ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
основная отрасль психологической науки, содержащая в себе базовые психологические знания, понятия и законы.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ
основная отрасль психологической науки, в которой решаются главные вопросы получения и использования психологических знаний.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
одна из трех основных психологических наук (стволов дерева психологической науки наряду с индивидуальной и социальной психологией), предмет которой — общие закономерности психики в их фило- и онтогенезе и развитии.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

общая психология

отрасль психологической науки, предметом исследования которой являются общие закономерности, тенденции, особенности развития психики в филои онтогенезе, а также теоретические методы и принципы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. Широкое значение – направление в психологии, которое изучает общие, даже универсальные, принципы, применимые ко всем объектам исследования. Ср. с дифференциальной психологией. 2. Еще более широкое значение – вся психология: теории, открытия, принципы и т.д., отраженные в стандартном вводном тексте.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Общая психология
греч. psyche – душа, logos –слово, учение, наука) – 1. широкое значение - направление в психологии, которое изучает общие, универсальные принципы, применимые ко всем объектам психологического исследования – в отличие от дифференциальной психологии; 2. более широкое значение – вся психология, включая существующие теории, открытия, принципы, факты, методы исследования и т.д., отраженные в стандартном вводном тексте.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ
одна из основных отраслей психологических знаний, занимающая центральное место в системе психологических наук. В П.о. ставятся и решаются общие теоретические, методологические, экспериментальные и прикладные (практические) вопросы психологии как науки. В П.о. даются определения основных научных понятий, с помощью которых описываются и объясняются все психологические явления, представляются и обосновываются методы изучения этих явлений, используемые в разных науках и в практике, разрабатываются главные теории и определяются общие законы психологии человека. См. психология практическая, психология прикладная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
фундаментальная часть психологической науки. Ее цель – найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологией в целом, выработать теоретические и методологические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психики. Ее наиболее общие проблемы: определить, что такое психика, каковы ее структура и функция, по каким законам она развивается в филогенезе и онтогенезе, как соотносятся психика и мозг, какую роль в психическом развитии играют врожденное и приобретенное, биологическое и социальное, каковы критерии различия нормального и аномального развития психики. О. п. рассматривает особенности психических процессов, состояний, свойств личности, деятельности, общения. Каждая из отраслей психологии (социальная психология, зоопсихология, авиационная психология, военная психология и др.) вырабатывает свои относительно автономные теоретические представления и включает ряд частных дисциплин.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
англ. general psychology) - раздел психологии, теоретически и экспериментально изучающий закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных.
Границы, отделяющие О. п. от др. разделов психологии, очерчены нечетко. Иногда под О. п. понимают изучение психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), психических свойств (способности, характер, темперамент) и психических состояний у нормального взрослого человека. Распространенным, особенно в западной психологии, является противопоставление О. п. и психологии личности (также дифференциальной или индивидуальной психологии). В отечественной психологии эта т. зр. неоднократно подвергалась критике, т. к. изучение личности относится к числу центральных задач О. п.
Наряду с разработкой конкретных проблем О. п. в качестве фундаментальной научной дисциплины занимается изучением вопросов методологии, теории и истории психологической науки. Общепсихологические понятия, методы и закономерности используются в различных областях прикладной психологии, которые, в свою очередь: 1) "поставляют" новые проблемы и идеи для О. п., 2) осуществляют практическую проверку принципов и теорий О. п., 3) обогащают общепсихологические абстракции живыми фактами.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ
дисциплина, пытающаяся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологией в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности. Совокупность теоретических и экспериментальных исследований, выявляющих самые общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.
Основные понятия психологии общей характеризуют процессы, состояния и свойства психические. Процессы психические охватывают:
1) процессы познавательные - ощущения и восприятия, память, воображение и мышление;
2) процессы волевые - мотивы, стремления, желания, принятие решений;
3) процессы эмоциональные - чувства, эмоции.
К состояниям психическим относятся проявления процессов психических - познавательных (например сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты). Свойства психические включают качества ума (способности), устойчивые особенности сферы волевой (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент).
Разделение основных понятий на эти группы условно. Понятие процесса психического подчеркивает процессуальный характер изучаемого явления. Понятие состояния психического характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления. Понятие свойства психического отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности. Так, аффект может рассматриваться и как процесс, ибо в нем выражена динамика чувств, стадиальный его характер; и как состояние, ибо он характеризует психику в данный период времени; и как проявление психических свойств личности - вспыльчивости, гневливости.
Кроме проблем, относящихся к психике в целом, рассматриваются более частные, относящиеся к конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам. В первую очередь обсуждаются вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами; они изучаются теоретически и экспериментально.
Основные вопросы психологии общей стоят в центре более частных отраслей психологии - относительно самостоятельных областей знания. К ним относятся, например, психология сравнительная, зоопсихология, психология возрастная, психофизиология, нейропсихология, психология специальная, психология социальная, психология труда. Каждая из этих отраслей вырабатывает свои, относительно автономные теоретические представления и, в свою очередь, содержит ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 10

Найдено книг по теме — 21