Орудийные действия детские
Орудийные действия детские
важнейший вид действий в составе предметной деятельности. Специфика этих действий состоит в том, что в процессе их выполнения один предмет (орудие) используется для воздействия на другой. Действия ребенка до полутора лет похожи на орудийные действия животных, но позднее вырисовывается их кардинальное отличие. Во-первых, в процесс выполнения орудийного действия начинает активно включаться речь. Опосредствуя орудийные действия ребенка, она начинает осуществлять функцию планирования, предвосхищения результатов действия, делает решение практической задачи независимым от наличной ситуации. Во-вторых, ребенок овладевает социально выработанными способами употребления орудий. Если раньше они использовались им как продолжение руки (аналогично их использованию животными), то постепенно, напротив, движение руки начинает приспосабливаться к «логике орудия» (П.Я. Гальперин). В нашей культуре первым орудием, используемым ребенком, обычно становится ложка. Несколько позднее он начинает использовать карандаш, совочек, игрушечные инструменты и др. орудия. К.Н.Поливанова