Основы функции психики. Особенности психического отражения

Найдено 1 определение:

Основы функции психики. Особенности психического отражения

Этимологически слово "психика" (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика – это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях. Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика – это "субъективный образ объективного мира". Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологи-ческой деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними. Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика -это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение- полноценную деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей. Психическое отражение характеризуется рядом особенностей: * оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой; * сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; * психическое отражение углубляется и совершенствуется; * обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; * преломляется через индивидуальность человека; * носит опережающий характер.  
Оцените определение:

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии, 2001 г

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности высших психических функций при патологии мозолистого тела

Ковязина Мария Станиславовна, Балашова Елена Юрьевна
Проанализированы публикации, посвященные вкладу мозолистого тела (МТ) в организацию высших психических функций (ВПФ) и в межполушарное взаимодействие. Большинство авторов приходят к выводу, что при нейропсихологическом обследовании лиц с патологией МТ можно выявить проблемы в различных ВПФ. Изложены результаты нейропсихологического обследования 29 лиц с различными вариантами патологии МТ.
Скачать PDF

Влияние индивидуально-типологических особенностей высших психических функций младших школьников на ф

Ахутина Т. В., Бабаева Юлия Давидовна, Кричевец Анатолий Николаевич, Воронова М. Н., Егорова Ольга Ивановна
В статье рассматривается формирование навыка письма у трех групп школьников с разными вариантами развития психических функций, выделенными на основе нейропсихологических характеристик. Использование методики точной регистрации движений при письме в сочетании с нейропсихологическим обследованием детей дало возможность выявить зависимость показателей письма и их динамики от силы и слабости компонентов, входящих в функциональную систему письма испытуемых. Сделан вывод о том, что каждой группе соответствует свой специфический паттерн показателей времени, качества письма и ошибок, объясняемый первично отстающим звеном функциональной системы письма у данного ребенка, а также компенсаторными перестройками.
Скачать PDF

Особенности нейродинамических функций у детей в зависимости от их психического развития

Рычкова Л.С., Герасимова О.Ю.
С помощью метода хронорефлексометрии изучены нейродинамические функции у детей с различным уровнем психического развития. Выявлены особенности переключаемости внимания и дифференцировочных реакций. Показана связь основных нервных процессов с временными параметрами двигательных реакций различной степени сложности.
Скачать PDF

Особенности развития высших психических функций детей старшего дошкольного возраста с ВИЧ-инфекцией

Астаева Алена Васильевна, Астахова Лариса Викторовна
Рассматривается одна из актуальных проблем современного общества -проблема распространения ВИЧ-инфекций в детской популяции. Особое внимание уделяется проблеме влияния этой инфекции на развитие и созревание высших психических функций в онтогенезе с целью выделения мишеней коррекционной программы.
Скачать PDF

Особенности высших психических функций у сельских младших школьников

Колмакова Наталья Викторовна
Рассматривается влияние места проживания на развитие высших психических функций в младшем школьном возрасте. Выявлено, что городские младшие школьники опережают сельских сверстников в сроках формирования функций программирования, контроля и серийной организации движений, а также в уровне сформированности вербальных функций. Сельские дети характеризуются лучше сформированным зрительным гнозисом и большим объемом зрительно-пространственной памяти.
Скачать PDF

Особенности развития познавательных психических процессов у детей с различными видами функциональных

Скачать PDF

Особенности формирования высших психических функций у младших школьников с задержкой психического ра

Хабарова Ирина Викторовна, Шилов Сергей Николаевич, Виноградова Наталья Геннадьевна
Цель Изучение особенностей формирования высших психических функций в результате коррекционно-развивающих мероприятий у детей с задержкой психического развития с различными типами темперамента. Методологические основания исследования Концепция темперамента A. Thomas (1956-1996), доказавшая свою эффективность за рубежом и в России. Функционально-уровневый подход в изучении принципов организации высших психических функций С.А. Домишкевича. Результаты Установлено, что темпераментальные черты личности, характеризующие поведенческую активность, могут оказывать влияние на формирование высших психических функций у школьников с задержкой психического развития. Впервые получены данные, свидетельствующие о том, что младшие школьники с задержкой психического развития, чей темперамент характеризуется как низким, так и высоким индексом выраженности поведенческих проявлений, имеют более низкий потенциал развития высших психических функций, т.е. представляют собой группу риска. Область применения результатов Установление особенностей развития высших психических функций у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития при различных типах темперамента позволяют дифференцировать школьников по типологическими особенностями темперамента. Учёт темпераментальных характеристик может помочь в прогнозировании эффективности коррекционно-развивающих мероприятий для этих детей.
Скачать PDF

Особенности развития базовых психических функций у дошкольников с нормальным и задержанным развитием

Лонская Диана Владимировна
Сложность формирования изобразительной деятельности у дошкольников с замедленным темпом психического развития обусловлена несформированностью психологического базиса, необходимого для этого (внимания, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации). По особенностям развития изобразительной деятельности дети с задержкой психического развития представляют собой три группы, каждая из которых характеризуется различным сочетанием сформированных и несформированных психологических функций. Полученные данные свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с задержкой психического развития в период подготовки к школе.
Скачать PDF

Особенности функционирования познавательных психических процессов в различных видах спорта

Ткачева Мария Сергеевна
В статье анализируются взгляды отечественных и зарубежных исследователей в области психологии спорта, касающиеся функционирования познавательных психических процессов спортсмена в зависимости от особенностей вида спорта. Подчеркивается единство восприятия, внимания и мышления в деятельности спортсмена.
Скачать PDF

Особенности высших психических функций детей в зависимости от совокупного образовательного уровня ро

Фотекова Татьяна Анатольевна
В статье представлены результаты нейропсихологического обследования 515 детей дошкольного и младшего школьного возраста из полных семей. В качестве независимой переменной выступал совокупный уровень образования родителей, который был представлен как пятиуровневая порядковая шкала. Было выявлено, что чем выше совокупный образовательный статус родителей, тем лучше формируются высшие психические функции детей. Повышение образовательного статуса родителей положительно влияет на состояние произвольной регуляции детальности, переработку слухоречевой и зрительной информации, но отрицательно на кинестетические функции.
Скачать PDF

Особенности высших психических функций младших школьников, проживающих в селе, малом и большом город

Фотекова Татьяна Анатольевна, Захаренко Наталья Викторовна
Были исследованы высшие психические функции (ВПФ) младших школьников с учетом типа поселения. Проведено полное нейропсихологическое обследование 60 второклассников, живущих в селе, 60 детей того же возраста из малого города и 58 школьников из большого города. Исследование основано на концепции культурно-исторической психологии Л. С. Выготского и теории системной динамической локализации высших психических функций в коре головного мозга А. Р. Лурии. Выявлено, что тип поселения оказывает влияние на формирование ВПФ. Наибольшие различия в их характеристиках обнаружены между детьми, живущими в селе и большом городе. Младшие школьники из малого города приближаются к сверстникам, проживающим в большом городе по состоянию вербальных функций, программированию и контролю произвольных форм деятельности, в остальном они ближе к сельским сверстникам. Дети из сельской местности имеют преимущества в уровне сформированности зрительно-пространственных функций.
Скачать PDF

Особенности психического развития детей дошкольного возраста (от 4 до 6 лет) с разными типами функци

Е. А. Бойко, Е. Г. Бондаренко
В статье исследуются особенности психического развития детей в возрасте от 4 до 6 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Представлены данные, характеризующие динамику психического развития детей с разными типами функциональных асимметрий.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: