ПАМЯТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Найдено 1 определение
ПАМЯТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
в психологии исторически сложились и в настоящее время принимаются как научные следующие основные теории П.: ассоциативная теория, гештальттеория, психоаналитическая теория, деятельностно-смысловая теория и когнитивная (информационно-кибернетическая) теория. Именно в этой последовательности они возникли и получили признание в XVIII—XX вв. Ассоциативная теория П.-самая старая теория П. Ее основы были заложены еще в трудах Аристотеля, но полное развитие и признание она получила лишь в рамках ассоциативной психологии XVIII в. В этой теории все процессы и законы П. сводятся к разного рода ассоциациям или связям между различными элементами опыта. В качестве ассоциаций, определяющих запоминание, сохранение, узнавание или воспроизведение материала, чаще всего рассматривались ассоциации по сходству, по контрасту, смежности, пространственной и временной близости. Ассоциативная теория, правильно объясняя многие явления П., была не в состоянии удовлетворительно объяснить целенаправленность и избирательность процессов П. Под влиянием критики ассоциативной теории П. в конце XIX-начале ХХ в. в рамках гештальт-психологии возникла новая, гештальттеория П. В ней процессы и законы П. сводились уже не к ассоциациям, а к законам гештальта. Эта теория удовлетворительно смогла объяснить целостность и целенаправленность процессов П., но не объясняла зависимости процессов и результатов П. от эмоций и мотивации человека. Решение данной задачи в какой-то степени оказалось по силам психоаналитической теории П. Главная идея этой теории состояла в том, что П. человека имеет подсознательную природу и бессознательную детерминацию, существенно зависит от актуальных потребностей и переживаний человека, многие из которых возникают и действуют на подсознательной основе.
Психоаналитическая теория П. удоветворительно объяснила случаи забывания человеком информации и некоторые трудности ее припоминания. Рассмотренные теории, появившиеся и ставшие популярными до начала 30-х гг. ХХ в., оставляли открытым вопрос о зависимости памяти от деятельности, сознания и мышления человека. На этот вопрос позволили ответить теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, созданная Л.С. Выготским, а также теория деятельности А.Н. Леонтьевым. Разработанная на основе учений Выготского и Леонтьева деятельностно-смысловая теория П. (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, А.Р. Лурия и др.) доказала, что П. человека, выступающая как высшая психическая функция-это, в основном, сознательный процесс, регулируемый мышлением человека и представляющий собой особого рода деятельность, подчиняющуюся тем же законам, что и любая другая деятельность человека. Во второй половине ХХ в. в связи с развитием когнитивной психологии, созданием и совершенствованием электронно-вычислительной техники, в том числе математического, программного обеспечения работы ЭВМ, появились новые теоретические разработки, касающиеся технического устройства и логических принципов работы П. электронно-вычислительных устройств. Они оказались полезными и для психологов. Специалистами в области когнитивной психологии, математического программирования, математической логики, теории информации и кибернетики совместно были разработаны основы новой теории П., которую условно (по названиям тех наук, которые внесли существенный вклад в ее разработку) можно обозначить как когнитивную или информационно-кибернетическую теорию П. В данной теории П. человека и происходящие в ней процессы рассматриваются по аналогии с памятью и процессами переработки информации в электронно-вычислительных устройствах. См. ассоциация, бессознательное, высшая психическая функция, гештальт, культурно-историческая теория происхождения и развития высших психических функций человека, опыт, мотивация, мышление, психоанализ, психология ассоциативная, психология когнитивная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007