Общественная психология

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
психология больших и малых групп, социальных общностей, сфера общественного сознания, связанная с непосредственным отражением объективной действительности. Системное образование, элементами которого являются массовидные явления (напр., общественное мнение, традиции).
Омоним — О. п. как принятое в 60-х гг., но теперь устаревшее название науки — социальной психологии.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
нижний" уровень общественного сознания, связанный с непосредственным отражением общественного бытия. О.п. не следует путать с социальной психологией -наукой, изучающей О.п. В О.п. проявляется в первую очередь психология представителей различных классов, наций, других социальных общностей и групп. Основными ее видами являются: политическая, нравственная, правовая, религиозная психика и др. О.п. может проявляться в форме социальных отношений, ценностных ориентации, мнений, чувств, настроений, традиций, обычаев представителей различных общностей.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

общественная психология

комплекс теоретических взглядов, имеющих тенденцию к обьединению в самостоятельную науку, изучающуя общественную психику, то есть психику наций, классов, социальных групп и других социальных общностей. Социальная психология в большей степени имеет тенденцию к изучению психических закономерностей формирования и развития малых групп, личности в малых группах, социальных общностях, то есть психические явления, возникающие при непосредственном контакте людей. Окончательная дифференциация предмета о.п. и социальной психологии пока не произошла.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ
1. Устаревшее название социальной психологии. Этим словосочетанием предпочитали пользоваться отечественные философы и социологи, когда исходя из политических и идеологических (не научных) соображений критиковали так называемую западную социальную психологию, и в философии признавалась как единственно правильная только марксистко-ленинская философия. 2. Часть современной социологии, которая касается изучения психологии общества или существующих в нем больших социальных групп людей. 3. Отрасль современной практической психологии, в которой психолог имеет дело с процессами и структурами, непосредственно связанными с обществом в целом (такого психолога, как практика, также иногда называют «психологом в социальной сфере»). Так понимаемая П.о. включает научную разработку вопросов, связанных с взаимодействием практического психолога с официальными лицами с целью улучшения психологических условий жизни людей, которые плохо адаптированы в современном обществе. См. группа большая, психолог в социальной сфере, психолог практический, психология социальная, социология.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Общественная психология
community psychology) Термин О. п. вошел в лексикон большинства психологов в 1965 г., после конференции, организованной в США с целью определить роль психологии в местном движении за общественную систему психич. здоровья. В итоговых материалах этой конференции содержался призыв к психологам активно включиться в решение проблем об-ва, приняв роль агента соц. перемен и "участника-концептуализатора". Термин "общественная система психического здоровья" (community mental health) относится к широкому спектру программ предоставления услуг в сфере психич. здоровья, и часто истолковывается расширительно - как национальная соц. политика, имеющая целью снижение распространенности психич. заболеваний. Эта цель здравоохранения требует эпидемиологического, а не клинического взгляда на психич. болезнь. Корни движения за общественную систему психич. здоровья можно найти во многих ранних традициях американской психологии, а также в "движении психической гигиены", организованном в первой половине XX в. В соответствии с Законом об изучении психического здоровья (Mental Health Study Act), принятого Конгрессом США в 1955 г., была создана Объединенная комиссия по психическому здоровью и психическим болезням. В 1966 г. открылось Отделение общественной психологии в Американской психологической ассоциации. Движущей силой общественной системы психич. здоровья и общественной психологии изначально являлось желание сделать общество открытым для контингента пациентов психиатрических клиник и расширить сферу услуг в области психич. здоровья, чтобы охватить все слои населения. С тех пор возобладала профилактическая позиция - избегать помещения людей в психиатрические больницы за счет усиления их соц. окружения; снижать негативное воздействие соц. институтов на жизнь конкретных людей; поощрять и развивать защитные силы и компетентность отдельных людей и коммун. Осн. путь к общественной системе психич. здоровья предполагал критику традиционных клинических учреждений, к-рые часто пассивно ожидали одиночных клиентов, ищущих помощи психиатра, обычно сводившейся к курсу индивидуальной психотер., и к-рые изолировали людей в психиатрических клиниках, отрывая их от семьи, друзей, работы и др. источников соц. поддержки. Концепция общественной системы психич. здоровья подвергает сомнению эффективность таких учреждений и способность государства оказать помощь большему количеству нуждающихся в ней граждан. Взамен существующего положения, эта концепция предлагает соц. политику, направленную на предотвращение эмоционального дистресса. Идея срочных превентивных мер послужила мостом для перехода к психол. исслед. соц. условий жизни и того, как они влияют на благополучие людей. Первоначально исслед. в области срочных превентивных мер сконцентрировались на группах населения с высоким риском психич. заболеваний и на поиске предрасполагающих к развитию болезни факторов. Позднее они переключились на изучение ситуаций и событий высокого риска, таких как переход из одной школы в другую, распад орг-ций, безработица, расизм, отсутствие в жилом районе условий для занятий спортом, организованного отдыха и поддерживания соц. контактов. По мере того как общественная психология развивалась в перечисленных направлениях, центральное значение в ней стало придаваться психол. знаниям, к-рые могли бы быть полезными для соц. и государственной политики в таких областях, как воспитание детей, право, образование, гериатрия, соц. обеспечение и мн. др. Концепции общества. Специалисты общественной системы психич. здоровья полагали, что осн. соц. проблемы, к-рые приходится решать людям в сложных жизненных ситуациях, требуют научить их приспосабливаться, приобретать новые навыки и адаптироваться к требованиям об-ва. Этот классический взгляд на услуги системы психич. здоровья предполагает, что об-во должно быть относительно стабильным как в настоящем, так и в будущем. Альтернатива этому ориентированному на стабильность взгляду была предложена общественными психологами. Несмотря на реальность индивидуальных проблем в приспособлении, предполагается, что соц. и общественные вмешательства должны происходить в контексте, допускающем изменение. Стиль предоставления услуг. Специалисты в области психич. здоровья, в целом, допускали, что подходящий в данном случае способ вмешательства определяется отношением "врач-пациент". Даже те, кто отвергает применимость концепции болезни к челов. поведению, склонны принимать мед. стиль вмешательства, при к-ром высококвалифицированный или авторитетный специалист, обычно обладающий какой-либо ученой степенью (выше бакалавра), несет ответственность за диагноз и назначение лечения. Альтернативный стиль вмешательства - ищущий стиль - был создан общественными психологами с целью предложить услуги или вмешательство в несколько иной обстановке, чем та, что сложилась в службах психич. здоровья. Такие услуги могут предоставляться разными людьми, как профессионалами, так и не профессионалами. Ищущий стиль дает возможность профессионалам попробовать себя в целом ряде новых ролей, напр., в роли консультантов тех, кто предоставляет непосредственные услуги: студентов колледжа, волонтеров, учителей или полицейских. Этот стиль вмешательства позволяет профессионалам оказывать помощь в создании новых видов соц. окружения, таких как подростковые центры или центры для стариков, сформированные по принципу соседства, что способствует орг-ции групп самопомощи. Кроме того, у профессионалов появляется возможность способствовать созданию альтернативных форм образования и программ экономического развития жилого района и улучшения жилищных и социально-культурных условий его населения. Уровни анализа. Соц./общественная перспектива дает возможность представить себе соц. порядок как ряд последовательно усложняющихся уровней орг-ции. Каждый уровень служит одновременно предметом осмысления и точкой приложения вмешательства. Каждый уровень функционирует в соответствии с собственными переменными и концепциями, хотя имеет место и межуровневое взаимодействие. Для осмысления соц. порядка общественная психология использует концепции и принципы понимания индивидуумов, групп, орг-ции, соц. институтов, сообществ и об-в, а также внутриуровневых и межуровневых связей и влияний. Однако, по сравнению с др. областями психологии, О. п. придает большее значение соц. критике, к-рую можно рассматривать как уровень организационной, коммунальной и общественной политики. Агенты распространения. Во-первых, благодаря пионерским работам таких людей, как М. Райач, Э. Позер, Р. Рифф и Ф. Райссман, Дж. Хольцберг, М. Бард, Э. Коуэн и др., 1960-е и 1970-е гг. принесли с собой признание ценности непрофессионалов в общественной системе психич. здоровья. Растущее одобрение их деятельности было обусловлено реалиями жизни: мн. люди, зарабатывающие себе на жизнь благодаря профессиям, не имеющим отношения к психиатрии, студенты, домохозяйки, пенсионеры, могут быть полезны другим, помогая им в решении жизненных проблем. Вторым обстоятельством, способствующим признанию значения непрофессиональных сотрудников служб психич. здоровья, было осознание того, что некоторые профессии включают людей в такие ролевые отношения, к-рые позволяют им влиять на ход преодоления кризиса у большого количества людей. Такие помощники не яв-ся ни наемными работниками, ни волонтерами в системе охраны психич. здоровья. По-видимому, они часто даже не подозревают о том, что имеют к.-л. отношение к поддержанию психич. здоровья населения. Третья линия поддержки не получивших профессиональной подготовки помощников связана с развитием групп самопомощи. Идеология движений общественной системы психич. здоровья и О. п. полностью согласуется с ростом легальности групп самопомощи. Во многих отношениях объединенные общей заботой люди служат идеалом устойчивой, ориентированной на превентивную стратегию системы психич. здоровья. Дальнейшее расширение агентов распространения помощи связно с естественными системами поддержки. Эти системы представляют собой менее формальные, менее преднамеренные отношения, к-рые существуют между значимыми другими. Очевидная реальность, к-рую раньше, однако, не замечали, состоит в том, что семья, друзья, церковь, группы родственников, клубы и орг-ции создают челов. ткань в жизни людей, благодаря к-рой жизненные проблемы нередко фильтруются, разрешаются, осложняются или видоизменяются. Те, кто занимается здравоохранением, профилактикой или соц. политикой, подчеркивают, что большинство людей никогда не ищут профессиональных или формальных непрофессиональных услуг в сфере психич. здоровья, а решают свои жизненные проблемы в собственных естественных системах поддержки. Некоторые из этих систем, вероятно, яв-ся более эффективными, помогающими, другие - менее полезными. Признание естественных систем поддержки привело к пониманию того, что их изучение, возможно, даст профессиональным помощникам важную информ. о том, как протекает процесс оказания помощи. См. также Кризисное вмешательство, Интеграция психически больных в обществе, Непрофессионалы в психиатрическом здравоохранении Дж. Раппопорт

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
251.26 кб

Религия и общественная психология

Муравьев Виктор Викторович
Религии не устраняют страдания и несправедливость, они снижают остроту переживаний их восприятия. В древних цивилизациях компенсаторная функция религиозных комплексов была существенна для психического здоровья населения.
Читать PDF
1,013.93 кб

Мировоззрение и общественная психология

А. Б. Зельманов
Читать PDF
309.61 кб

Общественная психология как форма духовной жизни людей

Грехнев Вадим Сергеевич
Читать PDF
411.81 кб

Место психолога в государственной и общественной экспертизе

Дерябина Ольга Михайловна
Данная статья является ответом на нужды общества а именно на необходимость дать студентам и коллегам-психологам информацию и знания об одном из самых «малорекламируемых» (т.е.
Читать PDF
476.73 кб

Социально-психологическая природа и сущность общественного мнения

Герасимов Вячеслав Михайлович
Исследуется сущность общественного мнения как социально-психологического явления.
Читать PDF
125.73 кб

О социально-психологических противоречиях законов общественного развития

Станкевич Леонид Павлович
Читать PDF
488.73 кб

Война в Южной Осетии: психологическая обработка общественного мнения стран ЕС

Манойло Андрей Викторович
В статье представлены результаты реконструкции операций информационно-психологической войны, проведенных США против России в ходе грузино-осетинского вооруженного конфликта.
Читать PDF
371.91 кб

Общественное мнение как социально-психологический фактор здорового образа жизни

Чернов Иван Анатольевич
Статья посвящена научному исследованию воздействия общественного мнения на формирование установки здорового образа жизни (ЗОЖ), развитие физической культуры и спорта в современных условиях.
Читать PDF
324.73 кб

Психологические аспекты подготовки сотрудников ОВД к охране общественного порядка

Лапчук Виталий Степанович
Статья посвящена актуальным вопросам теории и практики психологической подготовки персонала органов внутренних дел к действиям в условиях сложной оперативной обстановки.
Читать PDF
247.98 кб

Ресурс организации психологического обеспечения системы общественно-активной школы

Стародубцева Галина Александровна
В статье раскрывается сущность и смысл введения психологического обеспечения образовательной и управленческой деятельности в системе общественно-активной школы.
Читать PDF
1.38 мб

Психологический портрет студентов факультета “Общественное здравоохранение” КазНМУ

Джалялетдинов Н.Т., Касымова Р.Н., Иванов Р.В., Аль-Абдулла С.Д., Баудинова Р.Р.
В исследовании выясняются проблемы социально-психологических свойств личности студентов с точки зрения самих студентов, осуществлена попытка сформировать портрет современного студента, включающий его жизненные цели и изучение личн
Читать PDF
131.82 кб

Проблема общественного идеала в журнале «Вопросы философии и психологии» в 1917 году

Кузнецов Никита Всеволодович, Осипов Игорь Дмитриевич
В статье анализируются актуальные проблемы формирования отечественной философской журналистики начала ХХ в. В этой связи исследуется проблема социального идеала в журнале «Вопросы философии и психологии».
Читать PDF
179.22 кб

Понятие справедливости в общественной психологии русского народа как отражение его бытия

Гроздилов Сергей Вячеславович
В жизни людей имеются понятия, которые не только являются их постоянными спутниками, но и присущи их мироощущению, пониманию смысла существования. Справедливость является именно таким понятием.
Читать PDF
300.18 кб

Связи с общественностью в системе психолого-педагогического сопровождения детей-логопатов

Колпакова А.Н.
Читать PDF
169.84 кб

Социально-психологические аспекты влияния общественного мнения на "Я-образ" сотрудников ГИББД

Ложкина Наталья Владимировна
В статье раскрываются основные аспекты формирования профессионального «Я-образа» сотрудников ГИБДД под влиянием общественного мнения.