ОБОБЩЕННЫЙ ДРУГОЙ
ОБОБЩЕННЫЙ ДРУГОЙ
результат интернализации индивидом наиболее общих социальных установок окружающих людей. См. интернализация, установка социальная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ОБОБЩЕННЫЙ ДРУГОЙ
англ. generalized other) - термин, введенный амер. социальным философом и социальным психологом Дж. Г. Мидом (Mead, 1863-1931) для обозначения осознанных и акцептированных личностью групповых (общих) ценностных ориентации, моральных и технических правил, связанных, напр., с к.-л. выполняемой ролью или статусной позицией. Не следует путать с термином "значимый другой". По Миду, О. д. участвует в формировании самосознания личности, причем этот процесс происходит в контексте совместных видов деятельности, в т. ч. в коллективных играх (англ. game, а не play) дошкольников. См. также Зеркальное Я. (Б. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ОБОБЩЕННЫЙ ДРУГОЙ
Термин, введенный социологом Джорджем Гесбертом Мидом для обозначения внушенных человеку представлений об абстрактном социальном классе или группе. Индивид формирует образ обобщенного другого в процессе социального взаимодействия, в ходе которого установки, ценности, ожидания, точки зрения и т.д. членов этой группы г но становятся собственными для человека. Хотя начальные фазы могут быть довольно специфическими, со специфическими аспектами принимаемых индивидом групповых ценностей, через какое-то время весь комплекс факторов становится взаимосвязанным и обобщенным, и он больше не зависит от специфических установок определенных людей. Таким образом, благодаря такому обобщенному другому, человек начинает успешно взаимодействовать с группой и отражать ее ценности. Кроме того, согласно Миду, обобщенный другой также служит основой для развития способности к абстрактному мышлению и решению задач. См значимый другой и социализация.
Обобщенный другой
в социологии – термин Д.Г.Мида, обозначающий внушенные индивиду и принятые им представления о некоей социальной группе, с которой он себя идентифицирует. Индивид формирует такие представления в ходе социального взаимодействия, в процессе которого установки, ценности, ожидания, точки зрения, нормы поведения и т.д. членов этой группы постепенно становятся как бы его собственными, превращаются в качества его личности. Такая группа может быть просоциальной и адаптируясь к ней, индивид развивается как личность в адекватном направлении, но она может быть асоциальной, антисоциальной, и принимая ее требования и ценности, он, напротив, может изменяться негативным образом до степени, в какой он может рассматриваться как аналогичный психопатической личности. Примером последнего служат деструктивные религизные культы, результатом влияния которых на личность адептов является так называемый сектантский синдром. Таким же образом происходит деформация личности человека, ставшего членом какой-то корпоративной, в частности, финансовой группы, преследующей собственные цели, отнюдь не всегда совпадающими с интересами общества.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012