ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предыдущий термин:
Общая оценка

Следующий термин:
ОБЩАЯ СЕМАНТИКА

Содержание:

Найдено 7 определений термина ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.

Оцените определение:

Источник: Краткий словарь психологических терминов

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ

дисциплина, пытающаяся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологией в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности. Совокупность теоретических и экспериментальных исследований, выявляющих самые общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.

Основные понятия психологии общей характеризуют процессы, состояния и свойства психические. Процессы психические охватывают:

1) процессы познавательные - ощущения и восприятия, память, воображение и мышление;

2) процессы волевые - мотивы, стремления, желания, принятие решений;

3) процессы эмоциональные - чувства, эмоции.

К состояниям психическим относятся проявления процессов психических - познавательных (например сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты). Свойства психические включают качества ума (способности), устойчивые особенности сферы волевой (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент).

Разделение основных понятий на эти группы условно. Понятие процесса психического подчеркивает процессуальный характер изучаемого явления. Понятие состояния психического характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления. Понятие свойства психического отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности. Так, аффект может рассматриваться и как процесс, ибо в нем выражена динамика чувств, стадиальный его характер; и как состояние, ибо он характеризует психику в данный период времени; и как проявление психических свойств личности - вспыльчивости, гневливости.

Кроме проблем, относящихся к психике в целом, рассматриваются более частные, относящиеся к конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам. В первую очередь обсуждаются вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами; они изучаются теоретически и экспериментально.

Основные вопросы психологии общей стоят в центре более частных отраслей психологии - относительно самостоятельных областей знания. К ним относятся, например, психология сравнительная, зоопсихология, психология возрастная, психофизиология, нейропсихология, психология специальная, психология социальная, психология труда. Каждая из этих отраслей вырабатывает свои, относительно автономные теоретические представления и, в свою очередь, содержит ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

англ. general psychology) - раздел психологии, теоретически и экспериментально изучающий закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных.

Границы, отделяющие О. п. от др. разделов психологии, очерчены нечетко. Иногда под О. п. понимают изучение психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), психических свойств (способности, характер, темперамент) и психических состояний у нормального взрослого человека. Распространенным, особенно в западной психологии, является противопоставление О. п. и психологии личности (также дифференциальной или индивидуальной психологии). В отечественной психологии эта т. зр. неоднократно подвергалась критике, т. к. изучение личности относится к числу центральных задач О. п.

Наряду с разработкой конкретных проблем О. п. в качестве фундаментальной научной дисциплины занимается изучением вопросов методологии, теории и истории психологической науки. Общепсихологические понятия, методы и закономерности используются в различных областях прикладной психологии, которые, в свою очередь: 1) "поставляют" новые проблемы и идеи для О. п., 2) осуществляют практическую проверку принципов и теорий О. п., 3) обогащают общепсихологические абстракции живыми фактами.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Широкое значение – направление в психологии, которое изучает общие, даже универсальные, принципы, применимые ко всем объектам исследования. Ср. с дифференциальной психологией. 2. Еще более широкое значение – вся психология: теории, открытия, принципы и т.д., отраженные в стандартном вводном тексте.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

общая психология

отрасль психологической науки, предметом исследования которой являются общие закономерности, тенденции, особенности развития психики в филои онтогенезе, а также теоретические методы и принципы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

основная отрасль психологической науки, содержащая в себе базовые психологические знания, понятия и законы.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

Общая психология

греч. psyche – душа, logos –слово, учение, наука) – 1. широкое значение - направление в психологии, которое изучает общие, универсальные принципы, применимые ко всем объектам психологического исследования – в отличие от дифференциальной психологии; 2. более широкое значение – вся психология, включая существующие теории, открытия, принципы, факты, методы исследования и т.д., отраженные в стандартном вводном тексте.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Общая характеристика феномена активности в отечественной психологии

Белан Е. А.
В статье представлена систематизация основных подходов к исследованию активности личности в отечественной психологии.
Читать PDF

Общая характеристика психологических барьеров в изучении иностранного языка и здоровье студента

Редькина Л. В., Абдалина Л. В.
В статье авторы на основе анализа актуальной психологической литературы формулируют определение феномена «психологический барьер» в изучении иностранного языка студентами и описывают источники его воз
Читать PDF

Общая характеристика затруднений в общении у людей с разной социально-психологической безопасностью

Эксакусто Татьяна Валентиновна
Дается определение социально-психологической безопасности, описывается ее соотношение с психологической безопасностью.
Читать PDF

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЕГО ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЕВ

Галецкая И.И.
Обоснована актуальность проблемы психологического здоровья, осуществлен анализ соотношения понятий психического здоровья и психологического здоровья.
Читать PDF

Общая и дифференциальная психофизиология: взаимовлияние научных школ Б. М. Теплова и Е. Н. Соколова

Голубева Эра Александровна
В статье даны определения общей и дифференциальной психофизиологии, обозначена специфика их предметов и методов. Рассмотрены некоторые продуктивные пути взаимовлияния научных школ Е.Н. Соколова и Б.М.
Читать PDF

Общая характеристика роли влияния природных и социально-культурных факторов на развитие одарённого р

Ольховская Елена Юрьевна
Современный этап развития педагогики и психологии характеризуется поиском определения природы детской одарённости и связанных с ней проблем воспитания.
Читать PDF

Общая характеристика готовности социального работника к субъект-субъектному взаимодействию

Козлова Ирина Юрьевна
В статье на основе анализа научной литературы по педагогике, психологии, социологии автором раскрывается содержание готовности социального работника к субъект-субъектному взаимодействию, представлена
Читать PDF

Общая характеристика стилей семейного воспитания детей с дефицитарным типом развития в зависимости о

Сорокин Виктор Михайлович, Диденко Елена Яковлевна
В статье проанализированы результаты исследований стилей семейного воспитания детей с нарушениями зрения и слуха в зависимости от половой принадлежности их родителей.
Читать PDF

Общая характеристика профессионального выбора подростка

Груздова Е. В., Абдалина Л. В.
В статье на основе анализа актуальной психологической и педагогической литературы представлен авторский вклад на феномен «профессиональный выбор учащегося».
Читать PDF

Толерантность социального работника: общая характеристика

Завьялова Наталья Ивановна
В статье на основе анализа актуальной педагогической, психологической, философской, социологической литературы автор раскрывает содержательные характеристики толерантности социального работника и пред
Читать PDF

Общая компетентность как основа социальной и профессиональной компетентностей

Дубровина Ольга Ивановна
Автором вводится понятие «общая компетентность» как способность к эффективной реализации в практической деятельности своей осведомленности (квалификации, знаний) и опыта как результата взаимодействия
Читать PDF

Общая характеристика и содержание конфликтологической компетентности руководителя

Крохина Валентина Владимировна, Абдалина Лариса Васильевна
В статье на основе анализа психологической, акмеологической литературы по проблемам профессиональной компетентности руководителя авторы раскрывают общее представление о структурно-содержательных харак

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!