ПАМЯТЬ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Найдено 1 определение
ПАМЯТЬ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
под формированием П. человека имеют в виду процесс возникновения и становления, т. е. процесс достижения определенного уровня зрелости теми видами П., которые человеку в их элементарных формах даны с рождения, например, непроизвольной, непосредствованной и механической П. Под развитием П. чаще всего понимают процесс возникновения и дальнейшего совершенствования у человека тех видов его памяти, которые представляют собой высшие психические функции (опосредствованная, произвольная и логическая П.). В действительности процессы формирования и развития П. в указанном выше их понимании накладываются друг на друга, и, начиная с дошкольного возраста, фактически происходят параллельно. П. человека может формироваться и развиваться как в филогенезе, так и в онтогенезе. Филогенетическое направление формирования и развития П. человека представляет собой процесс прогрессивного изменения П. всех людей на протяжении истории человечества. Онтогенетическое направление в формировании и развитии П. касается тех положительных изменений, которые происходят в П. отдельно взятого человека в течение его жизни. Когда-то, в отдаленные от нас времена, человек, по-видимому, обладал лишь непроизвольной, непосредственной и механической П. В процессе исторического развития человечества люди постепенно приобретали новые виды П. и совершенствовали их. Речь идет о произвольной, опосредствованной и логической П. Этот процесс активно продолжается и в наши дни. Чем выше уровень социально-культурного и экономического развития общества, тем более развитой представляется П. людей, принадлежащих данному обществу. П.П. Блонский выделил четыре вида П., которые, по его мнению, последовательно появились один за другим, дополняя друг друга, в истории человечества. Это аффективная, двигательная, образная и логическая П. Аффективной называют П. на эмоциональные переживания.
Двигательная-это П. на разнообразные движения, в частности те, которые связаны с различными видами трудовой деятельности человека. Под образной понимают П., которая хранит и передает из поколения в поколение зрительные, слуховые и другие образы. Логическая П. включает мнемические процессы, касающиеся мыслей, идей и умозаключений. Первой, по мысли Блонского, на заре человечества появилась и стала развиваться аффективная П. Это, по-видимому, произошло в эпоху выхода людей из мира животных и в период возникновения первобытного общества. Почти одновременно с этим у людей появилась и стала развиваться речь, так как им понадобилось сохранять и передавать из поколения в поколение сведения о наиболее значимых жизненных событиях и связанных с ними переживаниях, в частности-об эмоциях, которые связаны с удовлетворением основных жизненных потребностей и с обеспечением безопасного существования людей. Второй по порядку появилась и стала развиваться двигательная П. Это, вероятно, произошло в то время, когда труд стал основной деятельностью человека, когда люди придумали и стали использовать разнообразные орудия труда. Пользование ими и сам производительный труд потребовали, в свою очередь, освоения, запоминания, передачи из поколения в поколение знаний и умений, специальных движений, связанных с использованием орудий труда. Вслед за двигательной у людей появилась и стала развиваться образная память. Необходимость ее возникновения была продиктована потребностью развития искусств, в основе которых лежат образные представления людей. Последней по порядку в истории человечества возникла и стала развиваться логическая П. Ее формирование и развитие тесным образом связано с появлением научных знаний, которые могут сохраняться и передаваться от поколения к поколению людей в виде идей.
В онтогенезе также выделяются процессы формирования и развития отдельных видов П., а также процессы взаимодействия разных видов памяти друг с другом в ходе их формирования и развития. Наиболее интересный, насыщенный различными событиями, связанными с развитием П., этап онтогенеза человека-его детство. В течение данного периода времени происходят основные процессы, связанные, прежде всего, с формированием новой П. у людей, поэтому развитие памяти ребенка в детские годы привлекало к себе наибольшее внимание ученых-психологов. А.Н. Леонтьев, например, занимавшийся изучением онтогенеза П. ребенка, руководствовался общей теорией культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского и интересовался тем, как у детей развиваются природные и социально обусловленные виды памяти, в том числе механическая, непроизвольная и непосредственная П., с одной стороны, логическая, произвольная и опосредствованная П., с другой стороны. Оказалось, что в дошкольном возрасте (дети 4—5 лет) все виды П. ребенка еще слабо развиты, причем продуктивность и природных, и социально обусловленных видов П. очень низкая и примерно одинаковая.
К моменту поступления детей в школу их П. оказывается уже достаточно развитой для того, чтобы с успехом усваивать школьную учебную программу в том ее содержании и объеме, в каком учебные предметы преподаются в общеобразовательной школе. В это время намечается важнейшая возрастная тенденция в развитии всех видов П. человека, которая сохраняется в течение всего периода детства и школьного обучения: опережающее развитие и преимущество в функционировании (в использовании и в продуктивности) природных видов П.: непосредственной, непроизвольной и механической. Эти виды П. в детстве существенно превосходят социально обусловленные виды П.: опосредствованную, произвольную и логическую. От младшего школьного возраста к подростковому возрасту продуктивность природных видов П., кроме того, растет быстрее, чем продуктивность социально обусловленных видов П., и разница между ними достигает максимума именно в подростковом возрасте. Далее тенденция развития П. меняется: теперь быстрее начинают развиваться социально обусловленные виды П., а развитие природных видов П., напротив, замедляется. См. культурно-историческая теория формирования и развития высших психических функций человека, онтогенез, память (виды), филогенез.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
872.56 кб

Приемы развития зрительной памяти в процессе формирования навыков табличного умножения и деления

Шелыгина Ольга Борисовна
Статья посвящена вопросам развития зрительной памяти в процессе обучения математике в начальной школе. Автор предлагает различные приемы работы при изучении умножения и деления, способствующие развитию зрительной памяти учащихся.
Читать PDF
208.21 кб

Формирование исторической памяти и образа желаемого будущего как инструменты социального развития

Жуков Дмитрий Сергеевич, Лямин Сергей Константинович
Статья посвящена рассмотрению некоторых ключевых положений теории целеустремленных систем в трудах Рассела Акоффа и Джамшида Гараедаги.
Читать PDF
391.86 кб

Влияние монументально-исторических памятников на формирование культурных традиций и развитие патриот

Малиш Марьяна Адамовна
Целью данной работы является рассмотреть роль историко-монументальных памятников в воспитании молодежи.