ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ

Найдено 5 определений термина ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ

система методов и средств обучения, основой коего выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания ситуации проблемной и управления поиском решения проблемы. Организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащегося с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе коего он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. В деятельности совместной с преподавателем учащийся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное открытие еще неизвестного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, способов или условий действия; как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию предмета.

Усвоение новых знаний при этом происходит как их самостоятельное открытие учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов:

1) возникновение познавательной потребности, локализуемой в определенном учебном материале;

2) овладение новыми обобщенными знаниями, нужными для выполнения определенных задач.

В обучении проблемном путем создания ситуации проблемной моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления творческого. Компонентами этой ситуации являются объект и субъект познания и их мыслительное взаимодействие, особенности коего зависят от учебного материала и дидактических приемов организации познания. Средством управления мышлением учащихся служат проблемные и информационные вопросы. Проблемные вопросы указывают на существо проблемы учебной и на область поиска еще неизвестного учащемуся знания. Оптимальный материал для моделирования ситуаций проблемных предоставляет история науки и техники.

В обучении проблемном принцип проблемности реализуется:

1) в содержании учебного предмета - это достигается разработкой системы проблем, отражающих основное содержание учебной дисциплины;

2) в ходе развертывания этого содержания в процессе учебном - это достигается построением обучения проблемного по диалогическому типу, где и преподаватель, и учащиеся проявляют интеллектуальную активность и инициативу, заинтересованы в обмене суждениями, обсуждают альтернативные варианты решений.

В таком обучении с помощью системы проблем учебных и обусловленных ими ситуаций проблемных моделируются исследовательская деятельность, взаимодействие социальное и диалогическое общение ее участников. Так создаются условия для продуктивного мышления, для развития личности учащегося и его социальных отношений.

Система обучения проблемного содержит этапы обучения:

1) информационные - не требующие творческой активности личности;

2) тренировочные - включающие повторение действия и контроль за успешностью выполнения.

Различаются три формы обучения проблемного:

1) изложение проблемное - когда учитель сам ставит и решает проблему;

2) обучение совместное - при коем учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися;

3) обучение творческое - при коем учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Проблемное обучение

Словообразование. Происходит от греч. problema - задача.

Категория. Форма обучения.

Специфика. Система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов: 1. Возникновения познавательной потребности, локализуемой в определенном учебном материале; 2. Овладения новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач. Система проблемного обучения включает в себя информационные (не требующие творческой активности личности) и тренировочные (включающие повторение действия и контроль за успешностью выполнения) этапы обучения. Наиболее оптимальным материалом для моделирования проблемных ситуаций является история науки и техники.

Виды:

- проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему и решает ее;

- совместное обучение, при котором учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися;

- творческое обучение, при котором учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Проблемное обучение

греч. problema — задача, задание] — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания. Стержневым понятием П. о. является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления обучающихся. Особенности мыслительного взаимодействия субъекта учения с познаваемым объектом зависят от характеристик учебного материала и дидактических приемов организации познавательной деятельности, включающей диалогическое общение и взаимодействие педагога и обучающихся. Тем самым принцип проблемности реализуется в П. о. как в содержании учебного материала, так и в процессе его развертывания в учебной деятельности. Первое достигается разработкой системы учебных проблем (иногда их называют проблемными задачами, заданиями), отражающей реальные противоречия науки, практики и самой учебной деятельности; второе — построением П. о. по диалогическому типу, где и педагог, и обучающиеся проявляют личностную, интеллектуальную и социальную активность и инициативу, заинтересованы в суждениях друг друга, дискутируют по поводу предлагаемых вариантов решений. В П. о. осуществляется косвенное управление познавательной деятельностью, в котором участвуют и сами обучающиеся. Средством такого управления служат проблемные и информационные вопросы, заранее заготовленные педагогом или появляющиеся в ходе порождения, анализа и разрешения проблемных ситуаций. Проблемные вопросы как бы направлены в будущее, указывая на существо учебной проблемы и область поиска еще неизвестного учащимся знания, отношения, способа действия; информационные вопросы обращены к прошлому знанию, известному обучающимся и необходимому для понимания проблемной ситуации и включения в процесс ее разрешения. В совместной деятельности с педагогом и соучениками обучающийся не просто перерабатывает и усваивает сообщаемую информацию, он переживает процесс познания как субъективное открытие еще неизвестного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, закономерностей и условий действия и поступка, какличностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию учебного предмета. Поскольку проблемные ситуации могут создаваться не только на материале прошлых проблем, имевших место в истории науки и социальной практики, но и в контексте будущей для учащихся ПТУ, студентов техникума или вуза трудовой деятельности, П. о. способствует трансформации познавательной мотивации в профессиональную. Практика показала, что П. о. не оформилось в самостоятельный тип, охватывающий все виды и формы учебной работы, однако обусловило признание и реализацию принципа проблемности как одного из ведущих и необходимых в любом виде развивающего обучения. А.А.Вербицкий

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Проблемное обучение

Система педагогических методов и средств, обеспечивающих творческое участие обучающихся в усвоении новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных способностей личности.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Проблемное обучение

организованный учителем способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учатся мыслить и творчески осваивать знания.

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Проблемное обучение как фактор коррекции ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей

Гайворонская Наталья Николаевна, Меретукова Зара Кадыровна
Ориентируясь на парадигму гуманистического педагогического процесса, педагогическая действительность нуждается в исследовании и разработке конкретных дидактических средств, способных корректировать це
Читать PDF

Проблемное обучение как форма интенсификации процесса биолого экологического образования учащихся

Дробышева Л.М., Колонтаев В.М.
Читать PDF

Специфика применения методов проблемного обучения в женских спортивных командах

Кадышева Н.В.
В статье рассматриваются особенности межличностных взаимоотношений в женской спортивной команде. Указаны пути сплочения женского коллектива и повышения эффективности спортивной деятельности.
Читать PDF

Проблемно-поисковые методы обучения студентов как важнейшие факторы активизации учебного процесса

Османов Халид Ахмедович, Круглова Диана Эльдаровна
В статье показано, что одним из важнейших принципов совершенствования учебного процесса в вузе является проблемное обучение.
Читать PDF

Проблемно-поисковые методы обучения студентов как важнейшие факторы активизации учебного процесса

Османов Халид Ахмедович, Круглова Диана Эльдаровна
В статье показано, что одним из важнейших принципов совершенствования учебного процесса в вузе является проблемное обучение.
Читать PDF

Проблемно-ориентированная система обучения физике в техническом университете: основные положения, со

Ларионов Виталий Васильевич, Тюрин Юрий Иванович
Обсуждается опыт внедрения проблемно-ориентированного обучения физике для обеспечения эффективного инженерного образования в условиях инновационной подготовки инженеров в Томском политехническом униве
Читать PDF

Реализация проблемно ориентированного и проектно-организационного обучения в ведущих университетах м

Минин Михаил Григорьевич, Вьюжанина Наталья Юрьевна
Рассматриваются вопросы реализации проблемно ориентированного и проектно-организационного обучения (problem-based and project-organised learning, PBL) в образовательном процессе университета.
Читать PDF

Проблемная ситуация - основная единица контекстного обучения математике будущих морских инженеров

Григорьева Елена Михайловна
Обосновывается необходимость фундаментальной математической подготовки морских инженеров.
Читать PDF

Проблемная ситуация - основная единица контекстного обучения математике будущих морских инженеров

Григорьева Елена Михайловна
Обосновывается необходимость фундаментальной математической подготовки морских инженеров.
Читать PDF

Проблемное обучение в практике подготовки специалистов лесохозяйственного профиля российских и заруб

Почитаева Маргарита Вилховна, Морова Наталья Сергеевна
Статья посвящена раскрытию вопросов, связанных с подготовкой специалистов лесохозяйственного профиля в России и необходимостью более активного внедрения методов проблемного обучения в систему учебных
Читать PDF

Проблемное обучение в практике подготовки специалистов лесохозяйственного профиля российских и заруб

Почитаева Маргарита Вилховна, Морова Наталья Сергеевна
Статья посвящена раскрытию вопросов, связанных с подготовкой специалистов лесохозяйственного профиля в России и необходимостью более активного внедрения методов проблемного обучения в систему учебных
Читать PDF

Проблемное обучение как одна из тенденций модернизации учебного процесса вуза

Пянзина Юлия Александровна

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: