Раздел дефектологии, разрабатывающий проблемы обучения умственно отсталых детей.
ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА
ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА
наука о воспитании, обучении и путях коррекции недостатков развития умственно отсталых детей.
Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1999
Олигофренопедагогика
олигофрено + греч. paidos – дитя, ago – веду) – раздел дефектологии, разрабатывает методы обучения и воспитания умственно осталых детей.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА
см. олиго- + phren - ум, разум + педагогика] - раздел специальной педагогики (дефектологии), занимающийся проблемами обучения и воспитания умственно отсталых детей
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Олигофренопедагогика
Раздел педагогики, или вернее - дефектологии, который изучает проблемы, связанные с обучением олигофренов (умственно отсталых). Разрабатывает практические и теоретические вопросы организации усвоения знаний и трудового опыта, необходимых им в жизни.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА
– отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых детей.
Первые попытки воспитания и обучения умственно отсталых детей были предприняты во Франции в начале XIX в. Ж. Итаром. В середине XIX в. французский врач и педагог Э. Сеген обобщил и оформил в виде целостной медикопедагогической системы собственную практику воспитания слабоумных детей. Со второй половины XIX в. в связи с развитием всеобщего начального обучения усилилось внимание к проблеме воспитания таких детей и для них начали создаваться специальные классы и школы во многих странах. Становление О. в России связано с именами Е. К. Грачевой, М.П. Постовской, В. П. Кащенко, которым принадлежит заслуга в создании первых учреждений для умственно отсталых детей (первый вспомогательный класс был организован в Москве в 1908 г.). Значительную роль в отечественной О. сыграли виднейшие деятели русской медицины В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, Г.И. Россолимо и др., стремившиеся сблизить педагогику с медицинской наукой и тем самым усилить естественнонаучную основу обучения и воспитания умственно отсталых детей.
Важнейший вклад в создание научных основ отечественной О. внес Л.С. Выготский. Его концепция о возможности и необходимости ослабления интеллектуального дефекта в результате развития в первую очередь высших психических функций явилась основополагающей в О.
О. как наука разрабатывает психологопедагогической проблемы диагностики умственной отсталости, методы и принципы организации учебновоспитательного процесса, педагогическую классификацию и типологию исследований – комплексное изучение умственно отсталых детей, проводимое в сопоставительном плане с нормой и разными видами патологии. Наиболее важная и специфическая задача О. – определение оптимальных педагогических средств коррекции недостатков познавательной деятельности и личности ребенка в целях его социальной и трудовой адаптации. На основе общих дидактических принципов построены специальных дидактические принципы О., согласно которым процесс обучения и воспитания носит коррекционноразвивающий характер и направлен на максимальное преодоление (ослабление) недостатков познавательной, эмоциональноволевой и двигательной сфер умственно отсталого ребенка с ориентацией на его положительные возможности.
Первые попытки воспитания и обучения умственно отсталых детей были предприняты во Франции в начале XIX в. Ж. Итаром. В середине XIX в. французский врач и педагог Э. Сеген обобщил и оформил в виде целостной медикопедагогической системы собственную практику воспитания слабоумных детей. Со второй половины XIX в. в связи с развитием всеобщего начального обучения усилилось внимание к проблеме воспитания таких детей и для них начали создаваться специальные классы и школы во многих странах. Становление О. в России связано с именами Е. К. Грачевой, М.П. Постовской, В. П. Кащенко, которым принадлежит заслуга в создании первых учреждений для умственно отсталых детей (первый вспомогательный класс был организован в Москве в 1908 г.). Значительную роль в отечественной О. сыграли виднейшие деятели русской медицины В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, Г.И. Россолимо и др., стремившиеся сблизить педагогику с медицинской наукой и тем самым усилить естественнонаучную основу обучения и воспитания умственно отсталых детей.
Важнейший вклад в создание научных основ отечественной О. внес Л.С. Выготский. Его концепция о возможности и необходимости ослабления интеллектуального дефекта в результате развития в первую очередь высших психических функций явилась основополагающей в О.
О. как наука разрабатывает психологопедагогической проблемы диагностики умственной отсталости, методы и принципы организации учебновоспитательного процесса, педагогическую классификацию и типологию исследований – комплексное изучение умственно отсталых детей, проводимое в сопоставительном плане с нормой и разными видами патологии. Наиболее важная и специфическая задача О. – определение оптимальных педагогических средств коррекции недостатков познавательной деятельности и личности ребенка в целях его социальной и трудовой адаптации. На основе общих дидактических принципов построены специальных дидактические принципы О., согласно которым процесс обучения и воспитания носит коррекционноразвивающий характер и направлен на максимальное преодоление (ослабление) недостатков познавательной, эмоциональноволевой и двигательной сфер умственно отсталого ребенка с ориентацией на его положительные возможности.
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005