Общение врача с пациентом

Найдено 1 определение:

Общение врача с пациентом

ролевое О., к-рое предписывает характер взаимоотношений и взаимодействия с пациентом, обладает терапевтическим эффектом. В ролевом О. врач в опр. мере лишается спонтанности, непредсказуемости, его шаги и действия стандартизируются. Такое поведение врача в границах своей роли становится защитой для пациента, к-рый не должен стать заложником индивидуальных черт характера, субъективных целей, эмоционального состояния врача (Творогова, 2007). С др. стор., ролевая защита может способствовать усилению деперсонификации О. врача с пациентом (сокрытию своего личностного, проблемно-смыслового поля) (Хараш, 1987), в то время как пациент от врача ожидает подлинности и самораскрытия. Он должен быть уверен в своем докторе не только как в профессионале, но и как в личности, к-рой доверяет свою жизнь. Данные доказательной медицины свидетельствуют о значимости для лечебного процесса личностно открытого О. врача и пациента. Дж. Франк идентифицировал 4 общие фактора, повышающие моральный дух пациента, среди них - глубокие доверительные отношения с оказывающим помощь. Профессия в большинстве случаев требует от врача диалогического О. со своим пациентом. По отношению к пациенту врач осознанно занимает опр. позицию, к-рая задает ролевую стратегию его взаимоотношений и взаимодействия с ним. Р. Витч выделил 4 наиболее распространенные модели взаимодействия врача и пациента: инженерная, патерналистская (или «пасторская»), коллегиальная и контрактная (или «договорная»). 1) Инженерная модель предполагает, что врач относится к пациенту как к «биологическому механизму». Эта модель предполагает манипулятивную практику взаимодействия с пациентом, рассматривает его только как материальную конструкцию, не использует внутр. ресурсы его психики. 2) Патерналистская модель предполагает взаимоотношения врача и пациента с позиций моральных норм отеческого отношения, заботы первого в отношении второго, построения О. между ними исключительно по вертикали. Полномочия в борьбе с болезнями в этой модели отданы врачу. Вмешательство пациента в лечение считается недопустимым. 3) Контрактная модель предполагает заключение (письменное, устное) между врачом и пациентом контракта, согласно к-рому проводится лечение. Контракт составляется обоими свободно с учетом интересов каждого. Пациент согласно этой модели активно соучаствует в планировании лечебного процесса, оценке его эффективности. Однако его доверительные отношения со своим лечащим врачом заменены на формализованные рыночные отношения, построенные на юрид. основе. 4) Коллегиальная модель предполагает совместные партнерские усилия врача и пациента в борьбе с болезнью. Подразумевается информированность пациента о состоянии его здоровья, поставленном ему диагнозе, прогнозе течения заболевания и предполагаемых методах лечения. В реальной жизни такая коллегиальность может быть затруднена как из-за недостаточной компетентностью пациента в отношении сути медицинского подхода к лечению, сценке предлагаемых способов лечения и перспектив выздоровления, так и из-за возможной принадлежностью врача и пациента к разным культурам, традициям, образу жизни. В настоящее время в отеч. медицинской практике используются все эти 4 модели О. врача с пациентом. Доминирует патерналистская модель, наметилось движение в сторону коллегиальной и контрактной моделей. Принципы «антиинженерного» (необезличенного) подхода к пациенту зафиксированы отеч. специалистами по биоэтике в виде след. принципов, предполагающих активность пациента, вступающего в диалог с врачом и не чувствующего в этой форме О. ущемления своей личности: 1) принцип уважения человеческого достоинства, 2) принцип «твори добро и не причиняй зло», 3) принцип признания автономности личности, 4) принцип справедливости. Эти принципы созвучны принципам Бошана (Beauchamp) и Чайльдресса (Childress) (1989). Специалисты по биоэтике сформулировали след. правила О. врача с пациентом: а) правило правдивости; б) правило неприкосновенности частной жизни; в) правило конфиденциальности (сохранения врачебной тайны); г) правило добровольного информированного согласия. Компетентное субъект-субъектное О. врача с пациентом опосредствовано стандартами делового О. медицинского работника, к-рые не исключают, а только подчеркивают значимость способности врача к управлению своим О. с пациентом (Творогова, 1992). Возможные нарушения в управлении своим профессиональным О. с пациентами может иметь следствием появление у врача синдрома хронической усталости (астении переутомления), синдрома эмоционального выгорания, поведения, нарушающего медицинскую этику и стандарты профессионального О. (напр., появление агрессивного поведения) др., что вредит лечебному процессу. Лит.: Биоэтика. Вопросы и ответы / Сост. и отв. ред. Б. Г. Юдин, П. Д. Тищенко. М., 2005; Педлтон Д., Скоуфилд Т., Хавлок П. Врач и больной: искусство общения. М., 2005; Ташлыков В. А. Психология лечебного процесса. Л., 1984; Творогова Н. Д. Как научиться общаться с пациентом // Медицинская академия, 2007. № 1; Творогова Н. Д., Кулешова К. В. Медицинская психология. М., 2002. К. В. Кулешова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Особенности проявления самоконтроля в профессиональном общении врача-стоматолога

Кипиани А.И.
Читать PDF

Профессиональное общение врача: психологическая наука — практике высшего медицинского образования

Урванцев Л.П.
Проблема общения врача с пациентом остаётся одной из наиболее актуальных в современных условиях.
Читать PDF

Эмоциональные и поведенческие реакции пациентов на приеме у врача-стоматолога (на примере обучающихс

Ражина Наталья Юрьевна, Золотова Людмила Юрьевна, Хижук Александр Викторович, Стороженко Виктор Юрьевич
Предмет исследования, изложенный в настоящей статье, характер проявления эмоциональных и поведенческих реакций пациентов, изучение преобладающих эмоций у пациентов-курсантов на стоматологическом прием
Читать PDF

Влияние личностных особенностей лечащего врача на приверженность пациентов к длительному лечению сер

Строкова Е.В., Наумова Е.А., Шварц Ю.Г., Семенова О.Н.
Цель: выявить особенности личности лечащего врача, влияющие на приверженность к длительному лечению пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Материал и методы.
Читать PDF

Влияние личностных особенностей лечащего врача на приверженность пациентов к длительному лечению сер

Строкова Е.В., Наумова Е.А., Шварц Ю.Г., Семенова О.Н.
Цель: выявить особенности личности лечащего врача, влияющие на приверженность к длительному лечению пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Материал и методы.
Читать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Читать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом.
Читать PDF

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников

Габуева Е.М., Непомнящий А.В.
Читать PDF

Из опыта коррекционной работы в сфере детского общения

Борисова Н.П., Габуева Е.М.
Читать PDF

Необходимость психологического сопровождения профессионально-личностного развития врача

Терентьев И.А.
Читать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках.
Читать PDF

Средства массовых коммуникаций в структуре общения

Волкова А.И.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: