Обобщенный другой это что такое Обобщенный другой: определение — Психология.НЭС
Обобщенные чувства ОБОГАЩЕНИЕ

ОБОБЩЕННЫЙ ДРУГОЙ

Найдено 3 определения термина ОБОБЩЕННЫЙ ДРУГОЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ОБОБЩЕННЫЙ ДРУГОЙ

англ. generalized other) - термин, введенный амер. социальным философом и социальным психологом Дж. Г. Мидом (Mead, 1863-1931) для обозначения осознанных и акцептированных личностью групповых (общих) ценностных ориентации, моральных и технических правил, связанных, напр., с к.-л. выполняемой ролью или статусной позицией. Не следует путать с термином "значимый другой". По Миду, О. д. участвует в формировании самосознания личности, причем этот процесс происходит в контексте совместных видов деятельности, в т. ч. в коллективных играх (англ. game, а не play) дошкольников. См. также Зеркальное Я. (Б. М.)

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

ОБОБЩЕННЫЙ ДРУГОЙ

Термин, введенный социологом Джорджем Гесбертом Мидом для обозначения внушенных человеку представлений об абстрактном социальном классе или группе. Индивид формирует образ обобщенного другого в процессе социального взаимодействия, в ходе которого установки, ценности, ожидания, точки зрения и т.д. членов этой группы г но становятся собственными для человека. Хотя начальные фазы могут быть довольно специфическими, со специфическими аспектами принимаемых индивидом групповых ценностей, через какое-то время весь комплекс факторов становится взаимосвязанным и обобщенным, и он больше не зависит от специфических установок определенных людей. Таким образом, благодаря такому обобщенному другому, человек начинает успешно взаимодействовать с группой и отражать ее ценности. Кроме того, согласно Миду, обобщенный другой также служит основой для развития способности к абстрактному мышлению и решению задач. См значимый другой и социализация.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Обобщенный другой

в социологии – термин Д.Г.Мида, обозначающий внушенные индивиду и принятые им представления о некоей социальной группе, с которой он себя идентифицирует. Индивид формирует такие представления в ходе социального взаимодействия, в процессе которого установки, ценности, ожидания, точки зрения, нормы поведения и т.д. членов этой группы постепенно становятся как бы его собственными, превращаются в качества его личности. Такая группа может быть просоциальной и адаптируясь к ней, индивид развивается как личность в адекватном направлении, но она может быть асоциальной, антисоциальной, и принимая ее требования и ценности, он, напротив, может изменяться негативным образом до степени, в какой он может рассматриваться как аналогичный психопатической личности. Примером последнего служат деструктивные религизные культы, результатом влияния которых на личность адептов является так называемый сектантский синдром. Таким же образом происходит деформация личности человека, ставшего членом какой-то корпоративной, в частности, финансовой группы, преследующей собственные цели, отнюдь не всегда совпадающими с интересами общества.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ОБОБЩЕННЫЙ ДРУГОЙ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Соотношение восприятия эмоционального состояния другого человека по голосу со степенью обобщенности

Беткер Людмила Михайловна
Представлены результаты экспериментального изучения психологических особенностей взаимосвязи восприятия эмоционального состояния другого человека по паралингвистическим характеристикам речи со степенью обобщенности эмоциональных представлений у младших школьников с ЗПР в сравнении с нормой.
Скачать PDF

Психологические характеристики отношений школьников к сверстникам из другой этнической группы

Булавкина О.В.
Скачать PDF

Сходство Образа я и Образа значимого Другого как фактор, влияющий на удовлетворенность жизнью в пожи

Халина Наталья Владимировна
Цель. Статья направлена на изучение влияния сходства Образа Я и значимого Другого на удовлетворенность жизнью в позднем возрасте. Неизученность обозначенной проблемы делает ее актуальной в теоретикометодологическом и в практическом плане. Методы исследования: метод теоретического анализа; методы обработки данных: критерий ф Фишера, корреляционный анализ Спирмена, факторный анализ, дисперсионный анализ для связанных выборок. Результаты. Удовлетворенность жизнью в целом взаимосвязана с остальными составляющими удовлетворенности (условиями жизни, витальных потребностей, здоровьем) и является основной при рассмотрении общего показателя удовлетворенности в пожилом возрасте. Пожилые люди, имеющие сходство образов по ценностным ориентациям, удовлетворены жизнью в большей степени по сравнению с престарелыми людьми, у которых имеются различия в представлении о собственной системе ценностей и ценностных ориентациях значимых других. Фактор «сходство образов» по ценностным ориентациям является выраженным и влияет на уровень удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте. Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы для повышения удовлетворенности жизнью пожилых людей, а так же формированию у них позитивного Образа Я. Кроме того, обращение интереса к проблемам старения является залогом доверительных взаимоотношений людей пожилого возраста с молодым поколением, особенно людьми из значимого окружения.
Скачать PDF

К проблеме трансформаций представлений личности о Другом человеке

Альперович Валерия Дмитриевна
В статье поставлена следующая цель исследования: определить влияние значимых жизненных событий на трансформации социально-психологических характеристик представлений взрослых людей о Другом как Враге и Друге. По результатам исследования выявлено: типы событий «отрицательное поведение Другого» / «поступок самого субъекта», «изменение социального контекста» определяют трансформации представлений взрослых людей о Друге в направлении усиления значимости эмоциональной поддержки, помощи со стороны Друга / ценностно-смыслового единства с Другом, представлений о Враге в направлении усиления значимости «предательства» Врага / ценностно-смысловых различий, завистливого, агрессивного поведения Врага.
Скачать PDF

Методологический статус «Другого»: психологический дискурс

Рягузова Елена Владимировна
В статье осуществлена теоретическая рефлексия понятия «Другой» с целью определения его методологических возможностей. Показано, что в контексте психологического дискурса пространство интеракций Я и Другого репрезентируется тремя векторами, образующими социально-психологическую, социокультурную и экзистенциально-культурную плоскости
Скачать PDF

Понимание Другого как модус существования человека

Жукова Ольга Ивановна, Жуков Владимир Дмитриевич
В статье авторами анализируется понимание, являющееся одним из важных параметров формирования человека. Понимание рассматривается в качестве экзистенциально необходимого модуса бытия человека, через раскрытие которого он постигает смысл своего существования и существования Другого. Раскрываются основные подходы в понимании взаимодействия человека и Другого.
Скачать PDF

Позитивное восприятие другого человека как показатель открытости системы внутреннего мира интеллекту

Климонтова Татьяна Анатольевна
Статья посвящена исследованию малоизученной области восприятию другого человека интеллектуально одаренными подростками. В статье позитивное восприятие другого человека рассматривается как показатель открытости внутреннего мира человека. Анализируются данные, полученные в результате применения авторской методики предназначенной для исследования восприятия человека человеком. На основе сравнительного анализа, констатируется более позитивное восприятие других интеллектуально одаренными подростками, обеспечивающее открытость информационному воздействию.
Скачать PDF

Адаптация к другой культуре как трудная жизненная ситуация и совладание с ней: роль социальных предс

Гущина Татьяна Владимировна
В статье представлены результаты исследования имеющихся у россиян социальных представлений, образов представителей своей и других культур, восприятия сходств и различий данных образов, оказывающих влияние на качество межкультурной коммуникации, существующих авто-и-гетеростереотипов, претерпевающих изменения в трудных жизненных ситуациях, например, в процессе адаптации к другой культуре.
Скачать PDF

Особенности восприятия другого человека интеллектуально одаренными подростками

Шишкина И. А.
Анализируется специфика восприятия людей интеллектуально одаренной личностью в подростковом возрасте. Автором рассматривается восприятие других людей в контексте самоотношения субъекта. Констатируются различия восприятия людей одаренными подростками и подростками со средним уровнем интеллекта.
Скачать PDF

Образ значимого Другого как средство совладания личности с трудной жизненной ситуацией

Табурова Татьяна Сергеевна
Анализируется роль образа значимого Другого в процессе совладания личности с трудной жизненной ситуацией. Образ значимого Другого рассматривается как средство, актуализирующееся в трудной ситуации и трансформирующее представление человека о ситуации и стратегиях совладания с ней. Приводятся результаты эмпирического исследования образа значимого Другого как средства совладания.
Скачать PDF

Внутренний диалог «Я-другое я» как механизм развития личности

Евченко Н.А., Березин С.В.
В данной статье представлено исследование компонента внутреннего диалога личности отражения субъекта в себе как в некотором смысле Другом. В эксперименте рассматриваются такие образы Другого Я как Я в ситуации максимальной и минимальной эффективности. Показано влияние обратной связи от Другого Я на поведение субъекта и проявление им различных черт личности. Выявлено, что актуализация образа Другого Я осуществляется посредством рекурсии, а последующее изменение поведения зависит от сравнительной силы актуального Я и Другого Я.
Скачать PDF

Проблема представления о себе и другом человеке в психологии

Полянский Андрей Иванович
В статье рассматриваются основные подходы к пониманию представления о себе и другом человеке; анализируются общетеоретические и методологические исследования развития самосознания в контексте проблемы развития личности.
Скачать PDF