровой деятельнос

Гаджиева Д. П.
Статья посвящена актуальной проблеме исследования влияния тендерных различий на игровую деятельность детей с нарушениями зрения. Выявляются особенности проявления полоролевой идентификации, доказывается необходимость гендерно-ориентированного воспитания детей с нарушениями зрения.
Скачать PDF

Теоретико-методологические позиции исследования состояния психики человека, проживающего на экологич

Сараева Надежда Михайловна
Представлены новые методологические позиции, позволяющие исследовать состояние психики людей, проживающих на экологически неблагополучных территориях. Показано, что только системный анализ делает возможным решение задачи выявления последствий длительного влияния экологического неблагополучия на целостную психику.
Скачать PDF