ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
отрасль психологической науки, предметом исследования которой являются общие закономерности, тенденции, особенности развития психики в филои онтогенезе, а также теоретические методы и принципы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Границы, отделяющие О. п. от др. разделов психологии, очерчены нечетко. Иногда под О. п. понимают изучение психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), психических свойств (способности, характер, темперамент) и психических состояний у нормального взрослого человека. Распространенным, особенно в западной психологии, является противопоставление О. п. и психологии личности (также дифференциальной или индивидуальной психологии). В отечественной психологии эта т. зр. неоднократно подвергалась критике, т. к. изучение личности относится к числу центральных задач О. п.
Наряду с разработкой конкретных проблем О. п. в качестве фундаментальной научной дисциплины занимается изучением вопросов методологии, теории и истории психологической науки. Общепсихологические понятия, методы и закономерности используются в различных областях прикладной психологии, которые, в свою очередь: 1) "поставляют" новые проблемы и идеи для О. п., 2) осуществляют практическую проверку принципов и теорий О. п., 3) обогащают общепсихологические абстракции живыми фактами.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Основные понятия психологии общей характеризуют процессы, состояния и свойства психические. Процессы психические охватывают:
1) процессы познавательные - ощущения и восприятия, память, воображение и мышление;
2) процессы волевые - мотивы, стремления, желания, принятие решений;
3) процессы эмоциональные - чувства, эмоции.
К состояниям психическим относятся проявления процессов психических - познавательных (например сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты). Свойства психические включают качества ума (способности), устойчивые особенности сферы волевой (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент).
Разделение основных понятий на эти группы условно. Понятие процесса психического подчеркивает процессуальный характер изучаемого явления. Понятие состояния психического характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления. Понятие свойства психического отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности. Так, аффект может рассматриваться и как процесс, ибо в нем выражена динамика чувств, стадиальный его характер; и как состояние, ибо он характеризует психику в данный период времени; и как проявление психических свойств личности - вспыльчивости, гневливости.
Кроме проблем, относящихся к психике в целом, рассматриваются более частные, относящиеся к конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам. В первую очередь обсуждаются вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами; они изучаются теоретически и экспериментально.
Основные вопросы психологии общей стоят в центре более частных отраслей психологии - относительно самостоятельных областей знания. К ним относятся, например, психология сравнительная, зоопсихология, психология возрастная, психофизиология, нейропсихология, психология специальная, психология социальная, психология труда. Каждая из этих отраслей вырабатывает свои, относительно автономные теоретические представления и, в свою очередь, содержит ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Психические процессы — первичные регуляторы поведения человека. У них есть свое начало, течение и конец, т. е. они обладают определенными динамическими характеристиками, к которым в первую очередь относят параметры, определяющие их длительность и устойчивость. К познавательным относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации (ощущения, восприятия, представления, память воображение, мышление, речь). Эмоциональные же определяют эмоциональную окраску или эмоциональный фон происходящего (радость, негодование, злость и др.). К волевым процессам причисляют такие, как принятие решений, преодоление трудностей, усилия в управлении собой и др.
Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они также имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью; влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить активную деятельность. К психическим состояниям относят подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние и др. Основное их отличие от психических процессов заключается в наличии особых характеристик — интенсивности и направленности. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, объективно и субъективно обусловленными, но их общей особенностью выступает динамичность. Исключение составляют психические состояния, которые вызваны доминирующими свойствами личности, в том числе и патохарактерологическими; они бывают весьма устойчивыми психическими явлениями, которые характеризуют личность человека в целом.
Психические свойства — это более устойчивые и более постоянные психические образования. Под ними понимаются наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественно-качественный уровень деятельности и поведения человека (направленность, темперамент, способности, характер, мастерство).
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2000.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.