ПАМЯТЬ ЗАКОНЫ

Найдено 1 определение
ПАМЯТЬ ЗАКОНЫ
законы, которым в своем развитии и функционировании подчиняется П. человека. Основные законы П. человека следующие: закон ассоциаций, закон забывания, закон Зейгарник, закон края, закон связи памяти с мышлением, закон связи памяти с речью, закон связи памяти с воображением, закон связи памяти с мотивацией (интересами и потребностями человека), закон связи памяти с эмоциями. Закон ассоциаций-это один из основных законов памяти, который формулируется следующим образом: чем больше разнообразных связей или ассоциаций установлено между частями запоминаемого материала и тем, что хранится в П. человека, тем быстрее и лучше соответствующий материал запомнится, дольше сохранится в памяти и легче будет припоминаться. Если, например, мы запоминаем какой-нибудь сложный, объемный текст, то для того, чтобы его лучше запомнить, необходимо разделить текст на части и выяснить, каким образом эти части связаны между собой. Любой анализ, направленный на выявление внутренних или внешних связей запоминаемого материала (связей между его частями или связей данного материала с другими материалами), улучшает запоминание, сохранение в памяти и воспроизведение материала. Слова-синонимы или слова-антонимы, например, запоминаются лучше, чем другие слова по той причине, что между этими словами существует прямая или обратная смысловая связь (соответственно-ассоциации по сходству или по конрасту). Части материала, взаимно дополняющие друг друга, также запоминаются и припоминаются вместе потому, что между ними образуется ассоциация по смежности. В долговременной П. человека практически весь материал, который там хранится и может быть припомнен, находятся в так называемом связанном или ассоциированном виде.
Между фрагментами или частями хранящегося в П. материала существует множество разнообразных ассоциаций, благодаря которым в нужный момент времени мы припоминаем его. Когда человек с трудом припоминает нечто, то это означает, что связи или ассоциации припоминаемого материала являются достаточно слабыми. Если же человек вообще не в состоянии что-либо вспомнить, то можно сделать вывод о том, что ассоциации припоминаемого материала утрачены. Суть закона забывания состоит в следующем: забывание человеком информации происходит неравномерно и быстрее всего в первые дни после ее запоминания. Со временем в П. человека сохраняется примерно около 20% той информации, которая им была запомнена. Впервые процесс забывания запомненного материала без его последующего повторения экспериментально исследовал немецкий ученый Г. Эббингауз, и он же на основе проведенных исследований открыл представленный выше закон забывания. Согласно этому закону процесс развивается довольно быстро, и в течение первых двух-трех дней после запоминания человек обычно забывает до полови ны всей, запомненной им информации. Дальше забывание идет гораздо медленнее, и, спустя примерно месяц, этот процесс практически прекращается. Если же человек запомнил осмысленную информацию (в экспериментах Г. Эббингауза испытуемые запоминали трехбуквенные бессмысленные слоги), то процесс забывания может происходить иначе, гораздо медленнее, чем по описанному выше закону забывания. Повторение материала еще более замедляет процесс его забывания. Закон Зейгарник был открыт и описан известным российским психологом Б.В. Зейгарник. Она, работая под руководством К. Левина, экспериментально доказала, что человек по-разному забывает то, что связано с уже завершенными делами (полностью удовлетворенными потребностями), и то, что относится к еще не полностью завершенным делам (не вполне удовлетворенным потребностям). Согласно закону Зейгарник, гораздо быстрее человеком забывается то, что касается полностью завершенных дел, чем то, что относится к незавершенным делам, причем первое забывается почти в два раза быстрее, чем второе. Смысл закона края состоит в следующем. В длинной последовательности событий, фактов, единиц информации и т. п. лучше всего запоминается и впоследствии легче всего припоминается то, что было в начале и в конце, т. е. «с краю». При этом первое по времени запоминается и припоминается чуть лучше, чем последнее по времени, а то, что оказалось в середине распределенного во времени ряда, запоминается и припоминается хуже всего.
Суть закона связи памяти с мышлением состоит в том, что П. человека на высших уровнях ее развития тесным образом связана с мышлением. Соответственно этот закон формулируется следующим образом: чем более осмысленным является запоминаемый материал, чем больше человек размышляет над ним, тем лучше и быстрее данный материал запоминается и легче воспроизводится. Иногда, согласно этому закону, достаточно даже просто поразмышлять над запоминаемым материалом, не стараясь его запомнить, чтобы он мог сохраниться в памяти. Формы мышления над запоминаемым материалом, способствующие его сохранению в П., могут быть самые разнообразные. Это-и мысли, которые приходят человеку в голову по аналогии с запоминаемым материалом, и целенаправленные попытки глубже понять, осмыслить запоминаемый материал, и обращение внимания (внимания, связанного с размышлениями) на какую-либо часть, деталь или аспект запоминаемого материала, и стремление представить запоминаемый материал в более компактном, легко сохранямом в П. виде, например, в виде схемы, выражающей его основное содержание, и размышление над тем, какие выводы могут следовать из запоминаемого материала, и т. п. В общем же случае действует следующая закономерность: чем больше и глубже размышляет человек над запоминаемым материалом, тем лучше он запоминается и припоминается. При этом формы мышления сами по себе не имеют существенного значения, так как все они способствуют лучшему запоминанию соответствующего материала. Согласно закону связи памяти с речью, запоминание материала и его сохранение в долговременной П. будет лучше, если запоминаемый материал представлен в речевой форме. Связь П. с речью объясняется органическим соединением мышления и речи в словесно-логическом мышлении, которое чаще всего используется в высших психических процессах человека. Кроме того, в долговременной П. человека наиболее важная, осмысленная информация хранится в виде значений и смыслов слов, а запоминание и воспроизведение материала происходит с помощью внутренней речи, которая одновременно участвует и в процессах мышления, и в процессах П. Закон связи П. с речью можно переформулировать следующим образом: перевод информации с языка органов чувств на язык, которым в качестве средства мышления пользуется человек, обеспечивает перевод информации из кратковременной П. в долговременную, тем самым способствуя ее запоминанию.
Речь принимает участие и в обратном процессе – извлечении информации из долговременной П. и ее последующем припоминании. Опыт показывает, что в раннем возрасте одновременно с освоением речи детьми происходит значительное улучшение их П. Чем лучше владеет ребенок или взрослый человек разными видами речи, тем лучше его П. Смысл закона связи памяти с воображением состо ит в следующем. Образное представление запоминаемого материала или активное включение воображения в процесс его запоминания улучшает как запоминание, так и припоминание материала. Допустим, что человеку необходимо быстро и надолго запомнить какое-либо слово, обозначающее представимый в виде образа предмет или явление. Это можно сделать, представив запоминаемое в виде образа или же связав (ассоциировав) запоминаемый материал с каким-либо известным, легко припоминамым в нужный момент времени образом. Данный закон сравнительно легко используется не только людьми с развитым воображением и развитой образной П., но и теми людьми, у кого воображение и данный вид П. развиты сравнительно слабо. Из этого же закона следует, что усилия, направленные на развитие воображения и образной П., должны будут способствовать улучшению П. человека в целом. Закон связи П. с мотивацией (потребностями) человека формулируется следующим образом: чем сильнее запоминаемый материал связан с актуальными потребностями человека, тем лучше он запоминается. Кроме того, чем сильнее потребность, с удовлетворением которой связан запоминаемый материал, тем легче и прочнее будет запоминание соответствующего материала человеком.
Краткая формулировка закона связи П. с эмоциями: чем сильнее эмоциональная реакция, которую у человека вызывает тот или иной материал, тем лучше и прочнее он запоминается. И, наоборот, то, что не вызывает никакой эмоциональной реакции у человека, не запоминается им вообще или запоминается с большим трудом. Известно, например, что сильные эмоциональные переживания, связанные с опытом раннего детства, почти всегда ведут к тому, что человек прочно, надолго, иногда на всю свою жизнь запоминает связанные с соответствующими переживаниями события детства. Практически почти все воспоминания детства, относящиеся к третьему или четвертому году жизни, оказываются связанными с достаточно сильными эмоциональными переживаниями ребенка. Данный закон в приведенной выше его формулировке относится в основном к запоминанию и сохранению ин формации. Что же касается припоминания, то здесь он работает дифференцированно: человек легче и лучше припоминает то, что связано с положительными эмоциями, и с гораздо большими усилиями, с трудом припоминает то, что в его личном опыте связано с отрицательными эмоциями. Последнее, как показал З. Фрейд, объясняется действием психологического защитного механизма вытеснения, а также тем, что в психоанализе называют цензурой. См. психоанализ, цензура.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
469.34 кб

ПОНЯТИЕ «ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ» В СОВЕТСКОМ И РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 1918-2002 ГГ

Крылова Маргарита Сергеевна
В данной статье проанализирована эволюция представлений об историко-культурном наследии в советском и современном российском законодательствах, выделены этапы трактовки базового понятия «памятник истории и культуры»: 1918-1933 гг.
Читать PDF
5.17 мб

Некоторые закономерности воспроизведения психологической информации из долговременной памяти

Романов К.М., Никишов С.Н., Уваров А.А.

Похожие термины:

  • Закон обратного хода памяти

    Син.: Закон Рибо. Закономерность, согласно которой при физиологическом старении и при органических заболеваниях головного мозга прогрессирующий распад памяти происходит в последовательности, об
  • ПАМЯТИ ОБРАТНОГО РАЗВИТИЯ ЗАКОН

    закон, сформулированный французским психологом Т. Рибо. Суть П.о.р.з. заключается в следующем. При возрастных (старческих) или болезненных расстройствах памяти человека в первую очередь страдают п