Образы мужчины и женщины в языковом сознании

Предыдущий термин:
ОБРАЗЦОВА СИНДРОМ

Следующий термин:
ОБРАМЛЕНИЕ

Содержание:

Найдено 1 определение:

Образы мужчины и женщины в языковом сознании

изучаются на основании ассоциативных полей, полученных при проведении широкомасштабных экспериментов по свободному ассоциированию. Ряд междисциплинарных работ, изучающих отражение образов мужчины и женщины в языковом сознании, появился с возникновением гендерных исследований в отечественной лингвистике. При этом часто рассматривается мужское и женское языковое сознание, т. е. изучается в сопоставительном аспекте влияние гендерной составляющей на ассоциативное вербальное поведение. Например, группе информантов в качестве стимульного слова предлагается существительное "женщина" и ставится задача - отреагировать первым пришедшим в голову любым словом. Собранные таким способом реакции образуют ассоциативное поле, имеющее ядро (высокочастотные реакции) и периферию (единичные, уникальные реакции). В современной психолингвистической теории считается, что такие ассоциативные поля являются своеобразной проекцией группового языкового сознания (Тарасов).

Следует подчеркнуть также, что гендерный параметр в современном ассоциативном психолингвистическом направлении исследуется двояко. С одной стороны, существует ряд работ, где проводится дифференциация информантов по полу (Горошко; Кирилина; Тарасов), а с другой стороны, при исследовании образов маскулинности - фемининности, восприятия гендерно-маркированной лексики, гендерных стереотипов анализируются данные, полученные на выборках, смешанных или не дифференцированных по признаку пола вовсе (Уфимцева, Ершова). Часто эти две группы исследований проводятся в сопоставительном ключе: на ассоциативном русско-немецком материале (Тарасов, Ершова, Кирилина), русско-английском (Уфимцева), русско-испанском (Караулов), русско-казахском (Дмитрюк) и т. д.

Данные, полученные на русском ассоциативном материале в плане изучения образов фемининности и маскулинности, показали, что в целом наблюдается, например, высокая оценка женского интеллекта, в основном положительное отношение к женщине, значимость ее внешности, невысокая контрадикторность полов. Практически неизменной осталась высокая ценность материнства и такие качества, как любовь, самоотверженность, самопожертвование. Несколько размыт мужской образ. Частотными являются как реакция "сильный", так и "красивый", а реакция "умный" не является частотной. Традиционно "мужской" стереотип не выражен ярко. Негативные оценки мужчин связаны в основном с алкоголизмом, отчасти с супружеской неверностью. Многие реакции, особенно относящиеся к личностным качествам, повторяются как в оценке мужчин, так и в оценке женщин (Кирилина). Мужское доминирование в результатах современных ассоциативных экспериментов практически не представлено. Так, по данным ассоциативного эксперимента, проведенного А. В. Кирилиной в 1998 г., все "информанты, независимо от пола, ассоциируют образ русской женщины с терпением, добротой, трудолюбием, красотой, любовью (в первую очередь материнской) и самоотверженностью. Информанты "ценят" в русской женщине активность, решительность, энергию и целеустремленность, а также хозяйственность и материнство, высокие нравственные качества: верность, отзывчивость, способность к сочувствию, эмоциональную теплоту". В результате проведенного исследования А. В. Кирилина пришла к выводу, что в русском языковом сознании образ женщины имеет явно более выраженную положительную оценку, в отличие от образа мужчины. При этом женственность ассоциируется не со слабостью, а с силой, решительностью, выносливостью, терпением, любовью, умом и красотой. Исследовательница установила, что русские мужчины высоко оценивают русских женщин, делая акцент не столько на их внешности, сколько на личностных качествах - эти характеристики тщательнее детализируются. Сексуальные аспекты отношения полов в языковом сознании акцентированы слабо, преобладают оценки нравственные. Русские женщины более критичны к русским мужчинам, чем наоборот. По данным ассоциативных экспериментов, русский мужчина предстает, прежде всего, как человек, приверженный пагубному пороку - пьянству. Реакция "пьяница" оказалась в женском ассоциативном поле наиболее частотной. Было установлено также, что мужчины оценивают себя выше, чем их оценивают женщины, однако ниже, чем они сами характеризуют женщин. Низкий удельный вес отрицательных качеств среди реакций на стимул русская женщина и высокая частотность лексем самоотверженность, самопожертвование, доброта позволил автору сделать предположения о том, что мужчины ориентируются в своих оценках на идеальный образ, а женщины оценивают себя положительно (Кирилина).

Следует подчеркнуть, что проведенное А. В. Кирилиной исследование крайне интересно по двум аспектам. Во-первых, оно проведено на гендерно-маркированной лексике и позволяет выявить представленность гендерных стереотипов в русском языковом сознании. Во-вторых, в нем приводятся ассоциативные данные с учетом половой принадлежности информантов, что позволяет говорить о гендерной маркированности собственно их речевого поведения.

Выводы, к которым пришли авторы исследований, могут быть обобщены следующим образом. Данные ассоциативных экспериментов помогают раскрыть динамику и функционирование гендерных стереотипов в языковом сознании, причем выводы, полученные на их основе, вполне корреспондируют с данными, полученными, например, на фразеологическом материале (Кирилина 1999. С. 105-143).

Оцените определение:

Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности образа внешне привлекательной женщины в массовом сознании мужчин и женщин

Варлашкина Евгения Анатольевна, Козубенко Светлана Викторовна
Socially approved way of visual appeal is gender-specific, citing the modern women to achieve it. Appearance has a leading position in the hierarchy of life values women. The article presents the results of studies of the visual appeal of the image in the mass consciousness of men and women.
Скачать PDF

Особенности образов родителей у мужчин и женщин с различным уровнем эмоционального интеллекта

Лимаева Ю. Ю.
В статье рассматриваются образы родителей у мужчин и женщин с различным уровнем эмоционального интеллекта высоким, средним низким. Эмоциональный интеллект определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Исследуется влияние родителей на формирование межличностного и внут-риличностного ЭИ: такие черты родителей как отзывчивость, уступчивость, способность к компромиссу, доброта, решительность способствуют развитию ЭИ; черствость, нерешительность, непривлекательность родителей приводят к низкому эмоциональному интеллекту.
Скачать PDF

Особенности психосоматических симптомов и переживания образа я у педагогов-мужчин и педагогов-женщин

Мерзлякова Дина Рафаиловна, Семкова Мария Петровна
Проведено изучение особенностей психосоматических симптомов и переживания образа Я у педагогов-мужчин и педагогов-женщин. Разработаны модели психофизиологических состояний у педагогов разного пола.
Скачать PDF

Особенности образов родителей и типы привязанности в межличностных отношениях у мужчин и женщин

Лимаева Юлия Юрьевна
В данной статье рассматриваются особенности образов родителей у людей с различными типами привязанности в межличностных отношениях. Подчеркивается важность диалогического эмоционального контакта с родителем для развития позитивного самоотношения и надежной привязанности во взрослости. Выявлено, что родители людей с надежной привязанностью характеризуются добротой, отзывчивостью; с тревожной непоследовательностью, инверсией ролей в семье; с отвергающей высокой автономностью; с избегающей стабильностью и директивностью. Результаты анализируются с точки зрения теории семейных систем.
Скачать PDF

Образ современной и идеальной женщины у мужчин с разными личностными особенностями

Сунцова Яна Сергеевна
Анализируются результаты исследования образа современной и идеальной женщины у мужчин с разными личностными особенностями. Выявлено, что у общительных, экспрессивных и подверженных общественному мнению мужчин, ориентированных на внешнюю реальность, образ современной женщины больше соответствует идеалу, чем у мужчин замкнутых, сдержанных и самостоятельных в оценке объектов, событий и ситуаций.
Скачать PDF

Особенности репрезентации образа матери у мужчин и женщин

Газизова Юлия Сергеевна
В статье анализируются основные направления в исследовании проблематики репрезентации образа матери, описаны результаты, раскрывающие половозрастные особенности репрезентации образа матери. На основании теоретического анализа и экспериментальной проверки гипотезы автор доказывает, что процесс репрезентации образа матери у мужчин и женщин неоднозначен, наблюдаются отличия в ценностно-смысловом наполнении содержания образа и особенностях его репрезентации.
Скачать PDF

Образ будущего родителя у мужчин и женщин в связи с особенностями их эмоционального интеллекта

Обухова Юлия Владимировна, Добровольская Мария Юрьевна
В статье рассматриваются особенности образа будущего родителя и эмоционального интеллекта у мужчин и женщин в период ранней взрослости.
Скачать PDF

К проблеме содержания психолингвистических терминов: образ языкового сознания

Пищальникова Вера Анатольевна
Отечественная психолингвистика использует некоторые психологические термины, адаптированные к предмету собственно психолингвистических исследований. Однако часто необходимая адаптация термина, перемещаемого из одной научной парадигмы в другую, отсутствует. Это приводит к нечеткости терминологии и даже к искажению исходных понятий.
Скачать PDF

Образ женщины-менеджера в сознании представителей профессионального сообщества

Тарасова Людмила Владимировна
В статье излагаются результаты эмпирического исследования представлений мужчин и женщин-ме-неджеров относительно самих себя и менеджеров противоположного пола. Сопоставлены образы реального и идеального менеджера в сознании мужчин и женщин, занимающихся управленческой деятельностью. Определены профессиональная само-оценка и выраженность потребности в достижениях у мужчин и женщин-менеджеров.
Скачать PDF

Сравнительный анализ организованности мужчин и женщин

Ершова Р.В.
Представлены результаты исследования половозрастных особенностей организованности у мужчин и женщин. Приводятся данные о возрастных периодах начала и окончания половой дифференциации в развитии организованности
Скачать PDF

Молодое поколение России: особенности гендерных трансформаций личности мужчин и женщин

Хоч Н.С., Штепа Н. А.
В статье представлены результаты исследования характера гендерных трансформаций личности российских молодых мужчин и женщин. Широко используемый в англоязычной литературе термин «gender personality» или гендерный тип личности включает в себя совокупность личностных характеристик, описывающих человека как фемининного, маскулинного, андрогинного или недифференцированного (неопределенного) по психологическим качествам и предпочитаемым им паттернам полоролевого поведения. В исследовании приняли добровольное участие 310 студентов: 140 юношей и 170 девушек в возрасте от 17 до 22 лет. Полученные результаты свидетельствуют, что в условиях современного российского общества имеют место процессы усвоения молодежью гендерных установок и паттернов поведения, традиционно свойственных противоположному полу. При этом молодые женщины становятся все более андрогинными, однако в большинстве своем сохраняют высокую выраженность феминных качеств, свойственных их традиционной гендерной роли, в то время как у значительной части молодых мужчин процесс андрогинизации происходит с частичной утратой маскулинных черт.
Скачать PDF

Особенности гендерных трансформаций мужчины и женщины: взаимодетерминированность и «Заострение» черт

Танасов Георгий Георгиевич
Статья обращена к проблеме гендерных трансформаций. Проанализированы особенности взаимной детерминации изменений у мужчин и женщин. Показано, что гендерные черты «заостряются» (усиливаются) в ситуации конфликта интересов и переговоров.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!