Общение и познавательные процессы Общение как восприятие людьми друг друга

Общение интернет-зависимых пользователей

Найдено 1 определение:

Общение интернет-зависимых пользователей

компенсаторно-суррогатное О., характеризующееся своеобразным симптомокомплексом, включающим алекситимию, снижение коммуникативных способностей, особый тип межличностных отношений (условно названный «независимо-доминирующим»). Алекситимия клинически проявляется, гл. о., в неспособности дифференцировать свои эмоции и, как следствие, в невозможности выражать свои чувства словами. У интернет-зависимого нарушен эмоциональный компонент О. и в виде снижения эмпатических способностей из-за неумения считывать эмоции партнера по О. (Бодалев, 1982). Им в целом не свойственно обращать внимание на эмоциональное состояние партнера; они не концентрируют свое внимание на этой составляющей его образа. Снижены также способности распознавать эмоциональное состояние партнера по О. по невербальным признакам (не искажены, а именно снижены): снижена точность считывания эмоций, способность понимать невербальный язык собеседника. Это касается как положительных, так и отрицательных эмоций, причем как базовых (ужас, гнев, удовольствие), так и более тонких эмоциональных состояний (досада, гордость). Для интернет-зависимых пользователей характерен дефицит развития коммуникативных умений, что проявляется в низкой способности слушать и слышать собеседника, нетерпимости к высказываниям партнера по О., неспособности создавать ситуации, в к-рых партнер имел бы возможность высказать собственную позицию. «Независимо-доминирующий» тип межличностных отношений выражается в преобладании тенденции к доминированию, ориентации только на собственное мнение, нетерпимости к критике, эгоцентричности, сниженной эмоциональности, обособленности и замкнутости в отношениях. Эти черты сочетаются с уверенностью в себе, настойчивостью, завышенным уровнем притязаний, быстротой принятия решений, творческим и в то же время реалистичным мышлением. Интернет-зависимые в большинстве своем не ориентируются при взаимодействии с партнером по О. на то, чтобы собеседник понял их как можно лучше, что в целом свойственно эгоцентричному стилю межличностных отношений интернет-зависимых. При описанных выше характеристиках О. трудно найти и удержать собеседника в реальной жизни. Видимо, поэтому компенсаторно О. все больше привязывается к Интернету, где не нужно удерживать конкретного партнера (можно найти другого), поддерживается ощущение безопасности из-за снижения психол. рисков естественного О. (напр., страха быть отвергнутым, к-рый, возможно, подавляется, не допускается до сознания). Лит.: Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982; Теперик Р. Ф., Жукова М. А. Особенности общения Интернет-зависимых пользователей // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Ред.-сост. А. Е. Войскунский. М., 2009. Р. Ф. Теперик, М. А. Жукова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психологические особенности интернет-зависимых пользователей

Кожевникова Оксана Вячеславовна, Шавалеева Зульфия Наилевна
Анализируется проблема патологического использования информационных технологий. Исследованы психологические особенности женщин-пользователей сети Интернет, характеризующихся разным уровнем склонности к интернет-зависимости.
Скачать PDF

Проблема готовности к трудностям в межличностном взаимодействии интернет-зависимых студентов

Васильева И. Л.
Статья посвящена исследованию влияния интернет-зависимости на характер и качество межличностного взаимодействия субъектов образования. Интернет-общение специфично, и чрезмерная увлеченность им приводит к трансформации про-цесса межличностного общения. Интернет-зависимые личности утрачивают умения ориентироваться в ситуациях затрудненного общения и направленность на продук-тивное реальное общение. Выдвинутая автором гипотеза о существовании различий в готовности к трудностям в межличностном взаимодействии у интернет-зависимых и независимых от интернета студентов подтверждается.
Скачать PDF

Особенности организации межличностного взаимодействия у интернет-зависимых юношей

Васильева И. Л.
Статья посвящена раскрытию феномена интернет-зависимости, которая сегодня становится новой реальностью и в неблагоприятных условиях становления самосознания учащихся может нанести определенный вред процессу их социализации, включающей в себя межличностное общение и самооценку.
Скачать PDF

Коррекционные возможности физической культуры интернет-зависимых студентов

Буров Александр Эдуардович, Кириллова С.С.
Среди множества причин, затрудняющих профессиональное становление будущих специалистов, наличие различных форм компьютерных зависимостей занимает ведущее место. В данном исследовании изучены возможности применения в условиях учебного процесса специфичных и соответствующих направленных физкультурных воздействий на паттерн поведенческих рисков студентов.
Скачать PDF

Особенности Интернет-зависимых личностей

Агеева Н.А.
В статье рассматриваются особенности Интернет-зависимых личностей, отражающих их целевые установки, качественные и количественные характеристики, типы акцентуаций характера
Скачать PDF

Особенности невербальной экспрессии подростков с Интернет-зависимым поведением

Мустафаев Сейдамет Мустафаевич
В статье приводятся теоретические обоснование и результаты эмпирического исследования особенностей невербальной экспрессии подростков с Интернет-зависимым поведением. Изучены некоторые особенности невербальной экспрессии, в частности, способность к адекватной интерпретации невербального поведения и особенности невербального экспрессивного репертуара у подростков с Интернет-зависимым поведением.
Скачать PDF

Личностно-типологические свойства подростков зависимых от Интернета

Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., Смирнова Е.А., Бабин А.А., Козлов И.А.
Скачать PDF

Особенности когнитивной оценки включенности в виртуальное сообщество субъектами интернет-общения

Тихомирова Елена Викторовна
В статье изложены результаты исследования особенностей когнитивной оценки субъектами собственного участия в интернет-сообществах, а также их представления о себе в контексте аддиктивного и совладающего поведения личности. Исследуются восприятие и степень осознания потенциальных личностных рисков вовлеченности в интернет-общение, с одной стороны, и ресурсность участия с другой. Результаты контент-анализа высказываний участников интернет-форума на основе выделения эмоционально-когнитивного и деятельностно-поведенческого компонентов позволяют сделать вывод о том, что участие в виртуальных сообществах можно рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах: в качестве копинг-ресурса, самостоятельной копинг-стратегии и средства реализации других копинг-стратегий, а также дополнительного источника аддиктивного поведения.
Скачать PDF

Использование проективного метода в исследовании личностных особенностей интернет-зависимых подростк

Бердин Р.Д.
Скачать PDF

К вопросу о мотивации Интернет-общения

Ейкина А.Н., Чивкина Е.Г., Чудова Н.В.
Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста. Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, разнообразна.
Скачать PDF

Особенности межличностного общения лиц раннего юношеского возраста с разным уровнем интернет-зависим

Бергис Татьяна Анатольевна, Азизова Литта Равильевна
Межличностное общение является одним из самых актуальных предметов исследования в психологии. Без успешного общения на определенных стадиях развития личности не происходит накопления необходимых знаний, умений, навыков, позволяющих эффективно взаимодействовать в обществе. Однако родителями и преподавателями недооценивается влияние межличностного общения на многие сферы жизни младшего юношества. Дефицит непосредственного общения в юношеском возрасте является одной из причин формирования девиантного поведения, в том числе различных зависимостей. В статье раскрывается понятие межличностного общения, анализируются особенности общения старшеклассников с разным уровнем интернет-зависимого поведения, описываются основные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия в младшем юношеском возрасте. Результаты исследования (n=98) показали, что межличностное общение для 28,6 % учащихся в возрасте 15-17 лет носит неуспешный характер в связи с такими выраженными свойствами личности, как низкая коммуникативность, застенчивость, отчужденность, тревожность, аутистичность, ранимость. Было выявлено, что непродуктивность межличностного общения способствует формированию интернет-зависимого поведения ввиду недостаточной развитости коммуникативных навыков, необходимых для быстрой адаптации к новому социальному окружению: умения вступать в контакт, вести беседу; легкости и свободы общения; спонтанности; владения своими чувствами; умения воздействовать.
Скачать PDF

Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым поведением

Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Искандирова А.Б., Пахтусова Е.Е., Прокофьева А.В.
Цель исследования заключалась в выявлении ценностных ориентаций и смыслов подростков с интернет-зависимым поведением. Материалы и методы: Шкала интернет-зависимости Чен (CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова; Тест «Смысложизненные ориентации» (в адаптации Д.А. Леонтьева) (СЖО); Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Обследовано 190 учащихся 9-11 классов средних общеобразовательных школ г. Москвы в возрасте от 15 до 17 лет. В экспериментальную группу вошли 21 испытуемый (средний возраст 16,5 лет), с выраженным и устойчивым паттерном интернет-зависимого поведения. В контрольную группу вошел 21 испытуемый (средний возраст 16 лет) условно здоровые подростки с минимальным риском возникновения интернет-зависимого поведения. Результаты исследования: полученные данные свидетельствуют о том, что интернет-зависимые подростки характеризуются гедонистической установкой, относящейся к сегодняшнему дню, при этом будучи разочарованными в результативностью прошлого периода жизни. У них имеется явное противоречие между представлением о себе, как о сильной личности, которая способна добиться во всем абсолютного успеха и делегированием ответственности за свои достижения, а также насыщенность жизни внешним факторам. Необходимо отметить наличие противоречия между ценностью счастливой семейной жизни и любви и более низкую ценность друзей, а также отсутствие подходящих для реализации этих целей инструментальных ценностей. Ценностные ориентации подростков с интернет-зависимостью характеризуются декларативностью и социальной желательностью. Чем более выражены симптомы интернет-зависимости у подростков, тем ниже у них ощущение наполненности жизни и удовлетворенность от ее протекания и самореализации.
Скачать PDF

Похожие термины: